Сергей Тимофеевич Аксаков родился в Уфе 20 сентября (1 октября) 1791 года. Русский писатель, переводчик, мемуарист, литературный и театральный критик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
С его творчеством знакомы все жители нашей страны с детства. Это ему принадлежит известная сказка «Аленький цветочек», которая до сих пор пользуется огромной популярностью.
Сказка о добре и преданности, о красоте и чистоте души, о могущественной силе любви. Она дарит тёплое и трепетное ощущение романтики. Это история человеческих отношений, великодушия, верности, она подкупила читателей своим волшебным сказочным сюжетом, образным и певучим языком. Эту сказку он посвятил своей маленькой внучке Оленьке.
Писатель происходил из старинного дворянского рода. Его детство прошло в родовом имении Ново-Аксаково, в патриархальной помещичьей среде, что оказало сильное влияние на миросозерцание Аксакова. Мальчик был страстно влюблён в природу. От этого времени осталось обострённое чувство родной земли, её тихой и тёплой прелести, красоты.
Учился в гимназии и университете в Казани. Ещё в гимназии он увлёкся литературой и театром, а в университете издавал рукописный «Журнал наших занятий».
После окончания университета жил в Санкт-Петербурге и Москве. Во время Отечественной войны 1812 года покинул Москву и уехал в Оренбургскую губернию. Санкт-Петербург и Москву посещал наездами.
В литературном журнале «Русский вестник» в 1812 году была напечатана его басня «Три канарейки». Через девять лет он опубликует стихотворение «Уральский казак».
Стихотворение «Уральский казак» стало позже публиковаться в различных изданиях как фольклорная песня уральских казаков. Так Аксаков стал автором одной из популярнейших казачьих народных песен.
Аксаков перевёл на русский язык трагедию Софокла «Филоктет», комедии Мольера «Школа мужей», «Скупой», роман Вальтера Скотта «Певерил Пик».
В период с 1827 года по 1832 год, с небольшим перерывом, Сергей Тимофеевич служит в Московском цензурном комитете. Поэтому большинство его собственных литературных работ в это время публикуется под псевдонимами.
Первым серьёзным плодом его творчества стал очерк «Буран» (1834), опубликованный в альманахе «Денница». Очерк имел большой успех, стал хрестоматийным произведением, образцом пейзажной лирики. «Картина разбушевавшейся природы выписана в очерке с такой силой поэтической выразительности, с такой мужественной простотой и лаконичностью красок, как это умел делать до тех пор в русской прозе один Пушкин. Автор так описывает бурю: “Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось”. В этой не на шутку разыгравшейся природной стихии могут выжить только опытные путники. В очерке предстала во всём величии суровая сила и красота русской природы и сила духа русского человека, вступившего с ней в противоборство: “Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий: русский мужик не боится мороза”». (С. Машинский).
В 1835 году Аксаков был назначен директором Константиновского межевого института, где прослужил до 1838 года.
В 1837 году Сергей Тимофеевич получил от отца большое наследство, что позволило ему широко и гостеприимно жить в Москве.
В 1843 году он приобрёл подмосковное имение Абрамцево. Там, в тихой уединённой усадьбе, расцвел его талант натуралиста.
В течение многих десятилетий дом Аксакова в Абрамцево был центром притяжения для значительного круга известных писателей, театральных деятелей, журналистов и учёных.
В самый разгар работы над «Семейной хроникой» и «Воспоминаниями», Сергей Тимофеевич задумал написать книгу «Записки об ужении рыбы». Рыбалка была давней страстью писателя. «Уженье просто свело меня с ума! – писал он, – Я ни о чём другом не мог ни думать, ни говорить…»
В 1852 году из печати вышла его книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», каждая глава которой представляла собой законченный очерк. А в 1855 году увидел свет сборник «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».
«Я не знаю, кого назвать настоящим охотником, – выражение, которое будет нередко употребляться мною: того ли, кто, преимущественно охотясь за болотною дичью и вальдшнепами, едва удостоивает своими выстрелами стрепетов, куропаток и молодых тетеревов и смотрит уже с презрением на всю остальную дичь, особенно на крупную, или того, кто, сообразно временам года, горячо гоняется за всеми породами дичи: за болотною, водяною, степною и лесною, пренебрегая всеми трудностями и даже находя наслаждение в преодолении этих трудностей? Я не беру на себя решение этого вопроса», – писал в предисловии к книге Аксаков.
И.С. Тургенев отмечал: «Всякий, кто только любит природу во всём её разнообразии, во всей её красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, – не оторвётся от сочинения г. Aксакова; оно станет его настольной книгой, он будет её с наслаждением читать и перечитывать; естествоиспытатель придёт от неё в восторг».
Одновременно в периодической печати появился ряд очерков Аксакова, описывающих охоту и рыбалку. В них автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы:
«Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои – Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то светло и тихо незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобно яхонтам, нанизанным на нитку. Чудны эти степные реки, все из бесчисленных, глубоких водоёмин, соединяющихся узкими и мелкими протоками, в которых только и приметно течение воды. В твоих быстрых родниковых ручьях, прозрачных и холодных, как лёд, даже в жары знойного лета, бегущих под тенью дерев и кустов, живут все…» («Семейная хроника»).
Читая описание степи, мы словно вдыхаем её аромат и видим «приземистый рассыпчатый ковыль, сизый горный шалфей, белую низенькую полынь, чабер…»
«На зеленом, цветущем берегу, над тёмной глубью реки ли озера… улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются в прах самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи».
«Дорога – удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей среды, всё равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредотачивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды – в будущем; и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости» («Детские годы Багров-внука»).
«Записки об ужении рыбы» (1847), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855), в которых поэтизирована русская природа, принесли широкую известность и создали автору славу. Он умел изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве.
С 1846 года по 1856 год он публикует в журналах отрывки из автобиографической книги «Семейные хроники», написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий, где реалистически воссозданы картины помещичьей жизни, деревенской и городской. Это произведение печаталось частями в период с 1854 по 1856 год в «Москвитянине», «Русской беседе и «Русском вестнике». Все отмечали правдивость, умение соединить историческую истину с художественной обработкой.
Основу «Семейной хроники» составляют не любовные, а общественные конфликты. Простота и непосредственность повествования, безыскусственность языка составили особенность художественного почерка писателя.
Кроме того Аксаков создал ряд мемуарных очерков: «Воспоминание о Загоскине», «Знакомство с Державиным», «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», «Воспоминания об Александре Семёновиче Шишкове».
«Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не было в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, – писал С.Т. Аксаков.
Эти замыслы Сергея Тимофеевича воплотились в 1858 году в «Детских годах Багрова-внука», где автор поэтически изобразил детство, отрочество и юность Серёжи Багрова, становящегося продолжателем семейных и сословных традиций. Аксаков показал себя в этом произведении изумительным психологом детской души. Его литературный язык впитал в себя колоритность, простоту и выразительность живой разговорной речи. В этой же книге он разместил сказку «Аленький цветочек», которую ему в детстве рассказала ключница Пелагея. Эта сказка стала впоследствии самым издаваемым произведением автора.
Успех автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича был необычаен. Читатели восторженно встретили эти книги.
Начатая писателем в это же время повесть «Наташа», осталась незаконченной.
Последние годы жизни Сергей Тимофеевич провёл в усадьбе Абрамцево, где появился его знаменитый рассказ «Собирание бабочек», который вышел из печати уже после кончины автора.
Умер писатель 30 апреля (12 мая) 1859 года в Москве. Похоронен был в Симоновом монастыре, а в годы советской власти перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
Сложно переоценить вклад писателя в русскую литературу. Его книгами восхищались И. Тургенев, Н. Гоголь, Н. Чернышевский, Н. Некрасов, Л. Толстой, Н. Добролюбов. Они говорили, что таких очерков и рассказов в русской литературе ещё не было.
Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл в историю литературы как писатель-реалист, правдивый бытописатель прошлого, мастер художественного слова.
Читатели и сейчас чтут в нём превосходного пейзажиста, классика русского языка и отличного мемуариста.
Художник: Иван Крамской