Федин Константин Александрович – писатель, журналист, выдающийся мастер художественного слова. Депутат Верховного Совета СССР. Первый секретарь и Председатель Правления Союза писателей СССР. Член Академии наук СССР по отделению литературы и языка. Член Немецкой Академии искусств. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством I степени» (ГДР), золотым орденом «Звезда дружбы народов» (ГДР). Лауреат Сталинской премии первой степени. Герой Социалистического труда.
Константин Федин – автор книг, вошедших в золотой фонд русской литературы. Сила и выразительность нарисованных писателем образов, убеждённость патриота сделали его признанным классиком нашей литературы. Чувство патриотизма – примечательная особенность его таланта. Им всегда владело стремление видеть движение истории, определившее содержание двадцатого века, судьбы народов и отдельных людей.
Двадцатый век – это крутой поворот в истории нашей страны, две мировые войны, революция, гражданская война, создание СССР. Сейчас уже довольно сложно представить, как в таких условиях жили, работали и как-то выживали люди.
Родился Константин Александрович Федин в Саратове 12 (24) февраля 1892 года в семье владельца писчебумажного магазина.
В своей автобиографии К.А. Федин пишет: «Я начал себя помнить с четырёх лет. Мы жили тогда на плац-параде – большой пыльной площади, где в длину приземистых артиллерийских конюшен стояли зелёные батарейные орудия, издалека направленные дулами на наш деревянный “флигель” в три окошка… В 1899 году я пошёл в начальное училище, где одним из учителей был дядя моей матери, Семён Иванович Машков, у которого она провела девичьи годы перед замужеством… В 1901 году я поступил в коммерческое училище. Память об учении в нём сохранила мало хорошего. Но в его стенах я испытал с товарищами переживания, которые принесены были русско- японской войной, и особенно революцией».
В 1911 году Федин поступил в Московский коммерческий институт. С 1913 года начинает публиковаться в «Новом сатириконе».
В 1914 году после окончания третьего курса университета уезжает в Германию, где его застала Первая мировая война. Был интернирован. После окончания войны, в сентябре 1918 года, возвращается в Москву. В 1919 году уезжает в Сызрань, где работает секретарём городского исполкома, редактирует журнал «Отклики» и газету «Сызранский коммунар», в которых публикует свои очерки, фельетоны и статьи.
В этом же году был призван на военную службу и направлен в политотдел кавалерийской дивизии, где и служил до перевода в редакцию газеты «Боевая правда».
В двадцатые годы прошлого столетия Фединым написаны повести: «Анна Тимофеевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), «Мужики» (1926), «Старик» (1928–1929), сборник повестей и рассказов «Трансвааль» (1925–1926), рассказы: «Светает», «Сад», «Пустырь», «Абхазские рассказы» и др.
Федин писал в своей автобиографии: «В 1923 – 1926 годах я подолгу живал в лесных заповедниках старого быта Смоленского края, где лишь медленно назревали события, которым предстояло вырасти до размеров социального переворота во всём крестьянстве спустя два-три года. Сборник повестей и рассказов “Трансвааль” остался памятью этого периода моей жизни».
В эти же годы он написал романы: «Города и годы», «Братья». Перед нами словно раскрывается дорога в далёкое прошлое, где не было ни нас, ни всего того, что составляет сегодня нашу жизнь. Здесь историзм проявляется в точной передаче социальных, бытовых, психологических, языковых особенностей изображаемого периода времени. Многие факты и события нами уже забыты, уйдя в небытие с поколениями людей, когда-то живших на нашей земле.
Роман «Города и годы» получился блистательным и по сюжету, и по языку. В центре повествования автор помещает художника Андрея Старцева, который, как и сам Федин, оказался на территории противника в Германии после начала Первой мировой войны. Ему пришлось не только многое испытать, но и переосмыслить свои взгляды. Федин мастерски переплёл в романе всех и вся, жизни людей, судьбы, события, города и годы. Композиция этого произведения передаёт необычность происходящего и драматизм перемен. Война совершенно изменяет такие, казалось бы, определённые понятия, как верность, долг и честь, любовь и дружба. Так, вместо дружбы остаётся ненависть между русским и немцем. Города и годы лишь только усугубляют пропасть между ними, делая невозможным сближение. Действие постоянно перемещается из нашей страны в Германию и обратно. Роман увлекательный и интересный, был переведён на несколько языков мира и дважды экранизирован. Это литературный памятник давно ушедшей от нас эпохи.
Время действия в романе «Братья» – годы революции, гражданской войны и первых лет Советской власти. Личная линия сюжета этой книги слита с общечеловеческой. Роман – яркий, живой, рассказывающий о судьбах интеллигенции в переломный период построения нового общественного строя. В центре – история творческого и жизненного пути Никиты Караева от мальчика, который ненавидел скрипку и игру на ней, до композитора, автора симфонии. Через семью Караева автор показал, как гражданская война нарушила привычный жизненный уклад и разделила родных братьев: Матвея, Никиту и Ростислава. Это книга о людях, о музыке, о любви.
В 1931–1932 годах К.А. Федин лечится от туберкулёза за границей в Швейцарии и Германии. Под впечатлением пребывания в санатории для туберкулёзных больных он написал роман «Санаторий “Актур”» (1940).
В романах «Похищение Европы» и «Санаторий “Актур”» изображено зарождение фашизма в Западной Европе.
В годы Великой Отечественной войны им написаны три цикла очерков о положении дел на прифронтовых и освобождённых от немецкой оккупации областей и книга воспоминаний «Горький среди нас». В это же время он работает над трилогией о событиях Гражданской войны, в которую вошли романы: «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (первая часть, 1949).
Роман «Первые радости» открывает собой трилогию, в которой показаны исторические моменты в жизни нашей страны. Роман выдержал испытание временем и является одним из наиболее любимых произведений К.А. Федина.
В следующем романе трилогии «Необыкновенное лето» (1948) говорится о переломном 1919 годе гражданской войны.
В романе «Костёр» читатель снова встречается с героями предыдущих романов трилогии. Эта книга о священной Отечественной войне нашего народа с фашизмом. И война всегда – народная трагедия. Гибнут Пётр Рогозин, Анночка, Цветухин, Алексей Пастухов, известные читателям ещё по романам «Первые радости» и «Необыкновенное лето», и много других людей, с которыми мы впервые знакомимся в «Костре».
Своеобразна композиция этих романов: сочетание лирических эпизодов и исторической хроники, философских размышлений и бытовых зарисовок. Их автора отличает точный и ясный язык произведений. Каждая фраза проникнута большим смыслом, а иные звучат как меткие афоризмы.
«Горький среди нас» очень своеобразное произведение, воспроизводящее встречи с Горьким, переписку с ним, отражающее творческие искания и эстетические взгляды автора книги.
Константин Александрович писал: «Во время Великой Отечественной войны с Германией я побывал во фронтовых городах и сёлах родины, сражавшейся против врага. Видел Орёл и многие орловские старорусские городки, исчезнувшие с лица земли. Видел Ленинград, живущий после девятисотдневной осады, как чудо, как бессмертное украшение нашей культуры. Видел руины памятников петербургской истории – кольцо былых дворцов вокруг Ленинграда. Видел псковские пушкинские памятные места – изгаженные нацистскими блиндажами село Михайловское и Пушкинские Горы с могилой поэта. О многом заставила подумать русского человека Западная Европа за годы Второй мировой войны».
Исход этой войны Федин наблюдал в 1946 году непосредственно в Нюрнберге, где он был корреспондентом на судебном процессе над главными фашистскими преступниками.
В 1957 году из печати вышел его сборник «Писатель, искусство, время».
В романе «Первые радости» Федин писал: «По разному можно жить. Но редко отыщется человек, который на вопрос совести – как он живёт? – ответил бы, что живёт вполне правильно. Даже тот, кто привык обманывать себя, и то найдёт на своём жизненном пути какую-нибудь зазубринку, неровность, оставленную ошибочным шагом, привычным пороком или несдержанной страстью. А люди, способные наедине с собой говорить правдиво, так хорошо видят свои ошибки, что, в интересах самосохранения, предпочитают утешать себя поговоркою о солнце, на котором, как известно, тоже есть пятна».
Константин Александрович Федин умер 15 июля 1977 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
«О прозе Федина сказано так много, что трудно что-либо прибавить к облику писателя, широко признанного читателями и тщательно изученного критикой» (К.Г. Паустовский. «Простой человек»).
Федин ещё при жизни был объявлен классиком советской литературы. Его считали главным продолжателем дела Алексея Максимовича Горького. Он, безусловно, хорошо чувствовал своё время и писал о нём.