Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
Валентин Берестов
Книгу Наталья Риттиной «Волшебная свеча» (Любимые сказки) (М.: УП ПРИНТ, 2015) я получила в подарок от автора лично. Сразу прочитать такую книгу сложно, она большая, объёмная. Я открыла её. И искренне обрадовалась. Первая часть – «Сказки по мотивам русских мифов и легенд». В это раздел вошли две сказки «История о том, как Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» и «Волшебная свеча».
Если зайти сегодня в любой книжный магазин или пройти на книжной выставке по стендам издательств, выпускающих книги для детей, то от калейдоскопа обложек книг сказок начинает рябить в глазах. Книг выпускается много. Прекрасно переиздается классика – какие художники-иллюстраторы! У Наталья Риттиной, отмечу, тоже прекрасный художник оформил книгу – Мария Спехова. Когда я читала сказки своим детям, начинала, конечно же с иллюстраций. Мы рассматривали обложку, открывали первую страницу. А потом?
Потом – вот он, новый, удивительный мир. Мир Сказки.
«История о том, как Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» посвящена Русской Атлантиде – двум затопленным в прежние годы старинным городам Корчеве и Мологе.
Да-да…
«В стародавние времена стояла на реке Мологе деревня Александровка, и проживали там…» – так начинается сказка НатальиРиттиной.
Вообще-то настоящих сказочников не так уж и много на свете. Наталья Юрьевна Риттина не просто одна из них, она – Сказочница с большой буквы, талантливая и мудрая. Книг у нее вышло много. Но я с творчеством писательницы познакомилась совсем недавно. И не с этой книги, конечно же. Но поговорим всё же о ней. Это, как мне кажется, своего рода избранное. Писательница включила в эту книга разные сказки, объединив их по разделам. Получись книги в книге.
Как пишут словари «Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом».
Но сказка «История о том, как Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» особенная. Это своего рода небольшое историческое повествование. Но со всеми атрибутами сказки, а потому именно она начинает книгу.
Мы без сказки не можем себе представить детства. Конечно, сейчас мы сказки читаем. А когда-то их исключительно рассказывали. Сказки возникли в древнейшие времена. Жанр оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Сказки сказывали! Сказание было распространенным увлечением не только на Руси. Но у нас-то точно! Причем, сколько сказителей сказку сказывали, сколько вариантов одного и того же сюжета возникало. Ведь сказитель живо реагировал на реакцию слушателей. И фантазировал, а иногда и не всё вспоминал. А потому сказок великое множество. Вроде как и похожих, но в то же время очень разных. А иногда и отличающихся незначительными деталями.
Для воспитания детей сказки бесценны. Но это отельная тема, сейчас не об этом. Важно то, что Наталья Риттина не просто рассказала нам, читателям – и большим, и маленьким, сказку, но и объяснила многое из того, что мы не знали. На каждой странице несколько сносок. И это прекрасно. Вы знаете, какого человека называют «степенным»? Или что означает слово «шастать»? Кто такие «бурлаки» или «раскольники»? Что такое «псалмы»? И еще много-много пояснений. Я уж не говорю про уточнения – кто такой царь Давид или указания на даты жизни Петра I. Все это очень важно знать, когда читаешь ребёнку такую литературу. Ведь мы, взрослые, порой и знаем значение того или иного понятия, но нам может быть сложно правильно его объяснить.
А в этой книге – вот, пожалуйста, объяснения на каждой странице.
И ещё. Лично я люблю читать повествования с уникальной лексикой. Может показаться ненужным сегодня употреблять устаревшие слова и выражения. Я с этим не согласна! Русский язык красив и разнообразен. И чем больше мы будем знать слов, пусть сегодня не употребляющихся, тем лучше. А объяснение устаревшим словам необходимо. И они в книге Натальи Риттиной тоже есть. И в изобилии.
В сказке непременно торжествуют истина и добро. Правда в сказке всегда на стороне несправедливо обиженных. Это прописные истины. Важно и то, что сказка указывает, каким должен быть правильный жизненный путь человека, говорит, в чём его счастье и несчастье. И в русских мифах и легендах, безусловно, выражена существенная черта мировосприятия народа — твёрдая вера в справедливость. Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку перед нами раскрывается тысячелетняя история народа.
Книгу «Волшебная свеча» я бы все-таки порекомендовала для чтения взрослым детям. Но и ребёнку, не малышу, конечно, будет интересно узнать о том, что же совершил Егорка из деревни Александровки. Ведь если ребенок сам читает сказку, то перед ним в доступной форме открываются тайны древнего миропонимания. Юный читатель сам, без указаний и объяснений сам сможет найти их. Это не просто, но ведь возможно же! Конечно, мы, взрослые, если читаем сказку ребёнку, обязательно на это ему укажем. И нам – читателям, независимо от возраста, очень интересно будет подробно (и внимательно!) прочитать комментарии к сказке «История о том, как Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал»». Это «Религия Древней Руси» – подробнейшее повествование, которое легко читается, и рассказ о Российской молочной кооперации. Почему такие комментарии? Ну… Надо прочитать сказку, тогда это будет понятно.
Всё, что в сказке кажется вымыслом, есть на самом деле отображение реального мира. Разве не так? Об этом нужно говорить с ребёнком. Ведь сравнивая сказочный мир с реальным, ребенок самостоятельно развивает мышление (он сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается). Сказка делает ребенка активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу и приучает к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. А если приводятся в пример реальные исторические события, то это тем более важно.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребёнка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Современные дети не только развлекаются, читая книги, но и учатся многому тому, без чего невозможна жизнь настоящего человека.
Может возникнуть вопрос, а чему нас может научить фольклор? Умению ценить традиции? Знанию истории? Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое, оказывается, мы знаем очень поверхностно. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
Язык сказки Наталья Риттиной прост и доступен. Именно этим её творчество ценно. Хотя, повторюсь, как мне кажется, её книги все же читают детям взрослые, а не сами детишки это делают.
Но ведь отзывы пишут взрослые. И ведь они правы! Процитирую.
«Русские сказки всегда отличались удивительной особенностью – атмосферой не просто душевности, но духовности. Именно она веками придавала объём и образность подлинному народному творчеству. Уловить эту тонкую субстанцию и передать её в книге непросто – сказочного сюжета или имитации фольклорного повествования недостаточно. Необходимо содержание – то, что создаёт внутреннюю форму произведения и всегда имеет очень «человеческое», авторское наполнение».
Полностью согласна. Как и согласна с утверждением, что в книге «Как Егорка камень Алатырь искал» Натальи Риттиной особая внутренняя атмосфера русской сказки проявилась в идее служения и божественного Света, пронизывающего всю человеческую жизнь. Именно о нём люди так часто забывают на земле, погружаясь во Мрак. Для обретения Света вновь надо пройти определённый путь».
Да-да. И об этом писательница говорит без всяких нравоучений, легко и просто.
«Сказка о том, как Егорка камень Алатырь искал» написана Натальей Риттиной по мотивам древнеславянских мифов и легенд. На самом деле, это не совсем так. Она написана по целой истории древних традиций, религий и уклада русской жизни, ведущих своё происхождение с архаичных времён, когда далёкие на сегодняшний день культуры (славянская, арийская, иранская, скандинавская) имели общие корни, схожесть верований и обрядов».
Какие правильные мысли! И читатель должен знать, что эта сказка не самое простое чтение.
«Однако показать истинные корни и преемственность культур, когда народные верования веками сплетались в красивый узор с христианским Учением, не самая лёгкая задача. Именно поэтому книга Натальи Риттиной далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд. В ней присутствуют элементы как русской волшебной, так и бытовой сказки, описания жизненного уклада и даже привычек деревенской глубинки, сохранившихся вплоть до XX века. В книге есть вполне научное исследование древнеславянского пантеона, справочный аппарат для расшифровки значений архаичных и вышедших из употребления слов, что делает детскую сказку познавательной и энциклопедичной (особенно в части комментариев и пояснений)».
Действительно, в сказке «История о том, как Егорка из деревни Александровки камень Алатырь искал» много смыслов, которые сразу можно и не разглядеть. Но писательница приглашает к размышлению. И в конце концов ты погружаешься в этот непростой, и не всегда понятный мир, который завораживает, увлекает, не даёт оторваться, пока не прочтёшь до конца. Назвать эту сказку весёлой, пожалуй, нельзя. В ней, как и в жизни, присутствуют и грусть, и печаль. Да и в целом все творчество писательницы привлекает своей правдивостью – в первую очередь в изображении чувств и характеров. Характеры героев её книг яркие, своеобразные, иногда противоречивые. А как же иначе? Ведь и в жизни всегда так происходило, причем не важно – когда. Сегодня или много веков назад.
Егорка из деревни Александровки у Натальи Риттиной, как и всякий сказочный герой – идеальный образец для подражания. Разве он не умён? Не силён духом? Он самоотвержен, изобретателен, смекалист. Таким хотел бы стать каждый ребенок.
Вторая сказка в первой части книги Наталья Риттиной – «Волшебная свеча». Именно эта сказка и дала название всей книге. А перед главой есть и эпиграф, как бы обращение писательницы к читателям. «Горящая свеча – это древний символ света, жизни и духовности. Особое символическое значение горящая света приобрела в христианстве, являясь выражением Божественного света.
«Вообще сказка требует тишины и уединения. Когда пишется сказка, она всегда окружена завесой тайны. Я всегда писала, как пишется, боялась вспугнуть мир сказки, который очень хрупок и требует бережного отношения. Когда пишешь сказку, с надеждой ждешь, вдруг придуманные тобой герои сами начнут действовать и диктовать свои условия игры, по-другому, неожиданно строить сюжет. Иногда просто удивляешься, как сказка пишется сама»– призналась когда-то известная сказочница Софья Леонидовна Прокофьева в одном из своих интервью.
Увлекательные и светлые сказки Наталья Риттиной не сразу, постепенно открывают внимательному читателю свой потаённый мудрый и глубокий духовный смысл. Мы как бы постепенно проникаем в мир, окруженный завесой тайны.
И поэтому, как все настоящие сказки, их интересно читать людям любого возраста!
Есть мнение, что в современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и своё отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Сказка сеет веру в победу добра над злом. Маленький читатель видит, что после череды испытаний герой вознаграждается радостью, счастьем. Это дает понять, что в жизни можно добиться успехов только благодаря стараниям и помощи близких. Так зарождаются сострадание, гуманность, душевность. Чем раньше сказка появляется в жизни человека, тем больше шансов укрепить в сердцах доброту, справедливость, честность.
И – я это точно знаю по своему опыту многодетной мамы, что необходимо находить время для чтения с ребенком. Если не каждый день, то чем чаще, тем лучше.
И книга Натальи Риттиной «Волшебная свеча» для совместного чтения с ребенком прекрасно подходит. Наталья Риттина прекрасно дружит со словами. С их помощью она может рассказать не только то, что видели её глаза, но и то, что чувствовало сердце, подсказала мысль, создавало воображение. Из слов рождалась небывалая в природе страна – страна сказок.
Удивительно, но в сказочном пространстве Натальи Риттиной каждый читатель чувствует себя комфортно. В жизни нельзя быть посторонним зрителем, надо уметь постоять за себя и за близких, за справедливость и честь.Надо достойно жить. Это понимают взрослые, а дети видят – на примере сказок, мифов и легенд. Она-то, жизнь, и есть самое большое чудо. Потому что того, кто не прячется от нее, а живет – волнуется, любит, беспокоится, действует, – она и лечит от хандры и страхов, и учит ответственности, и закаляет для борьбы. И делает по-настоящему счастливым.
Так что нужно читать сегодня сказки, чтобы была возможность найти ответы на многие непростые вопросы нашего бытия.Что же касается выдумки, то давно известно, что не всякая выдумка плоха. «Сказка – ложь, – сказал Пушкин, – да в ней намек – добрым молодцам урок».
Союз писателей России и Московская городская организация СП России отметили творчество Натальи Риттиной литературно-художественной премией «Наш век» имени великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873) с вручением одноимённой медали.
И это символично. Творчество писательницы не ограничено рамками времени. Писатель Михаил Пришвин, говорил так: «Затем и сказка, чтобы правду найти».
Правду жизни, правду сложных отношений между людьми, правду в их борьбе за добро и счастье– из года в год ищет в своих мудрых, веселых и увлекательных сказках талантливая писательница наших дней – Наталья Юрьевна Риттина.