На суд благородной публики представляется очень необычное кино! В «Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова» имеется творческая мастерская киномэтров В. Хотиненко и В. Фенченко. Из неё выпускается интересный молодой кинематографист Елизавета Трусевич. И, как здесь и полагается, учебным (но не ученическим! Почувствуйте разницу) фильмом «Гены Гены». Где автор – автор сразу всего: идеи, сценария, режиссуры и постановки. Вообще-то сам Никита Сергеевич ещё и лично играет в своём кино, отчего оно сильно выигрывает. Трусевич на подобное не решилась. Уж не знаю: условия ли творческого обучения, проклинаемый ли всеми творцами бюджет, формат ли ленты (он не привычен! Это не одночастёвка грузинской «малой комедии», но и не 2 часа 10 минут голливудского – усредненного размера) – всего 1 час 16 минут 20 секунд.
Фильм строго ограничен по «месту действия», там всего две павильонные площадки. Одна героиня, трое героев… Минимум-миниморум костюмов, пустой холодильник, две сексуальных сцены и очень много разговоров, собственно и составляющих смысл нехитрого названия: некий кандидат биологических наук Гена бьётся в поисках расшифровки и перевода на современный язык кода генома (гена) человека. Свою часть научного пути он почти прошёл, но ему нужен профессионал-филолог, специалист в редчайших языках мира или иной зауми. Он находит такую даму, профессора, доктора филологических наук, каковая чуть не в первой фразе при знакомстве спрашивает «учёного соседа»: «Те чё надо?!» Завязывается удивительный диалог. Пересказывать его не имеет смысла, так как в нём, собственно, и вся идея фильма.
Есть тут и некий «странный» криминал. Право слово, не знаю даже как иначе его обозвать. Но начинается он с потрясающе смешной фразы героини: «Не звоните в милицию! Это не номер «ноль-два», это «О2» – химическая формула кислорода! А кислорода в этом учреждении не бывает». В дальнейшем смешного было маловато, но милиция всё ж появляется с ужасающей профессиональной ошибкой в заполошном крике: «У меня есть ОРДЕР на обыск… у меня есть ОРДЕР на ваш арест...». Увы, режиссер Ел. Трусевич не успела сообщить сценаристу Ел. Трусевич, что бумаги те зовутся не «ордером», а «постановлением».
Планируемое биологом Геной мировой открытие – за поэтическую расшифровку гена человека – не совсем бескорыстное: он алчет Нобелевской премии, как будто в буре (премии) есть покой?! Видимо, биолог немного не доучился в университете, раз не знает, что международная та награда за филологию, языкознание или литературоведение не присуждается! Не таков был Альфред Н., изобретатель динамита, чтоб свои денежки отдавать в сомнительные руки!
Справедливости ради замечу, сам учёный в нашем кино даже и не знает, а чего он, собственно, от своего открытия хочет?! Его увлекает сам процесс, эпатаж, новая эстетика и философия (за что «нобелевку» тоже не вручают).
Перед нами новое кино, новые герои, новый авторский и актёрский языковой жест. В процессе создания ленты принимает участия масса невидимого в кадре народу, а среди них обязаны быть мастера воплощения Идеи. Ими в фильме «Гены Гены» стали главные организаторы процесса кинопроизводства – Генеральный продюсер Ирина Глебова и продюсер исполнительный Пётр Пецка. Ни одного постановочного «прокола», светового, костюмного, музыкального. При слаженности действия экранного, как и полагается, очень много тяжкой работы за глазом камеры. Непростое освоение локации, невозможность тоновой перезаписи звука. Много чего ещё. А «массовка» в виде старой кинохроники съезда социалистической парии-фронта ФРЕЛИМО в Мозамбике – это что-то! В адрес профессионалов организации процесса – только благодарные аплодисменты капризных кинокритиков. Кстати, один из международных призов за фильм получил (более чем заслуженно) именно продюсерский коллектив.
О воздушно-капельных поцелуях умиления. Не всегда их можно преподнести актёрам. Шукшин, Данелия, Рязанов и сам Никита Сергеевич, хоть и являлись на экраны, но писателями были в первую очередь. При этом обязательно кто-то им помогал литературным советом. Просто словесная эквилибристика броского названия, ещё не даёт возможности актёрам в полной мере себя показать.
И тем не менее, это авторское, новое, ни на кого не похожее кино. Кино будущего? Ну, в будущем посмотрим...