По его словам, речь идет об «абсолютном износе» объектов, которые достались стране в хорошем рабочем состоянии в наследство от СССР. То есть за эти 30 лет стабильности и вставания с колен чиновники палец о палец не ударили для того, чтобы ремонтировать и модернизировать одну из важнейших инфраструктур, обеспечивающих нормальную жизнь населения. Невольно возникает вопрос: а что в России еще не довели до ручки, не уничтожили, не распродали за бесценок?
«У нас в стране от 60 до 80% – абсолютный износ инфраструктуры», – сказал Степашин по итогам совещания в Екатеринбурге. За последние 30 лет гнилые трубы стали обычным явлением в системе ЖКХ. На фоне постоянно растущих тарифов, которые превзошли уже все разумные пределы, подобное заявление вызывает лишь недоумение. Куда уходят деньги, которые население исправно платит из месяца в месяц? По уровню платы за жилье и коммуналку Россия уже давно обогнала все развитые страны. Сравнивать нужно не абсолютные цифры, а соотношение доходов и тарифов. Сегодня в стране те же пенсионеры отдают за свои квартиры, полученные еще в СССР, более 75 процентов пенсий.
Степашин также заявил, что правительство решило выделить 150 млрд рублей из ФНБ на модернизацию коммунальных сетей, в связи с чем фонд ЖКХ ждет заявок от регионов. Решение о создании отдельной программы модернизации коммунальной инфраструктуры было принято еще в 2019 году. Минстрой тогда оценил: в стране 49,4 тысячи км ветхих тепломагистралей и 328,1 тысячи км ветхих водопроводов. Но денег на программу бюджет не выделил. Ее профинансировали из остатков Фонда содействия реформированию ЖКХ, но к началу 2021 года этот запас был исчерпан. «Собственных источников у Минстроя и Фонда просто физически нет», – заявил глава департамента ЖКХ ведомства Михаил Гилев. При этом с каждым годом инфраструктура превращается в рухлядь: обновляется только 1% сооружения, тогда как лишь для поддержания нормального состояния нужно 3–5%.
В федеральном бюджете-2021 на ЖКХ заложены расходы в размере 395,6 млрд рублей. Это 1,7% от размера бюджета и в 14 раз меньше, чем правительство выделяет на финансирование силовых структур и закупки оружия (5,695 трлн рублей).
Основное бремя расходов на ЖКХ возложено на субъекты РФ: в прошлом году они потратили по соответствующей статье 1,329 трлн рублей, или 8,5% от консолидированного бюджета.
Достаточно пробежать по страницам криминальных хроник, чтобы понять, в нашей стране ЖКХ уже давно превратился в высокодоходный криминальный бизнес. И нет никаких гарантий, что выделенные и ФНБ миллиарды очень скоро не осядут в карманах чиновников и владельцев коммунальных предприятий. Мало того, зачастую это оказываются одни и те же лица.
И самое наглядное тому подтверждение – работа Фонда капитального ремонта жилья. Уже очевидно, что принцип функционирования этой конторы – собрать деньги, а куда идут миллиарды, собираемые на капремонт жилья, внятно объяснить никто не в состоянии. Генеральная прокуратура и Счетная палата РФ дважды за последние два года проверяла фонды. Работа большинства из них названа провальной. Отмечены многочисленные факты нецелевого расходования средств ФКР и боле 9 тысяч других нарушений. По итогам проверок было возбуждено 62 уголовных дела. Большинство из них закончились как обычно – кадровыми перестановками и чисто символическими наказаниями.
То есть за расшалившимся детищем сверху как бы делают вид, что присматривают. Пересматривать подходы к сложившейся системе финансирования и ремонта жилья государство не собирается, несмотря на явные косяки системы и на непрекращающиеся споры о законности введения сборов на капремонт. Наоборот, все идет к тому, что «перевоспитание» структуры окончательно повесят на население, и этот процесс россиянам тоже придется оплатить собственными нервами и из своего кармана.
Минимальный размер взноса на капремонт в 2020 году в Москве составлял 18,86 рублей за кв. м. Вроде бы оброк для жителей не критичный. Но сложите зернышко к зернышку и подсчитайте, сколько каждый из нас заплатит за капремонт своего дома и на что можно в итоге рассчитывать. Москвич Евгений Терентьев своими подсчетами поделился на страничке в социальных сетях. Читаем, наслаждаемся. «Оплатил 1147 рублей за капремонт дома. Посмотрел на сайте правительства Москвы, мой дом будут ремонтировать в 2033 году. Общая площадь дома, по данным того же сайта, равна 56 778 кв. м. А теперь мое любимое. Считаем. За 18 лет я заплачу: 1147 руб * 12 мес * 18 лет = 247 752 рубля. За 18 лет, с начала работы программы капремонта, весь мой дом заплатит 153 300 600 рублей. Я думал, нам просто трубы и крышу отремонтируют (так на сайте у них сказано), но, судя по сумме ремонта, уже в 2033 году на моем доме будут золотые купола, минимум две вертолетные площадки, бронированные окна, скоростные лифты, кевларовые стены и платиновое напыление на перилах, ну чисто для красоты. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто придумал или имеет хотя бы какое-то отношение к авторству этой замечательной, своевременной и такой щедрой социальной программы. Низкий вам поклон», – подвел итоги своих расчетов Терентьев.
Вот простейший вопрос, на который невозможно добиться ответа: собирают со всех и отправляют «в общую копилку», а кто получает проценты с этих денег? Ведь они же не лежат «без движения годами», так? Или все-таки не лежат? Для чиновников работает принцип: месяц прошел – денежки от граждан капнули в фонд. Как написал один гражданин в социальных сетях: схема такая, что прямо вопит «Укради меня!». С нашим ЖКХ картина точно такая же…