Мы живём в то время, когда земли братского нам украинского народа, к сожалению, не входят в некогда единый дружественный союз. Такие страницы в нашей истории уже были не раз, мы их со временем перелистнём. Духовно наши народы никогда не перестают быть единым славянским братством, членами единой Православной Церкви. А помогает нам в этом Владычица наша – Пресвятая Богородица.
Многие почитаемые в Православии иконы Божией Матери, явились в своё время на земле Малороссии или, как теперь говорят, на Украине, но они были, есть и будут достоянием Православия и дороги сердцам всех христиан, где бы они ни проживали.
Малороссия
Богородичная икона, о которой сегодня пойдёт речь в связи с её ближайшим празднованием, может много поведать о России, Малороссии, небольшом селе Ахтырка в предместье славного града Харькова, баронессе фон Вейдель, императрице Екатерина II, духовнике императора Петра I протоиерее Тимофее Надаржинском, знаменитом архитекторе Растрелли и замечательном поэте Фёдоре Тютчеве, княгине С.А. Голицыной и многих других.
Малая Русь, Малая Россия, Малороссия – историческое название ряда земель Руси. Земли, которые ещё совсем недавно называли Малороссией, теперь именуются Украиной. В названии «Малороссия» нет ничего уничижительного. В этом названии отражено то, что на этих землях искони жили и живут русские люди, просто земли эти невелики по размерам – малые. И в то же время, это – земли народа, имеющего свои особенности, корни которых лежат в глубокой древности. Не напрасно древняя летопись называет нынешнюю столицу Украины «матерью городов русских».
Благодатные земли Малороссии находятся на границе двух христианских вероисповеданий – православной и католической. Географическое и духовное расположение земель братской Украины во многом определяет их историческую судьбу. Можно сказать, что современная Украина – это земли, отделяющие в духовном, вероисповедальном смысле Церковь Восточную от Западной Церкви. Мы видим это разделение и в самой Украине. Мы констатируем, что у христианского Запада и Востока одна цивилизация, но две Церкви и, соответственно, две отличные друг от друга культуры. Они похожи, но и существенно разнятся.
В целом, вера народа определяет его жизнь. Указанная особенность земель Малороссии составляет многотрудную жизнь людей, живущих в этих краях. Но для Господа нашего Иисуса Христа все мы являемся Его детьми, и Он всем желает спасения.
Икона из Ахтырки
Чудотворная икона, о которой расскажу сегодня, была явлена миру 15 июля 1739 года в селении Ахтырка Харьковской губернии, издавна принадлежавшем России, а ныне – это город в Сумской области Украины.
Церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы была построена в этом месте давно. В описываемые события в ней служил священником Даниил Васильев, человек честный и добрый. Он обнаружил богородичную икону в траве, во время сенокоса. По месту явления икона получила своё наименование – «Ахтырская».
Священник начал косить траву и вдруг внезапно увидел в ней икону. Он был так поражён её явлением и светом, исходящим от неё, что выронил косу из рук. Придя в себя, отец Даниил стал усердно молиться и кланяться иконе. Затем он внёс её в свой дом и поставил на приличном месте. От иконы не происходило никаких чудес, и она простояла в доме батюшки три года. Домашние лишь замечали, что в комнате, где находился образ, было страшно спать.
Через три года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, священник, войдя в комнату, где находилась икона, также неожиданно, как и в первый раз, был поражён ярким светом, исходящим от образа. Этот свет он узрел и ещё один раз, но никому об этом не сказал.
Однажды в ночном сне отцу Даниилу явилась Сама Божия Матерь и велела омыть образ чистой водой и накрыть покрывалом. Священник, тотчас пробудившись, выполнил повеленное и решил утром отнести воду от иконы на реку и вылить её, как и предусматривают церковные правила. С этой мыслью он вновь заснул и увидел во сне, будто он идёт с водой от иконы к реке и встречает Богородицу в образе Чудной Девы. Она остановила его, запретила выливать воду, велела идти с ней домой и хранить её, потому что эта вода будет целительной для людей, страдающих от лихорадки. У священника была больна лихорадкой дочь. Он, проснувшись уже утром, решил проверить истинность видения и дал испить этой Богородичной воды своей дочери. Девочка тотчас же исцелилась. И все, страдавшие лихорадкой, как только испивали этой воды, сразу же выздоравливали.
Чуть позже отец Даниил решил с помощью иконописца исправить на иконе повреждения. Художник взял икону домой, но когда уже решил приступить к работе, услышал голос, повелевший ему ничего не делать, а отнести образ туда, где он его взял. Иконописец, испугавшись происшедшего, отнёс икону в дом священника. А тот, видя над иконой особую благодать Богоматери, решился отнести необычный образ в свою приходскую церковь, и здесь икона прославилась чудесами особенно.
Чудотворения от образа
Матерь Божия через этот Свой образ много помогала разным людям. Слава и почитание Ахтырского образа Богоматери были настолько велики, что в месте явления иконы монастырь, возникший в середине XVII века, стал именоваться в её честь. Монастырская обитель находилась в четырёх верстах к северо-западу от города Ахтырка Харьковской губернии на берегу реки Ворсклы. В 1654 году игумен Георгиевского монастыря в местечке Лебедин под Киевом Иоанникий и сорок человек братии, спасаясь от притеснений со стороны униатов, переселились на Слободскую Украину, находившуюся под властью московских государей. В том же году по указу царя Алексея Михайловича для устроения новой обители братии была отведена гора Ахтырь (Ахтурь) с полями, лугами и рыбными ловлями. Первый деревянный храм в монастыре был освящён в семнадцатом столетии в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по местоположению – Ахтырским. Вскоре на средства главнокомандующего слободскими полками бригадира Ф. Осипова вместо деревянной была построена каменная трапезная церковь с тем же посвящением. В 1724 году по инициативе духовника императора Петра I и императрицы Екатерины протоиерея московского Благовещенского собора Тимофея Надаржинского в Ахтырском монастыре был возведён каменный Троицкий собор. Напомню, что жизнь неоднозначного монарха завершилась в 1725 году.
Высочайшие власти России благоволили монастырю, где находилась чудотворная Ахтырская икона. Дальнейшему распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Богородица указала баронессе день её скорой кончины и пообещала покровительство её малолетним дочерям. По предложению Богоматери в облегчение посмертной участи баронесса раздала за оставшиеся до кончины дни всё своё имение по церквям и нищим.
И вот, когда баронесса отошла в мир иной, известие об этом стало известно императрице Елизавете Петровне. Царица узнала о смерти своей подданной, и о том, что её дочери остались сиротами, и о подвиге веры к Божией Матери, который явила перед смертью баронесса. Тогда императрица распорядилась дочерей взять в императорский дворец. При государевом дворе они получили хорошее воспитание, ни в чём не нуждались. Впоследствии государыня выдала их замуж за знатных людей, и вся жизнь их была под покровом Божией Матери, исполнена земного счастья и утешения. Так Царица Небесная через земную царицу устроила этих сирот, казалось бы, оставшихся без содержания и никому не нужных, и по воле Царицы Небесной сама царица земная пеклась об этих сиротах.
Ввиду многочисленных чудотворений исцеления людей разных сословий Святейший Синод Русской Церкви в 1751 году официально постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную.
Елизавета Петровна предприняла путешествие в город Ахтырку, где поклонилась чудотворному образу и повелела на месте старого уже обветшавшего Покровского храма воздвигнуть величественный Покровский собор. Закладку этого собора делал святитель Иоасаф Белгородский, а проект сделал знаменитый придворный архитектор Ф.Б. Растрелли, который проектировал Андреевскую церковь в Киеве, Зимний дворец в Петербурге и другие известные всему миру соборы и здания. Собор в Ахтырском монастыре был построен в 1768 году. В нём святыня находилась вплоть до её похищения в 1903 г., которое произошло во время отправления чудотворного образа на реставрацию в Санкт-Петербург.
Икона
Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства. Пресвятая Богородица изображена со сложенными на груди пречистыми руками. Как руки, сложенные ладонь к ладони, так и скрещенные на груди руки – это молитвенное положение членов тела, присущее католической традиции. Но на Ахтырской иконе скрещенные на груди руки Пресвятой Богородицы передают и безмерную человеческую материнскую боль: Пречистая Матерь Спасителя взирает на Голгофу, на Крест, где умирает за всех людей Её единственный родной Сын… Оружие прошло душу Богоматери и Она безмерно страдает. На иконе Иисус Христос находится слева от Неё. Существуют варианты: Богородица в мафории; в короне с непокрытой головой; или без короны и без покрывала на голове.
Ахтырский монастырь
Со времени основания Ахтырский Троицкий монастырь управлялся игуменами, позже архимандритами. Религиозные и политические перипетии того времени привели к упразднению обители, но летом 1843 года состоялось новое открытие монастыря. Из Покровского собора села Ахтырки крестным ходом в обитель принесли чудотворную Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы. Начиная с 1844 года ежегодно, в период Пятидесятницы, совершались крестные ходы из города в Ахтырский монастырь с чудотворной иконой и обратно в Покровский собор.
В обители трудились и молились сотни насельников. В него поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано княгиней С.А. Голицыной, правнучкой протоиерея Тимофея Надаржинского.
В 1922 году монастырь закрыли, последний настоятель архимандрит Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 году на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек монастыря сохранилась лишь полуразрушенная колокольня.
28 мая 2002 г., по благословению священноначалия нашей Церкви, началось возрождение обители. К 2009 году весь монастырь располагался в одной колокольне. Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывшей обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери.
Чтимые списки и храмы
Во время событий второй половины XVIII века с Ахтырской иконы, явившейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространённых в основном на южных землях нашей Родины, входивших тогда в состав России. Удивительное дело, но образ Богоматери, написанный в непривычной для православной традиции манере, обрёл большую популярность и в Великороссии.
Сегодня Ахтырская икона есть в храмах Москвы, Подмосковья и других областей России. Иконе посвящены храмы и приделы многих церквей.
Чтимый список Ахтырской (XVIII-XIX вв.) находится сегодня в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате.
Ахтырская икона, именуемая «Самарская», – главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.
В честь Ахтырской иконы были освящён храм в селе Чернетове Брянской области. Он построен в 1805 году на средства помещицы А.Н. Надаржинской, родной тётки поэта Ф.И. Тютчева.
Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области был основан в 70-х годах XIX века. Местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в годину гонений на православие в 20-х годах XX века и таким образом сохранён.
Поселение в Сергиево-Посадском районе Московской области стало называться Ахтырка по имени главной святыни церкви, которую возвели здесь в 1825 году. Известен архитектор культового здания – А.С. Кутепов. Храм построили в бывшем имении знаменитых князей Трубецких. У церкви непростая судьба, она была конфискована под хозяйственные нужды. Храм возвращён РПЦ в 1991 году.
Из сравнительно новых церквей в честь Ахтырской иконы назову часовню при республиканской больнице в городе Петрозаводске. Она освящена в 2000 году.
Чудесные явления
Не раз было сказано, что иконам Богоматери, среди которых и Ахтырская, свойственны чудесные перемещения и внезапные обретения – новые явления. Один из таких случаев произошёл в Покровском храме села Старый Покров Орехово-Зуевского района Подмосковья. Вообще, все эти земли, известные как «Сенежская волость», с давних времён принадлежали русским митрополитам, а позднее патриархам.
Никольская деревянная церковь была построена здесь в начале XVII века. Каменный пятиглавый храм с колокольней в 1845 году возвели вместо неё. Престолов в храме три: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1863 г. по благословению святителя Феофана Затворника, который был в то время епископом Владимировским). Приделы во имя святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери освящены в 1851 году. Убранство храма было великолепным. Очень праздничным и редко встречающимся является сочетание сочного малинового цвета стен с богатой, покрытой сусальным золотом лепниной рам вокруг шикарных икон.
Особенно почиталась в приходе и в окрестных деревнях чудотворная икона Ахтырской Божией Матери и крест с частицами святых мощей преподобных Антония и Феодосия. По неизъяснимому промыслу Божьему Ахтырская икона из Малороссии была первоначально явлена здесь, поблизости, на источнике чистой воды, в лесу, за деревней Федотово.
К концу прошлого века всё изменилось: окрестности обезлюдели, храм опустел и приходил во всё более руинированное состояние. Былое великолепие постепенно рушилось, там, где ранее были прекрасного письма иконы, зияло всё больше пустых чёрных глазниц: святотатцы не боялись красть святыни…
В самом начале нашего столетия иеромонах, определённый священноначалием нашей Церкви настоятелем на этот, тогда совсем заброшенный приход, чудесным образом обрёл Ахтырскую икону. Небольшой образ в латунном окладе был завёрнут в плат и лежал в необычном очень высоком месте в храме, на выступе колонны. Иеромонах случайно увидел свёрток с иконой, когда забрался высоко по лесам, поставленным в храме в связи с восстановительными работами. Строительные леса были поставлены, но храм ждал своего настоящего строителя.
Новое явление Ахтырской иконы в глухом месте было, конечно же, не случайным. Тогда, в начале нашего века, посещая этот великолепный, но находящийся в удручающем состоянии храм, я слабо верил в его возрождение: добирались мы до него по бездорожью, не могли к нему подъехать, шли через лес и вымершую деревеньку…
Сегодня Покровский храм в селе Старый Покров сияет великолепием. И иначе, как чудом этот факт назвать невозможно! Слава Богу и Его Пречистой Матери! Немного полистаем страницы истории чудесного возрождённого храма.
Страницы истории
В годы советской власти Покровский храм в селе Старый Покров не закрывался, хотя многие священники были арестованы и в течение многих лет службы не совершались. В годы вынужденного бездействия храма налоги платил церковный староста Фёдор Пискарёв из собственных средств: у него была пасека. Богослужения возобновились лишь после страшной войны, в 1947 году. Храм несколько раз обворовывался, вместе с другими иконами трижды похищалась явленная икона Ахтырской Божей Матери, дважды её возвращали в храм. В третий раз, уже в начале восьмидесятых годов XX века, святыня исчезла бесследно.
В 1975 году появились сведения о том, что икона Божьей Матери Ахтырская находится в Сан-Франциско, в США, откуда в 1995 г. митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привёз список с иконы и передал его в упоминавшийся ранее Ахтырский Покровский собор под Харьковом. В связи с этим событием и был возобновлён крестный ход со списком Ахтырской иконы на место Ахтырского Троицкого монастыря.
Так как Покровский храм в селе Старый Покров никогда не закрывался, здесь всё же сохранились старинная церковная утварь, иконы, книги, великолепный, но пострадавший от варваров иконостас. Даже человека несведущего, далёкого от Церкви, поражает скульптура Иисуса Христа с ликом и глазами замученного человека, находящаяся в так называемой «Христовой темничке».
Огромная картина Страшного суда производит неизгладимое впечатление; никого не оставляет равнодушным икона Иверской Божией Матери – живой Лик Богородицы, с кажущейся настоящей каплей крови. Побывав в Старом Покрове, в возрождённом храме, возникает чувство, что побывал в прошлом. Неизъяснимая сила влечёт тебя сюда вновь…
В 2011 году над церковью поставили новые позолоченные купола. В русском храмовом зодчестве количество куполов символично. Пять куполов – Христос и четыре евангелиста. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминает о воинстве, о духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру» (Мф. 5, 14). Цвет металлических покрытий храма также важен в символике. Золото – символ небесной славы.
Недалеко время, когда мы будем праздновать 300-летие явления Ахтырской святыни.