Что за экономика сложилась в России

21

3707 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 149 (сентябрь 2021)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Арефьев Николай Васильевич

 

Теперь понятно, почему правительство России против планирования! Привыкшие плавать в мутной воде прогнозов чиновники пасуют перед конкретными заданиями, поставленными национальными проектами и указами президента страны. Привыкшие к фальсификации показателей своей работы, они сочли нужным не выполнять конкретные мероприятия, а изменять методику подсчета, чтобы выдавать желаемое за действительное.

Вы же помните, как находчиво выполнили указ президента о создании 25 миллионов рабочих мест и даже заслужили благодарность гаранта конституции. Изменили методику расчета прожиточного минимума и уж конечно не в сторону его увеличения. И ведь понравилось! Теперь правительство решило возложить исполнение национальных проектов не на кого­нибудь, а на Росстат! Пишите, господа, цифры, которые нужны правительству, и страна окажется в пятерке самых­самых!

Такая идея не понравилась даже главе Сбербанка Г. Грефу, по поводу чего он выразился вполне конкретно: «Самое страшное, что можно сделать – это играть со статистикой... Когда мы теряем сетку координат, то мы начинаем блуждать в темноте, и любые наши утверждения чреваты заблуждениями».

12 октября прошлого года теперь уже бывший глава Росстата Владимир Соколин в интервью журналу «Итоги» выступил с резкой критикой Минэкономразвития. Соколин, который возглавлял Росстат в течение одиннадцати лет, в частности, заявил, что «отечественная статистика переживает сегодня не лучшие времена», а у министерства, которое является «главным пользователем» данных Росстата, возникает «соблазн поруководить статистикой в нужном ему направлении».

Глава Росстата раскритиковал и экономическую политику правительства. «В России все «удовольствия» сразу: и самая высокая инфляция, и самый большой экономический спад. Коллеги, объясните мне, что за экономику мы создали?» – спрашивал Соколин, который полагает, что экономика России не начала восстановление, хотя об этом ранее неоднократно заявляли в Минэкономике.

За «крамолу» Соколин был переведен на работу в статистический комитет СНГ, а исполнять обязанности возложили на его заместителя в надежде, что он оправдает доверие правительства и будет писать цифры, соответствующие выполнению национальных проектов.

Что же так сильно взволновало правительство в деятельности Росстата? Да собственно все! В январе 2021 г. Росстат предоставил данные, согласно которым население России впервые за последние 15 лет сократилось более чем на полмиллиона человек в год. А по итогам семи месяцев 2021 г. в России умерли 1,1 млн человек, что на 16,2% больше, чем за аналогичный период 2020 г. Естественная убыль населения выросла с 266 тыс. до 422 тыс., на 59%, а рождаемость осталась почти на том же уровне – 678 тыс. детей (–0,4%).

«Из общего числа умерших в РФ почти треть составляют граждане в трудоспособном возрасте. Из этого количества 80% – это мужская часть населения», – заявила вице­премьер Татьяна Голикова на пленарной сессии Всероссийской недели охраны труда. По словам Голиковой, в общей структуре смертности 55% приходится на сердечно­сосудистые заболевания.

Естественная убыль населения России с 2018 г. не компенсируется притоком мигрантов, а общая численность жителей страны продолжает сокращаться. В 2018 г. численность снизилась на 99,7 тыс. человек, в 2019 г. – на 32,1 тыс.

Более трех с половиной миллионов россиян переехало из одного региона в другой за 2020 год. Причина ясна: пандемия, безработица, падение доходов, сокращение перевозок и экономическая рецессия.

Стоит напомнить, что число зарубежных мигрантов  за прошлый год в стране снизилось на 14%. Также на 16 процентов упало количество выданных виз и на 30 процентов – число приглашений для иностранцев в России. Это говорит о том, что Россия теряет привлекательность даже для жителей Таджикистана и Узбекистана, где уровень жизни возрастает, а в России падает.

В Кремле говорят об обратном, но на самом деле реальные располагаемые доходы населения в России в 2020 г. упали сильнее, чем во многих странах, – на 3,5%, А за последние 6 лет – на 12%. В еврозоне они выросли на 1,6%, в ЕС в целом на 1,5%, следует из данных Евростата. Доля людей, которые считают себя финансово пострадавшими из­за COVID, в России за год удвоилась и превысила общемировую.

Экономический прогноз на 2021 г. обещает падение на 3,8%, что сопоставимо со всем кумулятивным ростом экономики с 2013-­го по 2020 г. (4,3%). За последние 10 лет отечественная экономика выросла лишь на 13,2%, но при этом реальные доходы упали на 1,5%. На этом фоне рубль обесценился за десятилетие в 2,6 раза, число живущих ниже черты бедности россиян выросло почти на 2,5 млн человек, а по уровню имущественного неравенства страна вырвалась в мировые лидеры.

Как же быть довольным Росстатом, если он обнажает такие неприятные факты, как то, что в 2020 г. цены на продукты выросли на 6,7% против 2,6% годом ранее. Цены на плодоовощную продукцию подскочили на 17,4%, а в 2019­м снизились на 2%.

 

Инфляция в июне 2021 г. достигла пятилетнего максимума – 6,5% в годовом выражении. Центральный банк прогнозирует инфляцию по году на уровне 12,5%. Ускорение инфляции не было заложено в прогнозы.

На фоне низкой базы 2020 г. во втором квартале реальные располагаемые денежные доходы выросли на 6,8%. Реальная начисленная заработная плата по итогам пяти месяцев 2021 г. увеличилась на 3% при росте цен на 6,5% – это опять падение уровня жизни, но куда же ему падать?

Нужно отметить, что в первом полугодии 2021 г. продовольственная инфляция составила 7,43%, а у большинства россиян затраты на еду составляют не менее 40% доходов, при этом, в отличие от многих развитых стран, в России нет механизмов поддержки расходов на питание.

Именно поэтому не вызвала радости у пенсионеров выплата по 10 000 рублей перед выборами. Все это расценили как взятку за голосование, потому что данная выплата – это всего лишь досрочная компенсация за инфляцию, которая должна быть по году 12,5%. Пенсионеры теряют 25 185 рублей по году, а получают 10 000. Также и 10 000, которые получили родители перед школой, только вот инфляция у них съест 67 000 рублей от средней зарплаты.

Бурю негодования правительства вызывают и такие сведения о работе правительства, как выполнение государственных программ менее чем на 25% за полугодие, да каких: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», которые даже по итогам 2019 и 2020 гг. были также исполнены на низком уровне, и Минэкономразвития присвоил этим госпрограммам в 2020 г. уровень эффективности реализации – «ниже среднего».

Главные распорядители бюджетных средств израсходовали менее 25% за полугодие по следующим направлениям:

 

ППК «Единый заказчик в сфере строительства» ? 4,4%, Минвостокразвития – 10,9%, Росмолодежь – 10,9%, Минприроды – 20,2%, Минэнерго – 23,6%.

Межбюджетные трансферты регионам составили 1,386 трлн рублей, или 41,5% за полугодие. При этом отмечается низкий уровень исполнения расходов на предоставление субсидий (34,2%).

Исполнение расходов на реализацию ФАИП составило 30,5%. Всего, по данным Росстата, к 1 июля введено в эксплуатацию 18 из 346 запланированных объектов ФАИП, что составляет 5,2%. Ну как же здесь быть довольным статистикой?

Это какой­то саботаж! Ладно не выполняются работы, когда нет денег, но невыполнение, когда есть денежные средства, граничит с преступлением. Доходы бюджета – 11,265 трлн рублей, или 60% от прогнозных – больше половины за полугодие. Профицит – 625,9 млрд рублей при утвержденном дефиците 2,755 трлн рублей. И такое бездарное выполнение программ!

Мало того, имеются и лишние деньги, которые изымаются из бюджета и закачиваются в Фонд национального благосостояния. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте увеличился на 28,9 млрд рублей, или на 0,2%, и составил 13,575 трлн рублей, или 11,7% ВВП. В первом полугодии было использовано 14,1 млрд рублей, из них в целях финансирования дефицита федерального бюджета – 11,1 млрд рублей. И это при профиците в 625 млрд рублей.

Здесь интересно и другое: при наличии огромного количества лишних денег правительство умудряется залезать в долги. Совокупный государственный долг зафиксирован в объеме 2,865 трлн рублей. При этом 2,512 трлн рублей приходится на госдолг субъектов РФ, увеличение которого произошло в 13 регионах, наибольшее в:

Москве – в 4,8 раза;
Республике Тыва – на 54,7%;
Республике Ингушетия – на 46,6%;
Республике Саха (Якутия) – на 25,6%.

Оставшаяся часть суммы совокупного госдолга – это госдолг муниципальных образований, рост которого наблюдался в 25 субъектах, снижение – в 53 субъектах, без изменений – в двух субъектах, еще пять субъектов не имеют долговых обязательств.

Казалось бы, зачем лезть в долги, возьмите из ФНБ необходимую сумму и рассчитайтесь по долгам, зачем брать займы под проценты? Но так  делают умные люди. У нас же две беды – дороги и дураки!

Ну, а как дела в производстве? Может быть, здесь статистика преуспела? Нет, недостоверности много, но она не спасает от уродливой картины деградации.

На фоне оптимистических предсказаний здесь тоже совершенно очевидный упадок. ВВП первого квартала не достиг даже уровня прошлого года, а вот в Китае рост 18%.

Рост промышленного производства полугодие к полугодию 2020 г. – 104,4%, при этом обрабатывающие производства дают рост 106,6%. Казалось бы, неплохо! Но картину портит рост цен производителей, которые выросли по сравнению с полугодием прошлого года на 20,8%, в том числе в добыче природных ресурсов рост цен составил 40,8%, в обрабатывающих отраслях – 18%. Если скорректировать рост производства на эти показатели, то промышленность скорее упала, чем выросла.

Да и как ей вырасти, если двигателей внутреннего сгорания произведено 193 тыс. штук, а автомобилей выпущено 838 тысяч. Откуда взяли двигатели для машин? Тракторов выпустили 4200 штук, а в советское время выпускали 260 000 в год. Все это характеризует производство подшипников, без которых механизмы не производятся. Так вот в советское время их производилось 784 миллиона штук в год, а в этом году за полугодие произвели 21 500 штук. О каком промышленном производстве можно говорить?

Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, говорил И.А. Крылов. Его золотые слова сегодня являются основным принципом хозяйствования в России, потому и беда! Ущерб от такой политики партии «Единая Россия» давно превзошел ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной. Так кто руководит страной? Почему кроме разрухи это руководство ничего не приносит? Фальшь, вранье, подлог, подтасовка фактов – вот набор инструментов действующего режима, на фоне которых идет беспрецедентное разграбление достояния страны. Недавно В. Путин подписал закон, принятый «Единой Россией», по которому можно за границу продавать золото, металлы и хлеб, а выручку оставлять там же. Это закон разграбления России. Если «Единая Россия» останется у власти еще на 5 лет, она угробит Россию окончательно и бесповоротно!

Можно хозяйствовать иначе? Можно! «10 шагов» КПРФ дают основные направления такого хозяйствования, а социально­­экономическая программа КПРФ дает полное представление о восстановлении народного хозяйства страны в кратчайшие сроки. И мы это сде­лаем!

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов