Нынешней осенью у нас в стране предстоят очередные выборы в Госдуму. Что делать? Как голосовать и за кого? Мне вспоминается моя статья, опубликованная пять лет назад в «Советской России» и некоторых других изданиях, на которую было много разных откликов. Чтобы не заставлять читателей искать снова, привожу её копию здесь.
«Почему я не ходил на выборы?
Ответ лежит на поверхности. Дело в том, что реальный кандидат был один – Владимир Путин. Но не потому, что он такой хороший. Ведь за 18 лет его правления страной ничего не улучшилось ни в стране, ни в международных отношениях. Единственный плюс – это присоединение Крыма к России.
Но сделано это было, скорее всего, не по желанию Путина, а вопреки, когда уже прошёл в Крыму референдум, а в Чёрное море вошли американские корабли, угрожая взять Севастополь. Тогда-то и было принято решение о присоединении Крыма. Зато после этого, когда в Донбассе тоже прошёл референдум о присоединении к России, Путин отказал своим русским братьям, и началась война, которая унесла тысячи жизней, и продолжается до сих пор. Так могло случиться и с Крымом. Но это один вопрос.
Второй – это ежегодные Послания Путина, высказываемые народу и большей частью неисполняемые. За 18 лет жизнь простых россиян только ухудшилась. Официальная статистика говорит о снижении доходов и росте цен. Та же статистика говорит и о росте числа долларовых миллиардеров в России с одновременным ростом числа безработных. То есть экономика в полном провале. И только перед этими новыми выборами президент заговорил о необходимости мощного рывка вперёд. Я бы и хотел проголосовать за Путина, да совесть не позволила. Идти против неё никак не могу.
Вы спросите, почему же я не проголосовал за кого-то другого? Отвечу. Голосовал на предыдущих выборах, сам был наблюдателем. Когда заметил вброс бюллетеней, потребовал от председателя пересчёта голосов, а меня выдворили с полицией, чтобы не мешал работать. Сам был кандидатом в депутаты местного уровня. Заметил подтасовку голосов, когда отданные за меня голоса посчитали другому кандидату. Потребовал пересчёта бюллетеней. На заседании территориальной избирательной комиссии мне в этом отказали. Подал в районный, а затем в городской суд иски с требованием привлечь к рассмотрению видеозаписи с избирательного участка. Но мне и группе поддержки в этом отказали. Тогда я понял всю бесполезность борьбы с властью в одиночку или малыми силами. А большой пока не видно. Вот почему я в этот раз не пошёл на выборы вообще, считая это бессмысленным, и оказался прав.
По окончании процесса голосования, когда вёлся ещё подсчёт голосов, несмотря на все заверения Эллы Памфиловой, утверждавшей о прозрачности и честности именно этой избирательной кампании, в телепрограмме Владимира Соловьёва вместе с бравурными высказываниями радости по поводу избрания Путина на новый срок робко прозвучали слова представителя КПРФ Ирины Филатовой о том, что на самом деле эти выборы проводились нечестно, что побеждал Павел Грудинин. На сайте КПРФ опубликован длинный список нарушений избирательной кампании, включая и вбросы бюллетеней, и подвозы избирателей типа карусели.
В тон Филатовой выступил кандидат в президенты Сергей Бабурин, сказав, что верит в победу Путина, но не в цифры, которые отражались, постоянно меняясь на экране с ходом подсчёта бюллетеней по стране, показывая устойчивый рост процента голосов за Путина и вместе с тем устойчивое снижение процента голосов за Грудинина и других кандидатов, что прямо противоречит теории вероятности, когда эти цифры должны были меняться то в одну, то в другую сторону. А то у Грудинина в начале подсчёта оказалось 15% и постепенно снизилось до 12%, тогда как у Путина в то же время эти данные росли с 54% до 70%. И так было практически по другим кандидатам. Только Бабурин, Титов и Сурайкин, находясь в конце списка, менялись местами, набрав каждый менее 1% голосов. То есть очевидна неуклюжая подтасовка цифр. Какой же смысл было мне голосовать при таком подсчёте?
(«Советская Россия» 21.03.18)
Итак, прошло уже пять лет. Что изменилось с тех пор в жизни народа? Буквально в конце этого 2018 года, в декабре мне пришлось опубликовать в журнале «Реальный “утопизм”», №116, другую статью «Реставрация социализма возможна», в которой я писал следующее:
«Вот и состоялась давно шумевшая рекламой «Большая пресс-конференция Путина», на которую в Центр международной торговли в Москве собралось рекордное из всех четырнадцати проведённых ранее ежегодных конференций число журналистов – 1702.
Цифра, конечно, впечатляющая, но не менее впечатляющими были ответы Президента на вопросы отечественной и зарубежной прессы. Их уже успели прокомментировать многочисленные телевизионные программы, ток-шоу, политологи, наблюдавшие событие в прямом эфире.
Не скрою: я с большим вниманием слушал почти четыре часа задаваемые вопросы, и ответы на них мне казались по большей части знакомыми, поскольку Путин не впервой говорил о главной стратегии страны – это большом прорыве в экономике, что, по его мнению, возможно при выполнении национальных проектов, о незначительном, но снижении инфляции, некотором росте ВВП, о существенном росте показателей в промышленности и сельском хозяйстве, повышении зарплат и снижении цен на товары, приводя конкретные статистические данные.
Правда, когда кто-то из спрашивающих отметил в своём выступлении, что цены в магазинах на самом деле растут, Президент не проявляя и тени смущения, сказал, что цифры, которые он приводит, являются среднестатистическими, то есть в одних регионах могут быть больше, а в других меньше. Как я понял, это заявление Путина могло относиться не только к ценам, например, на продукты, но и к другим числам, которыми он легко оперировал по памяти.
Однако в своём кратком комментарии я не собираюсь анализировать все ответы Президента на заданные ему вопросы, а остановлюсь на одном, самом, по-моему, неожиданном высказывании. Поговорив о мировой экономике, Путин сам выбрал журналиста, увидев у него табличку с надписью “КГБ и дети” и, заинтересовавшись, что там за КГБ, что имеется в виду, попросил седоватого уже не молодого человека задать вопрос и передать для него микрофон.
Худощавый мужчина в неброской одежде, поднявшись, сказал: “Как говорил один мой хороший знакомый: все мы дети КГБ, только жизнь нас воспитала по-разному... Владимир Владимирович, сейчас в обществе очень высокий запрос на социальную справедливость. По данным, по-моему, Левада центра шестьдесят семь процентов людей жалеют о Советском Союзе. Как вы считаете, возможна ли реставрация социализма в России?”
Президент, сам бывший работник КГБ и, казалось бы, должен был дать на такой вопрос уклончивый ответ, на этот раз сразу ответил: “Я думаю, что это невозможно. Мне представляется, что общество, внутреннее изменение общества таково, что реставрация социализма в том смысле, какой вы, по-моему, в него вкладываете, невозможна. Возможны элементы социализации экономики, социальной сферы, но это всегда связано, знаете с чем? Связано с расходами больше доходов и в конечном итоге с тупиком в экономике. Вот в чём всё дело. Но справедливое распределение ресурсов, справедливое отношение к людям, которые живут за чертой бедности, выстраивание политики государства на то, чтобы снизить до минимума количество людей, которые живут за этой чертой бедности, обеспечить подавляющее большинство людей услугами здравоохранения, образования на приемлемых условиях, то если говорить о социализации в этом смысле, то хочу вас заверить, что мы как раз такую политику проводим сейчас. Именно в значительной степени на это направлены наши национальные проекты”».
А мне вспоминается одно сатирическое фото из Живого Журнала с юмористической, но правдивой надписью:
Действительно, олигархов в нашей стране стало гораздо больше, и они стали значительно богаче в отличие от народа, который за это же время существенно обеднел. Стало быть, наше участие или неучастие в выборах при таком положении, когда у руля власти стоят фактически власть имущие олигархи, спокойно покупающие избирательные комиссии, а стало быть, и подсчитывающие, как им надо, голоса избирателей, не имеет для нас никакого значения.
И мне вспоминается другое недавнее выступление Путина во время открытого урока на Форуме в Ярославле в День знаний перед учащимися, где он привёл в качестве примера добрых дел, которым должна следовать молодёжь, дела Рашникова, о котором сказал: «Недавно я встречался с руководителем металлургического комбината Магнитки. Была закрытая встреча. Главный собственник компании Виктор Филиппович пришёл ко мне для того, чтобы рассказать, как развивается компания, сколько миллиардов они вложили в последнее время. Он мог бы в карман рассовать, распихать всё по карманам собственников в качестве дивидендов. Нет. Сколько миллиардов они затратили на то, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу. Сколько миллиардов они затратили на то, чтобы создать новые рабочие места. И только в этом случае, если ты создаёшь продукт и результат, тот, который остаётся навсегда и надолго, делает тебя счастливым человеком. Только тогда ты можешь понять, что истратил жизнь не напрасно, а не просто, извините меня за моветон, бабки заколачивал, неизвестно, куда их деть потом».
Хорошие слова: не распихивать всё по карманам собственников. Ну а если всё уже распихано раньше? Ведь в лихие девяностые годы приватизации, когда всё народное хозяйство было растаскано грязными руками по частным карманам, когда процветать стали оборотистые люди, так называемые нувориши, а тысячи государственных предприятий закрывались, то ли не выдерживая конкуренции, то ли просто, как бесхозные, брошенные государством на произвол судьбы, никто, практически, о законности не думал. И Путин, придя к власти, сразу же заявил, успокаивая бизнесменов, что передела собственности не будет, правда, добавляя при этом: «Ничего подобного не намечается. Но речь идёт о людях, которые соблюдали закон. Я сплошь и рядом слышу: вот такие были сложные законы, их нельзя было соблюдать. Ерунда это всё. Законы были сложные, запутанные, это правда. Соблюдать можно было, вполне. И это не голословное утверждение… Реально всё можно было соблюдать. Только те, кто сознательно нарушал закон, говорят, что нельзя было. Можно!.. Кто хотел, тот соблюдал».
Хочется тут же спросить: а кто не хотел соблюдать, тогда что? И можно ли было, соблюдая закон, не обкрадывая народ, заработать миллиарды долларов, чтобы потом хранить их в зарубежных банках? А именно к таким людям относится восхваляемый Путиным собственник крупнейшего в стране Магнитогорского металлургического комбината Рашников, занимающий четырнадцатую строчку в рейтинге российских олигархов и находящийся, по статистическим данным американского экономического журнала «Forbes», на шестьдесят девятом месте среди богатейших людей мира. То, что он направляет миллиарды рублей, а не долларов, на уменьшение выбросов загрязнений в атмосферу – это хорошо, но это не делает его менее богатым, поскольку львиная часть доходов комбината, огромная прибыль, создаваемая трудом тысяч рабочих, идёт не в их худые карманы, а в карман миллиардера. Именно поэтому, если состояние Рашникова, по данным упомянутого американского журнала, например, в 2007 году составляло 7 миллиардов долларов, то в 2021 году оно составляет уже 11,2 миллиарда долларов. За прошедший год его состояние выросло на 3,9 миллиардов долларов, и он регулярно награждается правительственными орденами и медалями.
А как обстоит дело с теми олигархами, что находятся в рейтинге на четырнадцать позиций выше Рашникова, занимающий пятнадцатое место среди олигархов России, и чьи миллиардные состояния вдвое выше, чем у Рашникова? Что с ними делать молодым людям? Пользоваться их примерами и тоже воровать, распределяя доход таким же, как они, образом? И Путин в своём выступлении на открытом уроке своеобразно отвечает на этот вопрос: «Каждый человек должен понимать, что 90% его личного успеха будет зависеть от него лично. Всё думаем, а вот там добрый дядя нам должен что-то принести. Но лучше вспомнить, наверное, революционные песни большевистские – никто нам не поможет, “ни Бог, ни царь и ни герой”».
Оригинальность ответа заключается в том, что президент вспомнил слова революционного гимна, которые, правда, звучат несколько иначе:
Никто не даст нам избавленья:
Ни Бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
Трудно поверить, что Президент страны иносказательно предлагает молодым людям новую революцию, однако чем чёрт не шутит? Может, он искренне предлагает молодым активистам самим добиваться открытия новых предприятий, на которых они будут работать после окончания вузов, а то ведь многие выпускники сегодня не в состоянии найти работу по специальности по причине существенной безработицы в стране. А тут ещё и пенсионная реформа продлевает трудовой период в условиях отсутствия вакансий. Может, он предлагает им самим бороться за то, чтобы обучение в вузах было, как раньше, бесплатным, чтобы им не приходилось пропускать занятия в институте, подрабатывая где-то для оплаты учёбы. Возможно, он подразумевает, вспоминая гимн, что юноши и девушки должны объединиться и отнять деньги у олигархов, не ожидая, когда они, как добрые дяди, сами их на блюдечке с голубой каёмочкой принесут.
Сильно сомневаюсь в том, что такое предполагал или подразумевал президент, избранный главой страны по воле олигархов двадцать с лишним лет тому назад.
Таким образом, возвращаясь к началу нашего разговора о выборах, которые вот уже тридцать лет не приносят пользу нашему народу, следует продумать, как провести сентябрьские выборы, памятуя о революционной песне, самым революционным путём, отняв у олигархов награбленное и вернув его народу, пойдя вперёд широкими шагами по примеру Китая социалистическим путём.