Анастасия Борискина – поэт, член МГО СП России, кандидат педагогических наук, поэт, прозаик, драматург, режиссёр. Практикующий психолог, более 20 лет работает с детьми. Автор публикаций (книг и статей в периодике), как художественных, так и научных. Автор сценариев и пьес.
С Анастасией Борискиной побеседовала о жизни и творчестве писатель, критик и литературовед Марина Замотина.
МЗ. – Совсем недавно мы с вами говорили о творчестве. Тогда вы были слушателем Высших курсов кино и телевидения ВГИК (мастерская Ф.М. Попова, С.А. Титинкова). Вы закончили ВГИК, а дальше? Что удалось снять за время учёбы, каковы творческие планы на будущее?
АБ. – В 2021 году закончила ВГИК, успешно защитила дипломную работу, получила диплом кинорежиссёра и диплом продюсера. За время учёбы во ВГИКе сняла документальный фильм «Скромные шаги в большую инженерию», клип на песню «Сны» рок-группы «Пилот», пару рекламных роликов, тизеры к своим игровым короткометражным фильмам и собственно сами игровые короткометражные фильмы: «Вдохновение» – мелодрама; «Дуаль» – медицинский триллер, психологическая драма (имеет номинацию на континентальном фестивале в Торонто за лучший актёрский состав, публикации в официальных СМИ), «Гость» – криминальная драма (этим фильмом не вполне довольна, хочу переснять, но уже полнометражный). Ну, и «Пацаночка» – детский; дипломный «Ангелы вещают» – социальная драма, рождественский.
На будущее планы, конечно, есть. Пока отдыхаю от учёбы, съёмок (учебные фильмы сложны тем, что очень многое приходится делать самому). Сейчас занимаюсь театром-студией «Космос» при Бауманской Инженерной школе №1580, готовлю сборник театральных сценариев и портфель продюсера, собственно, обрабатываю идеи, шлифую сценарии, на которые хотелось бы снять фильмы в будущем. Когда всё будет готово, тогда уже можно будет думать о том, где достать деньги на реализацию проектов, как найти спонсоров и опытных продюсеров, готовых работать с нами. Школу покидать пока не планирую, если будет запрос родителей и жителей Донского района, то откроем киношколу для детей и взрослых. Это тоже всё в проекте. А пока театр, и, кстати, детским театром я занимаюсь вот уже более 20 лет.
МЗ. – Мы, Московская городская организация СП России, совместно с Клубом писателей ЦДЛ планируем провести в ЦДЛ в ближайшее время заседание литературно-кинематографической гостиной. Встречу назвали «Чудо у порога». Будем смотреть ваш рождественский фильм «Ангелы вещают». Сейчас хотелось об этом фильме и поговорить. Какова идея создания фильма?
АБ. – Уникальность идеи в том, что в России, в стране, где Рождество – один из любимых праздников, отмечаемый на государственном уровне, не так много снято рождественских киноисторий. Кроме того, не так много режиссёров, готовых снимать фильмы с социальной тематикой, не видя рентабельности подобных историй.
МЗ. – Что это за история?
АБ. – История «Ангелы вещают» – это история об обретении главной героиней веры (приход к Богу через рождение ребёнка), взрослении, становлении личности матери. «Ангелы вещают» буквально «говорят», ангельская весть – глас к человеческой совести. В современной России существует проблема брошенных беременных женщин, которые оказались в сложной жизненной ситуации: некуда идти, негде жить, нет денег. Для таких женщин открываются специальные приюты, существуют гранты, чтобы устранить экономические предпосылки к прерыванию беременности, существуют центры помощи беременным женщинам и молодым матерям, волонтёрские движения. Но главная проблема, как нам видится, в безответственности женщины за собственную судьбу, безответственности мужчины за женщину и будущего ребёнка, инфантильности современника, преобладание материальных ценностей над духовными, нематериальными. Красной нитью через весь сценарий проходит тема ответственности человека за свои поступки.
МЗ. – Сценарий ваш?
АБ. – Сценарий написан совместно с Натальей Ивановской, талантливым сценаристом из Санкт-Петербурга, выпускницей ВГИКа. Очень понравилось работать с ней. В моменты работы над сценарием у нас не было больших разногласий.
МЗ. – Были какие-то референсы? От чего вы отталкивались, когда готовили сценарий?
АБ. – Да, конечно. Наша киноистория разворачивается накануне великого православного праздника Рождества Христова, в традиции русской классики (Ф.М. Достоевский «У Христа на ёлке», рассказ; А.И. Куприн «Чудный доктор», рассказ; П.И. Чайковский «Щелкунчик», балет; Кир Булычёв «Мелодия для шарманки», игровой фильм). Эти произведения отсылают нас к проблеме страждущего человека, помогая стать более чувствительными к страданиям других людей. Тем не менее, наша история необычна, не похожа на другие истории, ни российские, ни тем более зарубежные. История главной героини Лизы идет параллельно с историей Божией Матери и Христа; для таких, как она, приходит в мир Младенец Христос, приходит не судить, а спасти. И дальше история Лизы всё больше и больше похожа на историю Божией Матери, которой негде и головы приклонить. Это не отожествление с Богородицей, а подчёркнутая близость Божией Матери всем матерям мира и близость беззащитного Младенца Христа всем рождённым на земле младенцам. Истории похожие, но принципиально разные. На Рождество Лиза все ближе и ближе к храму, безболезненно рождает Сына Богородица, в болях простая женщина – Лиза. Не расстаётся ни на минуту со своим Божественным Младенцем Дева Мария… Кроме того, в нашем повествовании много фольклорных традиций и метафор.
МЗ. – Кого бы ещё, кто работал за кадром, хотелось отметить?
АБ. – Не хотелось бы забыть, скажем так. Ведь большинство работали бесплатно, а кто-то за символическую плату. Так могут работать только друзья, или люди, которым не безразличен проект. Как нам однажды сказали во ВГИКе: «Хочешь узнать, интересен твой проект или нет? Скажи группе, что деньги закончились, и увидишь, кто останется». Вопрос оплаты щепетилен – «трудящийся достоин пропитания», но откуда даже у работающего студента деньги на фильм? Однако все мы, творческие люди, делаем что-то, потому что не можем не делать: пишем стихи, романы, картины, снимаем и снимаемся в фильмах. Человек, которому интересен проект, вгрызётся в него. Кроме сценариста и режиссера, фильм по закону принадлежит композитору, а этически – каждому члену команды. Композитор у нас – молодой, подающий надежды музыкант Андрей Артемьев. Сегодня Андрей проходит службу в рядах российской армии. Это о многом говорит, со стержнем парень. Музыкальный редактор – Раиса Матвеева, педагог, музыкант, композитор. На площадке со звуком работал Дмитрий Урюпин, с которым, к большому сожалению, пришлось расстаться на постпродакшене. К нам пришёл новый звукорежиссер Андрей Овсянников. Песни исполняет в фильме профессиональный хор под руководством регента Галины Логиновой, соло Екатерина Ростова. Это всё то, что касается звука. Конечно, фильм – это, прежде всего визуальное искусство. Поэтому к нашей команде присоединился опытный художник-постановщик Андрей Евстигнеев, сделавший художественную экспликацию к фильму. К своему делу он подошёл профессионально, локации выбирали вместе с ним и оператором. Оператор-постановщик – Антон Кива, с которым я уже работала на других проектах. Мне нравится, как снимает Антон. Помогали ему Виктор Ведерников и Серафим Томачинский, очень приятные молодые люди, знающие своё дело. Режиссер монтажа – Максим Артемьев, талантливый кинематографист. Пресс-секретарь фильма – Татьяна Каурцева, вообще неизменный пресс-секретарь всех моих фильмов, которая уже подготовила статью к фильму. На самом деле, хотелось бы вспомнить всех своих коллег и помощников, всех поблагодарить. Я сказала пока что о тех людях, которые мне особенно дороги. С ними мы работали не в одном проекте.
МЗ. – Расскажите о тех, кто в кадре, об актёрах. Кому достались главные роли?
АБ. – В главных ролях дуэт в исполнении Ярославы Санкиной (Парадовской), Артёма Курбатова. С ребятами я уже работала на других проектах. Артём Курбатов снялся в фильме «Дуаль», напомню, что фильм награжден на континентальном кинофестивале в Торонто за лучший актерский состав, то есть сыграли все актеры безупречно. До встречи со мной Артём играл бандитов, хулиганов, таким я увидела его в его прошлых работах. Но вот я предложила Артёму поменять амплуа, угадала в нём глубоко лирического персонажа – художника Эшли (фильм «Дуаль»). В фильме «Ангелы вещают» Артём играет возлюбленного Лизы, человека безвольного, бесхарактерного, зависящего от мнения своей властной мамы. Но это не тот отрицательный образ, от которого тошнит. Виктор (герой Артёма) только учится любить, а достойного примера нет, ведь его растила мать-одиночка. Ему предстоит совершить мужской поступок, а в мирное время эти поступки менее заметны. То ли дело – война, бери автомат, защищай родной край от видимого врага, защищай женщину, ребёнка. В мирное время женщина и ребёнок тоже нуждаются в защите. Вот такая непростая роль досталась Артёму.
Ярослава – актриса театра и кино, за её плечами много интересных проектов. А познакомил меня с ней ещё один мой актер по фильму «Дуаль», Валерий Парадовский, на съёмке детского фильма «Пацаночка». На кинопроект «Пацаночка» Валерий привез Ярославу, где она помогала нам, как режиссёрам, и там же они сыграли эпизодические роли. Валера – папу Милы (Пацаночки), Ярослава – диктора телевидения. Что могу сказать о Ярославе и её героине? Лиза – наивная девушка, живущая своими иллюзиями, не видящая или не желающая видеть очевидное. В то же время она привязана к своему молодому человеку, любит его. Молодая женщина мечтает о простом человеческом счастье, но реальность жестока к ней. И все же, оказавшись «на дне», Лиза сильнее отталкивается от этого «дна», возвращается к своему брошенному сыну. Ярослава очень позитивная девушка, любящая свою профессию, надёжная, трудолюбивая. Она не такая наивная, как её героиня, возможно, эмпатия к другим людям позволяет Ярославе так вживаться в довольно разные женские образы в кино – не знаю, в чем магия её игры. Но вот роль молодой мамы ей абсолютно подходит. Кстати, она очень хорошо взаимодействовала с ещё одним своим главным партнером по фильму – кино-сыном (Матфей Кушпиль), Ярослава очень хорошо поладила с младенцем. А недавно Ярослава вышла замуж за Валерия Пародовского. Ну, что же, совет да любовь молодым.
МЗ. – COVID-19 внёс существенные сложности в работу над фильмом?
АБ. – Конечно. Заболели священники там, где планировались съёмки. Для согласования съёмок в других храмах нам потребовалось бы время. Был предложен компромисс – перенести съёмки в Шацк с возможностью съёмок в храме. Но от этой идеи мы отказались – Сергиев Посад действительно жемчужина Подмосковья и России, её визитная карточка. Поскольку в Сергиевом Посаде существует памятник святым Петру и Февронии Муромских, благословляющих прохожих Казанской иконой Божией Матери, мы решили, что главная героиня будет пробегать мимо этого памятника. Эти святые почитаются в Православии как покровители семьи. Поэтому мы решили немного изменить финал фильма: не только главная героиня возвращается к своему оставленному ребёнку, но и её парень Виктор возвращается к ней. Хочется верить, что такой финал возможен не только в рождественской киноистории. Позже нам все же удалось сделать съёмки в храме Покрова Божией Матери в Ясенево, эти кадры украсили наш фильм, удалось выполнить задуманное, придав истории ритм, усилив драматургию.
М.З. – На этой радостной ноте мы и завершим нашу сегодняшнюю встречу. Начинается новый календарный год, год 2022. Удачи и вдохновения вам и вашим коллегам! Претворения в жизнь всех планов и замыслов! С Рождеством! Мира и понимания вам, добра и благоденствия!