Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк.
За то, что с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя...
Н. Рубцов
Несколько раз переписывал вступление, никак не мог напасть на нужную строку, определяющую развитие всей статьи. Всё не то: то фальшь, то просто неудачно. Какой-нибудь мистик бы заметил, что это потому, что характер у Светланы Супруновой, знать, непростой: даже в строки о ней нужно пробиваться. А ведь оно так и есть.
Познакомиться с Супруновой довелось недавно, и в самом полном значении этого слова шапочно, – в 2015-ом, в Калининграде на Тёркинских чтениях. При первом же взгляде на Светлану пришла мысль, что родиться ей надо было мальчишкой – ершистая, с ярко выраженным чувством собственного достоинства; по всему видно, не уронит себя до лести, которой нередко грешит творческая среда. Личность. Наверное, это впечатление и вызвало мой интерес к её стихам. В одном из номеров журнала «Берега», в котором, кстати, Светлана заведовала отделом поэзии, я и ознакомился впервые с её стихотворениями.
Сразу оговорюсь, что к дифирамбам они не сподвигли. Просто в наше время, когда литература, особенно массовая, в силу вызванного экономическими причинами оттока из неё мужчин обретает женские черты, хороших стихотворений много, гениальных и таких, чтобы перехватывало дыхание от восторга или боли, – мало. Поэзия Светланы претендовала на большее, нежели просто хорошие стихи, и всё же чего-то им недоставало. Где-то настрою мешала излишняя задиристость, где-то же и при хорошем видеоряде, и наличии значительной темы и мастеровитости отсутствовала авторская самобытная оригинальность. Ну, звучало и звучит нечто подобное у других! Однако всё равно ощущалось, что талантливая поэтесса выдаётся из общего ряда подобно неплохих авторов. К тому же её тонкие пародии, на мой взгляд, одни из лучших в России, и тогда вызывали искренний смех. Попасть на такой острый язычок врагу не пожелаешь: высветит как рентгеном недостатки текста. Тем не менее, каждый литератор считает, что вершиной поэзии является именно лирика, а не что-то иное, и поэтому пародия воспринимается чаще как авторская тренировка или не совсем серьёзный жанр.
Так прошло пять лет, и вот весной прошедшего года на сайте газеты «День литературы» вновь состоялась моя встреча со стихами Светланы. И передо мной была уже не поэтесса – поэт!
Образы! – важнейшее в поэзии качество – удивили свежестью, ведь сказать что-то новое после великого числа предшествующих в веках поэтов, даже только великих, не говоря уже о крупных, так трудно. А Светлана сумела. В качестве примера хочется привести её стихотворение «Окно» – полностью, не фрагментарно.
Взяла ведро – одно, другое,
Окно помыла, пыль смела.
Стекло прозрачное такое,
Как будто вовсе нет стекла.
Светло, безветренно и словно
Меж стен привычных не окно,
Как будто живописец ровно
Своё повесил полотно.
Перед забором сухоцветы,
Соломы ворох на возу,
Висят последние ранеты,
И листья плавают в тазу.
И вот не спрятаться от шума,
Неслось, гудело за версту,
И барабанило угрюмо,
Стекали капли по холсту.
Так мокро было и уныло,
И над верхушками темно,
Картину чудную размыло –
И я увидела окно.
Как прозрачно и гениально точно! И неожиданная концовка своей парадоксальной метафоричностью усиливает воздействие и без того ёмкого образами стихотворения. Такая простота и точность – признак высокой литературы. А уж формальным мастерством выпускница Литинститута владеет вполне. Чего стоит ныне почти вышедший из творческого употребления приём литоты в стихотворении «Планета»:
Всё продумала, всем подала,
Всем под куполом синим простила,
Я планету с орбиты сняла
И её на ладонь поместила.
Далее:
Пусть найдутся другие пути,
И её, голубую подругу,
Я подбросила кверху – лети!
Но она завертелась по кругу.
У Светланы Супруновой теперь уже много подобной замечательно и самобытно красивой образности, но поэзии без философичности не бывает. А что здесь? А здесь есть невероятно глубокое человеколюбивое и мудрое стихотворение «Фотография», которое тоже хочется привести полностью, чтобы читатель имел право согласиться с моим тихим внутренним восхищением такой силой скромного и незаметного (до боли в сердце!) воздействия.
Альбомы девочка листала,
Искала что-то без конца.
По фотографиям лишь знала
Она беспутного отца.
Какая горестная сказка,
Какие муки по отцу,
И тонкий пальчик, как указка,
Скользил по гладкому лицу.
И детский взгляд, с рожденья кроток,
Всё снимки жёлтые ласкал,
Искал небритый подбородок,
Глаза потухшие искал.
Она над карточкой молчала,
Водила пальчиком в конце –
Как будто слёзы вытирала
На этом глянцевом лице.
Как видим, Супрунова обладает качеством крупного поэта – умением встряхнуть, когда примелькавшееся, заезженное оживает по-новому. Казалось бы, простые слова, но маленькие точные штрихи вдруг создают особенную подачу образа или явления, как, например, в «Дедушке»:
Старое греет пальто,
Только душе не согреться.
И финал:
В темень куда-то глядит,
Что-то нездешнее слышит,
Тихо под небом сидит.
Дедушка воздухом дышит.
Последнюю строфу могла создать только глубинная, скрываемая от внешних глаз любовь. И как бы автор ни затушёвывала её своими пародиями, она всё равно прорывается во всём поэтическом пространстве Светланы, как, к примеру, здесь:
Среди айвы и тюбетеек
За мною шла, совсем одна,
Наверно, хлеба или денег
Просить задумала она.
Но руки денег не просили,
Её душа ждала тепла...
И пот смахнув, в тени присела –
Седая, в простеньком платке,
И долго мне вослед глядела
С лепёшкой в сухонькой руке.
Мастерство Супруновой в написании данного стихотворения хрестоматийно. Образы расставлены совершенно не случайно – к месту. Главная их цель – создание двух контрастных видеорядов. С одной стороны – айва, тюбетейки. С другой – русская женщина, доживающая свой век где-то в Средней Азии. И в довершение – «лепёшка в сухонькой руке». В итоге получился ярко выраженный образ чужбины. А всё стихотворение полностью – пронзительный крик одиночества, брошенности.
Пронзительность вообще характерный признак поэзии Супруновой. Она сродни рубцовской, такая же камерная, мягко звучащая, хотя интонация вовсе не рубцовская, скорее – Николая Заболоцкого и иногда лермонтовская. Не хватает, правда, лирике Светланы порой образной и сюжетной насыщенности. Однако есть у неё спасительный Дар – финал, облагораживающий и не самое удачное стихотворение, а ещё – удивительные по красоте и точности выражения вроде такого: «Уж не крестит, а всё отпевает / Поколенье глухих деревень».
А вот пример того, как на нерве вытягивается стихотворение («Молчунья...»):
Земное порой проклинаешь
И тянешься снова к перу,
Как будто в себе изживаешь
Всю эту тоску по добру.
В стихотворении «Соседка» подобную роль принимает на себя сочувствие одиночеству старенькой женщины.
И она который год
Снова в беленьком платочке.
Всё по кругу. Жизнь идёт.
Простенькие слова, но душа высветляется. И всё же, пожалуй, лучшая финальная строфа в лирике Светланы прозвучала в глубоко содержательном и трогательном стихотворении «Баба Оля»:
И когда загибаюсь от боли,
Всё глядит на меня со стены
Матерь Божья с лицом бабы Оли.
Большого поэта отличает выбор темы. Творчество Супруновой в этом отношении многогранно. Здесь и тема любви (к Родине, людям), тема смерти, одиночества, трагедии утраты национального самосознания русским народом, утраты её корней, как в стихотворении «Справа речка, а слева опушка...»
...Я таких не видала окраин,
Позолота нигде не блеснёт,
И в поношенной рясе хозяин
В одиночестве службу ведёт.
...Столько света в приюте убогом,
Что, теряясь, почти не дыша,
Прослезится от близости с Богом
Непутёвая чья-то душа.
Мало кому из современных поэтов удаётся патриотическая тема. Супруновой удалась. В данном случае, конечно, поспособствовал талант пародиста, выраженный в умении выхватить из явления его суть.
Я повернулась на восход безродно,
Мне показалось, что на полчаса,
И вот уже кириллица немодна,
И с запада слышнее голоса.
Уже с востока тащут разносолы,
Пестры наряды, в золоте персты –
То новые татары и монголы
Идут сюда под древние кресты.
И спеть бы про туманы-растуманы,
И выпить чарку, и тоску забыть –
Везде базар, и лысые Иваны
Торгуются, боясь продешевить.
Распутная, а может быть, святая,
Какие силы есть в тебе, о Русь,
Коль от тебя, ругаясь и рыдая,
Сто раз уйду и столько же – вернусь!
У лирики Светланы собственное лицо, что так важно для настоящего поэта, однако не всё гладко с диапазоном используемых стихотворных размеров. А ведь на самом деле для Супруновой это не проблема. И тот же любимый ею ямб может сработать по-новому, если выстроить его уже на пяти слогах, как, к примеру, в «Поэтах». В результате стих ритмически замедлился:
Поём о звёздах и туманах луга,
Как поездами манит нас вокзал.
Кто слышит нас? А слышим ли друг друга,
Летящие на лучший пьедестал?
Шумим, шумим… Отпугиваем думу.
Остались мысли, ссыпаны в мошну.
Мы всё шумим и так привыкли к шуму,
Что разучились слушать тишину.
Луна в окошке, ситцевая шторка.
Из года в год то снег, то комарьё.
Мы здесь затем, чтоб всматриваться зорко
И молвить слово – светлое, своё.
Всё это нам – терзания людские,
И потому поменьше дан ломоть,
И не смолчать, когда молчат другие.
Перо и лист доверил нам Господь.
Тем не менее, несмотря на отмеченный недостаток, стихи Светланы Супруновой можно назвать явлением новейшей поэзии. Разве не подтверждается подобное утверждение такими замечательными философскими и образными находками?
В глаза, в ожидающий взгляд,
Мне светом небесным посветят.
И дёрнусь: «А можно ль назад?» –
Наверное, мне не ответят.
(«Далёко, за жухлым листом...»)
Или вот:
Безжизненными стали вечера,
Покрыты пылью старые ступени,
Исчезли люди, жившие вчера,
Исчезли, не оставив даже тени.
...Неслась, о всём на свете позабыв,
Нечёсанной, испуганною куклой
И всё ждала, что рядышком – обрыв,
Но, как назло, планета была круглой.
Это и о проклятии внутреннего мироощущения поэта, проявляющемся в чувстве вселенского одиночества, и о невозможности вырваться из круга предначертанности. И всё же одиночество поэта – проклятие в меньшей степени, в большей – счастье соприкосновения с высшим. «Настоящий поэт и есть перелитый в строчки шёпот Бога!!! А Господь нашёптывает далеко не каждому», – так отозвался о творчестве Светланы Супруновой Анатолий Аврутин. Так оно и есть.