Михаил Александрович Шолохов – великий русский писатель, журналист, киносценарист, Герой Социалистического труда (дважды), лауреат Нобелевской, Ленинской и Сталинской премий за литературные заслуги, депутат Верховного Совета СССР, действительный член Академии наук СССР.
Это большой и сложный художник слова. Всё написанное им носит на себе печать яркого, истинного таланта. Он признанный классик нашей литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие вехи на пути народа и страны, исторические события – революцию, гражданскую войну, становление советской власти, борьбу нашего народа с немецкими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Писатель играл и играет в истории русской литературы исключительную роль по значительному содержанию и высокохудожественной форме своих произведений. В них заложена энергетическая гармония слов, сотворённых вдохновенным состоянием человеческой души.
Его произведения, дающие ответы на вечно волнующие нас вопросы, актуальны до сих пор и учат при любых обстоятельствах оставаться достойным человеком.
«Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художественной ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой классики всех времён» – писал Г.Н. Марков.
Михаил Александрович Шолохов родился на Дону (хутор Кружилин станицы Вёшенской) 24 мая 1905 года.
После установления советской власти жил в станице Киргинской, где работал делопроизводителем, учителем, работником продотряда.
С 1922 года Шолохов живёт в Москве, где начинает заниматься литературной деятельностью.
В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован первый его фельетон «Испытание». В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликовали рассказ Шолохова «Родинка», а в 1925 году в журнале «Комсомолия» рассказ «Бахчевик».
Затем в 1926 году в этом же журнале печатаются его рассказы «Смертный враг», «Лазоревая степь», «Батраки», открывшие цикл донских рассказов.
В 1926 году вышли два его сборника: «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», в которые вошли двадцать небольших рассказов.
Рассказ «Нахалёнок» автобиографичен. Многое из написанного в нём будущий писатель претерпел на себе.
С 1928 года он пишет и публикует на протяжении двенадцати лет роман «Тихий Дон», который состоит из четырёх томов. По значимости этот роман сравнивают с величайшим произведением Л.Н. Толстого «Война и мир».
Первая и вторая книги «Тихого Дона» поставили автора в ряд лучших писателей страны. Михаил Александрович с самого начала строил это произведение как роман-эпопею.
После его публикации к писателю сразу пришла популярность и слава.
Серафимович писал о творчестве М. Шолохова: «Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.
Чувство меры в острых моментах, и от того они пронизывают. Огромное знание того, о чём рассказывает. Тонкий схватывающий глаз…»
Шолохову не надо было придумывать сюжеты. Они были рядом, и все они были связаны с судьбами близких ему людей – донских казаков.
Он знает, какие есть возможности и глубины в человеке, и пишет свои произведения из жизни, сообщая читателю судьбу даже второстепенного персонажа.
В романе целый мир человеческих переживаний, и звучат вечные вопросы: добро и зло, человек и общество, любовь и ненависть. Такое выдумать невозможно. Это нужно прочувствовать и понять.
Что же касается нравов и быта казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо понимал и знал.
В основу сюжета романа «Тихий Дон» положена жизнь семьи Мелеховых. Главный герой Григорий Мелехов мечется между белыми и красными, не понимая, на чьей стороне правда. Вся эта история, и любовная, и историческая, оканчивается трагически. Умирают почти все члены семьи Григория, погибают Аксинья и ребёнок.
В своей автобиографии Михаил Александрович писал: «Я родился на Дону. Я жил в районе станицы Вёшенской, где разворачивались события моих книг. Нас невозможно разделить».
В 1932 году Шолоховым была написана первая книга романа «Поднятая целина». Второй том вышел в 1959 году.
Этот роман рассказывает о судьбах русских крестьян в годы «великого перелома» и движении «двадцатипятитысячников».
Сам М.А. Шолохов вспоминал: «Я писал “Поднятую целину” по горячим следам событий, в 1930 году, когда ещё были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным образом перевернувших её: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьян в колхозы».
Писатель смог создать яркое, отвечающее духу времени полотно о судьбе деревни. Великолепны в романе массовые сцены собраний, стихийного бунта женщин.
Открывается и закрывается он сценами природы – элегическими и лирическими.
Эти изящные, мастерски написанные произведения легко читаются и запоминаются. Они пропитаны полнотой жизни, наполнены неподражаемыми пейзажами русской природы, искренние, способные тронуть струны сердца. В них гудит жизнь, колышется ковыль под дуновением ветерка, слышится волнующий выщелк жаворонка, и перед взглядом простирается густая синева безоблачных небес:
«Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго применал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текущая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа» («Тихий Дон»).
«За хутором призывно чернела освобождённая от снега зябь. Взвороченные лемехами пласты тучного чернозёма курились на сугреве паром. Великая благостная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями – солнце, молочно-белый пар, волнующий выщелк раннего жаворонка, да манящий клик журавлиной станицы, вонзающей грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес…» («Поднятая целина»).
Сколько задушевности и искреннего чувства в этих строчках! В них звучит ощущение животворящей силы окружающей природы, её красоты.
Простота и естественность, с которой писатель облачает свои мысли, есть в каждом его произведении. Их очарование проявляется в сочетании с продуманностью сюжета и дисциплиной художественного замысла.
В годы Великой Отечественной войны полковой комиссар, затем полковник М.А. Шолохов был военным корреспондентом ряда газет, автором злободневных публицистических очерков и статей. Его перу принадлежит незаконченный роман «Они сражались за Родину», который он начал писать в самый разгар войны. Автор реалистически и честно описывает весь ужас войны, рассказывает о доблести, мужестве, подвиге и силе воли советского солдата. Главное в нём – тема патриотизма. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к Родине, гордость за неё, желание защитить и сохранить, приумножить силу и славу страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью земли, на которой рождён и вырос.
Действие романа происходит в то время, когда Красная Армия, неся большие потери, отступает. В первую очередь в нём говорится о людях. Главные герои – Пётр Лопахин, Николай Стрельцов, Иван Звягинцев.
Добродушие, юмор и ирония, с которыми Шолохов описывает их жизнь, показывает, насколько хорошо он знал быт на фронте простого солдата.
Автор очень тонко и глубоко прописывает характеры этих людей, тем самым подчёркивая истинный героизм воинов. Описания их настолько реалистичны, что создаётся впечатление, что автор служил с ними в одном подразделении. Нашлось место в романе и для пейзажей и батальных сцен.
В военных рассказах, очерках, статьях: «На юге», «Военнопленные», «На Дону», «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Наука ненависти» и др. говорится о героизме нашего народа на фронте и в тылу. При этом Шолохов открыто писал и о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации.
Но война не была для немцев «лёгкой прогулкой». Русские сражались отчаянно, что значительно ослабило противника, снизило скорость его продвижения и силу последующих ударов.
Готовность наших людей сражаться до последней капли крови, до последнего дыхания переломила хребет немецкой военной машины. Наш народ выдержал натиск вторжения, а потом и разгромил врага.
В рассказе «Судьба человека» автор показывает, какую огромную ценность может представлять собой самый обыкновенный человек. В основу рассказа легла реальная история, услышанная Шолоховым во время охоты.
Трагически сложилась судьба главного героя рассказа Андрея Соколова, познавшего тяжесть войны и плена, но оставшегося человеком с большой буквы. Члены его семьи погибли, и он остался совсем один, без семьи и дома. Но и тут выстоял Андрей Соколов, подобрав беспризорного мальчишку, дав надежду на будущее как ему, так и себе.
С шестидесятых годов прошлого века Шолохов фактически перестал писать и отошёл от литературы.
Михаил Александрович Шолохов скончался 21 февраля 1984 года и был похоронен на берегу Дона, которому посвятил лучшие свои произведения. Могила великого писателя находится во дворе дома, где он жил в последнее время.
К.М. Симонов писал:
Литература не солдатская шеренга, в которой стоят по росту, но всё же, если б меня спросили: а кого вы называете первым среди… писателей? – и лично так же, не колеблясь, назвал бы в прозе Шолохова.
… Шолохов привёл с собой в литературу людей из народа, или, как говорят, простых людей, и они заняли в его романах не боковые места и не галёрку, а самый центр этого набитого людьми зала. Он заставил смотреть на них, прежде всего на них. И не оказалось таких психологических проблем, которых он не взялся бы решить на анализе души этого так называемого простого человека, всю не простоту которого он с такой решимостью и силой доказал на страницах своих книг.
Конечно, не он первый делал это в нашей литературе, но с такой силой и последовательностью, пожалуй, первый. И это относится не только к «Тихому Дону», но и ко многим превосходным страницам и других его книг – «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Поднятой целины».
И с этим нельзя не согласиться. Писатель понимал могучую силу слова, способную вдохновить человека на подвиг. Воздействие писателя на русскую литературу было самое хорошее и плодотворное. Россия никогда не забудет этого великого человека.