Так что же такое счастье?
(По мотивам стихотворения Э. Асадова)
Так «что же такое счастье?»
Всю жизнь оставаться у власти?
Быть мелким, самовлюблённым
Сегодняшним Наполеоном?
А может быть, счастье, ребята,
Быть просто «крутым» и богатым?
Несметно! Ну, скажем, к примеру:
Российским миллиардером?
Иные заметят резонно,
Что счастье – творить законы,
Жить по которым просто
Жуликам и прохвостам.
А кто-то признается честно
И скажет, что счастье – известность!
Когда у вас личный биограф,
И просят всё время автограф.
Ну что ж, и такое бывает,
И счастье и люди мельчают.
Ни поиска, ни горения,
Одно лишь служебное рвение.
И каждый, пускай и отчасти,
Но всё же по-своему счастлив.
Модель современного счастья
Банально проста, и добавьте,
К тому же ещё и наивна
До глупости и примитивна.
Модель двадцать первого века
Значительно ниже Казбека,
И вряд ли сопоставима
Хотя бы с высотами Крыма.
***
«От среднего несостоявшегося человека вреда обществу
в миллион раз меньше, чем от состоявшегося олигарха».
Ты не нарушил статус-кво,
Нигде не замарался,
Ты просто, как и большинство
Людей, не состоялся.
Ни разу не прошёл в финал,
Не стал вторым Чубайсом,
Ни контрразведчиком не стал,
Ни Штирлицем, ни Вайсом.
Бесспорно, Штирлицы нужны,
Хоть и решает редко
Судьбу сражений и войны
Хвалёная разведка.
Разведка может лишь помочь,
Решают те, кто скопом
Бегут в атаку, день и ночь,
Без сна сидят в окопах.
Сегодня скромность не в чести,
Все входят в жизнь без стука.
Уметь себя преподнести –
Важнейшая наука.
Век топ-моделей и сутяг,
Хотя на самом деле
Один из тысяч работяг
Нужней любой модели.
Ты не нарушил статус-кво,
Шагал куда-то строем
Со всеми, как и большинство
Невидимых героев.
Не создал никому помех,
Ни в чём не замарался
В отличии почти от всех,
Кто взял и «состоялся».
***
Пятнадцать лет, друзья, не срок.
«Пятнашку» приплюсуешь, вычтешь,
И тычешь фамильярно в бок
Кому-нибудь, иль просто тычешь.
И вроде все вокруг равны.
Плюс-минус – ровно остановка.
И те, кто не застал войны.
И кто дрожал в бомбардировку.
Все, кто на данный миг тебя
Чуть старше или чуть моложе.
Кто плакал, хороня вождя,
И кто родился годом позже.
Так постепенно, день за днём,
Хоть плачь, хоть смейся, хоть злорадствуй,
Мы снова к равенству придём,
А то и просто к панибратству.
И молодёжи дела нет,
Что где-то рядом ветераны,
Которым сотня лет в обед,
Свои зализывают раны.
***
История, новее не бывает,
Творилась на моих, друзья, глазах,
Снимала грунт, вколачивала сваи,
Бурлила и неслась на всех порах.
В людской толпе, средь шума новостроек,
Держась за руль, хватаясь за штурвал,
Жалел о том, что сам я не историк,
А то бы сел, учебник написал.
По воле сердца, не указке свыше,
Не для того, чтоб скоротать досуг,
Так написал, что лучше не напишет
И доктор исторических наук.
Но пронизав своим брезгливым взглядом,
Сняв для досье и в профиль и анфас,
Сказали мне историки: «Не надо,
Спасибо, мы уж как-нибудь без вас».
Историк, как придирчивый редактор,
А потому особенно в чести
Кто, изучив события и факты,
Их правильно сумел преподнести.
***
Я помню старых москвичей,
Не «понаехавших», что вижу
Вокруг себя, а прежних, чей
Мне облик и милей и ближе.
Кто приглашал гостей в свой дом,
Пусть небольшой, но хлебосольный,
Кто славился своим трудом
И никому не делал больно.
Я видел старых москвичей,
Кто скромно жил, как все когда-то,
Рабочих, служащих, врачей
И педагогов на зарплату.
Кто знал, над ними не висит,
Как непременный ключ к успеху,
Дамокловым мечом кредит,
Не давит грузом ипотека.
Я знаю старых москвичей,
Привыкших делать всё не наспех,
Для общей пользы, а ни чьей-
То прихоти и курам на смех.
Их ждали каждый день станки
И наши общие заботы,
И тепловозные гудки
Их провожали на работу.
Я вижу старых москвичей
В простой, недорогой одежде,
И множество очередей,
И в них три четверти приезжих.
Теперь вот к пенсии Москва
Нам каждый месяц добавляет,
А всероссийская молва
За это дружно осуждает.
Всё меньше старых москвичей,
Всё меньше в них нужды и прока.
Свой век отжили, так зачем
Беречь нас, как зеницу ока?
Ни труб коптящих заводских,
Ни фабрик. Сдвинуты акценты
И стимулы. На месте них
Теперь сплошные бизнес-центры.
Несладко старым москвичам,
Всем надоели и обрыдли.
Недаром говорит Собчак,
Столица – город не для «быдла».
Но всё равно, была и есть
Пословица: «Москва большая!»
Лишь «понаехавшие» здесь
Теперь живут и заправляют.
***
Когда давным-давным-давно
Мы на волне идиотизма
Шагали, как заведено
У нас, к победе коммунизма,
Заветным курсом напрямик,
Не отклоняясь и не споря,
Был в нашем классе ученик
Щеглов Борис, а проще – Боря.
Отчаянный и озорной,
Плюс двоечник, он в наши годы
Курил, был связан со шпаной,
Имел в милицию приводы.
Его фамилию склонять
Давно привыкли на собраньях,
И даже в «чёрную тетрадь»
Вписали в виде наказанья.
(В ту, о которой детвора
Боялась говорить открыто,
Которая для нас была
Своеобразным кондуитом).
Никто не знал, как с парнем быть?
И вот тогда решили Борю,
Собрав всю школу, обсудить
На общем пионерском сборе.
И закрутился механизм.
Идёт собрание. Повестка:
«Не брать Щеглова в коммунизм!»
(Таким как он, в раю не место).
И самый главный острослов
Наш, а позднее «вор в законе»,
Сказал ему: «Тебя, Щеглов,
Придётся бросить на перроне».
Сегодня рот не разевай,
Чтоб не навлечь беды и горя.
Вновь по привычке строим рай,
А кто-то, (для себя), построил.
По новой, (платной), трассе мчим
Вперёд, наматывая мили,
Про прежний рай, (про коммунизм),
Благополучно все забыли.
Рай новый снова не для всех.
В нём двери наглухо закрыты
Тем, кто устал от ипотек
И кто не справился с кредитом.
Кто разорился, обеднел,
Работу потерял, здоровье.
Попал под пресс и беспредел
Властей и высшего сословья.
И ты, мой друг российский, знай
И супротив идти не пробуй,
Коль путь особый, то и рай
У нас свой собственный, особый.
В него, известно будет вам,
Не в общем едут все вагоне,
И большинство людей, как хлам,
Бросать привыкли на перроне.
***
Томились, вздыхали и грезили,
Валились под утро в кровать.
Тянулись к высокой поэзии,
И сами пытались кропать.
Страдали, терзались и мучились,
Мечтая о громкой судьбе,
Ища подходящего случая,
Хоть раз заявить о себе.
Пройдя через все неурядицы,
Достигнуть высоких орбит,
Вдруг кто-то возьмёт и прославится
И станет на миг знаменит?
О, если всё вспомнить, о чём мы
Мечтали, отправившись в путь
За славой, пустой и никчёмной,
Подвижной и скользкой, как ртуть?
***
Оближи стихотворенье.
Не выходит с кондачка
Ни одно произведенье
Без малейшего сучка.
Как облизывают ложку,
Только голод утолят.
Как облизывает кошка
Появившихся котят.
Оближи, проверь все рифмы,
Все эпитеты проверь.
С точки зренья формы, ритма,
Будь то ямб или хорей.
Преврати его в конфетку,
Словно женщину ласкай,
И как голубя из клетки
На свободу выпускай.
***
Не мёд, не сироп, не глюкоза,
Не пафосное назидание,
Поэзия – это проза,
Но только иного звучания.
Не связанная подпорками,
Предлогами и союзами,
Где рифмы, ютясь задворками,
Являются лишь обузою.
А та, что идёт упрямая
По рытвинам фраз и колдобинам,
Пытаясь сказать то же самое
Своим языком, особенным.
Что в недрах её рождается
Без спешности и поточности,
От прозы не отличается
Ни силой, ни степенью точности.
Не сложная метаморфоза,
Не формула необычная,
Поэзия – это проза,
Свободная и органичная.
***
Стихи, звучащие в салоне,
Ласкают утончённый слух.
Поэт читает их на фоне
Изящной мебели вокруг.
Всё очень чинно и красиво.
Кругом расселись знатоки.
Поэт склоняется учтиво
В ответ на жидкие хлопки.
Но всё, что слышим мы в салонах
При закупоренных дверях
Не зазвучит на стадионах,
Не прогремит на площадях.
Как ложь для узенького круга
Звучат салонные стихи,
И улыбаются друг другу
С сакральным видом знатоки.
Всех остальных, непосвящённых,
Не допуская в узкий круг,
Где дух слащавый, дух салонный
Перебивает прочий дух.
***
Все что-то созидают, строят,
В разгаре трудовой квартал,
И лишь поэт один в простое
И ничего не написал
За весь квартал. На самом деле.
Но вот закончился простой,
И проработав две недели,
Поэт ударился в запой.
Всю жизнь поэта кривотолки
Сопровождают: то запой,
То продолжительный и долгий
Глубокий творческий простой.
Коль не одно, так уж другое.
Поэт – как оголённый нерв.
Но меж простоем и запоем,
Глядишь, появится шедевр.
Театр А.П. Чехова
I. Три сестры
Спешим в театр, чтоб опять
Жить ожиданием спектакля
И вместе сопереживать
Увиденному в нём. Не так ли?
Смотреть, не отрывая глаз,
На сцену, сдерживая слёзы,
И откликаться каждый раз
На шутки, реплики, курьёзы.
На сцене часто всё не так,
Как мы привыкли в жизни, нравы
Другие. Три сестры никак
В Москву не соберутся. Право,
Что проще: взять, купить билет,
Всем сесть в вагон второго класса,
И скоро вы в Москве. Ан нет,
Уехать сёстрам не удастся.
Театр мир, где свой сюжет,
Свои законы и порядки.
Свободы выбора здесь нет,
Минуты счастья очень кратки.
Финал. Уходит гарнизон.
Но надо, надо жить и дальше.
Театр – целый мир, и он
Не терпит пошлости и фальши.
II. Дядя Ваня
Имение или поместье.
Войницкий, он же дядя Ваня,
Герой одноимённой пьесы,
Вставал обычно утром ранним.
Съев простокваши, выпив чаю,
Садился, брал большие счёты,
При этом громко повторяя:
«Работать, как всегда, работать!»
Имение принадлежало
Профессору Серебрякову,
Который написал немало,
По большей части пустяковых,
Статей, и от подагры очень
Страдал бедняга, вот уж гадость.
Жене-красавице и дочери
Профессор был под старость в тягость.
Ещё был в пьесе доктор Астров,
(Мы всех героев перечислим), –
«У человека всё прекрасно
Должно быть, и душа и мысли», –
Сказал Войницкому он. Коли,
Вы данной пьесы не читали
И не смотрели, в средней школе
Цитату часто смаковали.
Великий драматург нам с вами
Чуть более ста лет назад
Оставил пьесы: «Дядя Ваня»
И «Чайку», и «Вишнёвый сад».
«Платонов», «Три сестры», «Иванов», –
Они написаны про нас
И жизнь, которая дана нам,
Причём один лишь только раз.
III. Вишнёвый сад
Опять дают «Вишнёвый сад».
Вновь Гаев, обращаясь к шкафу
С очередною из тирад,
Снимает перед шкафом шляпу.
Лопахин, как ребёнок, рад,
Что прикупил Вишнёвый сад,
Хоть не было большого смысла.
Уехав, все забыли Фирса.
И вот финал, последний акт.
Под топорами мужиков
Россия. Вырубают сад.
И забывают стариков.
Скрипка Ротшильда
Всё в мире призрачно и зыбко,
Но сколь друг друга не кори,
Я знаю, существует скрипка
Почти у каждого внутри.
И кто-то раньше, кто-то позже
В начале иль на склоне дней,
Пусть и с ошибками, но всё же
Играть научится на ней.
Чтоб в постоянной круговерти,
Тоскуя, радуясь, скорбя,
Играть уже до самой смерти,
Хотя бы просто для себя.
А кто и вправду навострится,
Оставив за собою миф,
И для других, чтоб смог продлиться
Её чарующий мотив.
***
Чем больше денег оседает
У олигарха на счетах,
Тем чаще, видимо, икает
Наш современный олигарх.
С утра до вечера икает,
Никак, бедняга, не поймёт,
Что это так вот вспоминает
Его ограбленный народ.
Ведь средств, что ныне оседают
И что текут к нему в карман
Сплошным потоком, не хватает
Для нужд всех прочих россиян.
***
Не стоит, ребята, травить анекдоты,
Ругать даже в шутку сегодня вождей.
Охота за ведьмами – это охота
На всех здравомыслящих, честных людей.
Мы вновь наступаем на старые грабли,
Вовеки не скинуть нам наших оков:
Охота за ведьмами, критика, травля
Шумиха и поиск повсюду врагов.
В России критически мыслить опасно,
Здесь тридцать седьмой не кончается год,
И даже Всевышний, пожалуй, не даст нам
Гарантий на этот, друзья мои, счёт.
***
Странная женщина! Скромная дева!
Вы так застенчивы. Кто Вы? И где Вы?
Образом Вашим мысленно снова
Грезить и спрашивать: «Где Вы и кто Вы?»
Грезить и бредить единственной самой
Строгою леди, прекрасною дамой.
Милой лукавою, нежной, прелестной
Феей, русалкою, музой, принцессой.
Муки хлебнувший по полной программе
В веке минувшем, склоняюсь пред Вами,
Леди и дамы, и в новом столетье,
Где б и когда бы случайно не встретил.
***
Розовым цветом горит небосклон,
Солнце садится за горизонт,
Тихо в лесу, и на озере тишь,
Вёсла сушу, заплывая в камыш.
Сидя на лодке вблизи камыша,
Стану один, никуда не спеша,
Зорькой вечерней безветренной в клёв
Рыбу ловить и кормить комаров.
Знатной, наваристой будет уха,
А комары это так, чепуха,
В жизни обыденной надо уметь,
Как говорится, и ждать и терпеть.
Ждать, когда в воду уйдёт поплавок,
Счастья, удачи в назначенный срок,
Ждать и терпеть, что бы ни было, хоть
Кто-то при этом и жрёт нашу плоть.
***
Не слышно дождя под соломенной крышей,
Чем меньше удобств, тем надёжней приют.
Чем тише кричишь, тем вернее услышат.
Чем меньше внушаешь, тем лучше поймут.
А где-то хоромы под крышей железной,
Стальные ворота и стильный фасад.
И в них барабанит дождина-невежа
Вовсю, не стесняясь, и сыплется град.
На этой планете все люди, как дома,
Но только кому-то из нас по душе
Закрыться и спрятаться в пышных хоромах,
Кому-то свой рай обрести в шалаше.
***
Не опасайтесь ортодоксов,
Непринимающих всерьёз
Неоднозначность парадоксов
И глубину метаморфоз.
Невозмутимость их не святость,
А только видимость одна,
И чем значительней предвзятость,
Тем незначительней цена.
Не опасайтесь слова «хаос»,
Что ставит разум на дыбы,
А опасайтесь только пауз
В этапах творческой судьбы.
Художник: Алексей Саврасов