Интеллектуальные плоды пандемии

8

2957 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 145 (май 2021)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

В течение 2020-2021 годов известному писателю-философу Виктору Фёдоровичу Дружинину (Вик Тор – литературный псевдоним) удалось подготовить и издать две новые книги:

«Мелодии Жизни на струнах Судьбы». (МГО СПР, 2020)

«Повести и рассказы», (МГО СПР, 2021)

 

Определяющим и поясняющим всю ситуацию творчества автора в эти годы является рассказ-новелла «Палата № 36 (в двух заездах)», Парафраз А.П. Чехову (его «Палате №6») в последней на сегодня книге автора «Повести и рассказы». В эту пору, как он сам пишет, «испытал невиданный творческий, эмоциональный и интеллектуальный, подъём. Было ли это связано с ковидом? Не знаю. Одно очевидно, – в кратчайший срок мною была создана книга, подводившая некий итог всей моей жизни и творчества, – “Мелодии Жизни на струнах Судьбы”».

 

Итак, «Мелодии Жизни на струнах Судьбы».

В этом произведении звучит основная тема «Жизнь и Судьба», но в музыкальной интерпретации («исповедальный симфо-джаз», по определению автора). Фактически излагаются фантазии Вик Тора, его мысли и страсти на тему «Автобиография». И в этой исповедальной неистовости он сам, возможно впервые, осознал, куда вело и привело его творчество. Эта книга завершила серию публикаций (их перечень приведён и на обороте обложки книги), связанных с появлением «нового героя». Новый литературный герой, проживающий собственную жизнь как бы в микрокосме (единичность жизни человека во множественности форм и явлений природы и общества), через йогу Патанджали обретает существование в неком макрокосме с осмыслением бытийной сущности человека в целостной картине мира. У него появляется осознание возможности одновременного пребывания в различных измерениях субстанции, – как некий синтез микро и макрокосмов. Философское осмысление этого существования отражено через единство жанров: философские диалоги, футурология, философская футурология. (Кстати, традиция философских диалогов в соответствующей сфере усматривается автором у греческого философа Платона, римского автора Лукиана «Разговоры в царстве мёртвых», у русских авторов М.М. Бахтина, – диалог с Ф. Рабле; у В.С. Библера. Прекрасно отражена эта сфера, как известно, в работах русских художников Н.К. Рериха, М.А. Врубеля). На обложке книги обозначена серия «Новый герой», но следует пояснить при этом, что этот термин нащупывался (и нащупан) автором в серии его художественных произведений как результат интуитивного поиска. Надо сказать, справедливости ради, что попытки (или стремление) соприкоснуться с этой сферой словесной действительности (как считает и сам автор, приводя соответствующие примеры) в русской прозе были неоднократно, причем со стороны лучших наших авторов. Л.Н. Толстой («Исповедь»); Ф.М.Достоевский («Сон смешного человека»); Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе...» и др.); А.С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Маленькие трагедии»); М.Ю. Лермонтов («Демон»); Ф. Сологуб и некоторые другие. Так что можно сказать, что автор развивает классические традиции. Вся жизнь автора была отражена в его произведениях. Поэтому в начале книги он прилагает их перечень, а по ходу изложения делает соответствующие ссылки. Есть в этих книгах и всплески животворной творческой активности, хотя в основном это интеллектуальное осмысление жизни и плодов творчества, – от этапа созревания до расцвета с подведением итогов. В целом вся эта книга – своеобразный отчёт писателя-философа на финише жизни.

Пути жизни были довольно извилисты, но финиш стал таким, о котором он мечтал в начале пути. Автор 27 лет прослужил в Вооружённых Силах СССР и до увольнения из армии в 50 лет все этапы жизни довольно чётко очерчены. Но далее появилась возможность полной реализации мечтаний о работе в философии и на пути писательства через этапы творчества, – научного, педагогического, общественно-политического, художественного. (Подробно мы уже писали об этом на тему его юбилеев). Общая схема этой книги отражена в её оглавлении.

Часть I. Микрокосм (единичность жизни человека во множественности форм и явлений природы и общества).

1. Как начиналась жизнь. (Жизнь лет до 30 – довольно остроумное, временами совершенно разухабистое повествование) – Отсюда музыкальный образ Рок-н-Ролл ;

2. Продолжение пути – Педагогическая поэма. (Проникновение в сферу педагогики и драматическое завершение этой деятельности). Фугато 1;

3. Как уходила жизнь. (Мрачные предчувствия и чрезвычайные ситуации). Джаз-блюз.

Часть II. Макрокосм (осмысление бытийной сущности человека в целостной картине мира). Оратория.

1. Художественное творчество (поиск жанра – «Философские диалоги») Фугетта 1;

2. Приобщение к Йоге (беседы с Учителем) Фугетта 2;

3. Обучение Йоге Фугато 2;

4. Жизнь и судьба (философское осмысление в жанре «Футурология») – макро, макро, макро косм (настоящее – прошлое – будущее) Фуга;

5. Финальные ноты (философская футурология): книги «Новый Органон 2», «Новый Вавилон», Реинкарнация (Новый мир– синтез микро и макро) Симфония.....

 

Возвращаясь к книге «Повести и рассказы», следует также дать краткую характеристику всех ее новелл повестей и рассказов.

«Повесть о красоте» (восторженный гимн великолепной природе и богатейшей культуре Греции);

«Лунный свет» (стихотворная композиция);

«Переделкино» (воспоминания и размышления о настоящем, прошлом, будущем знаменитого писательского городка);

«Повесть о любви и дружбе» (три раздела): 1) «Сон в сумрачную декабрьскую ночь» (грустная история одиночества); 2) «Мелодия любви (предзакатной), – на два голоса». Часть 1; 3) «Мелодия любви». Часть 2. «Исповедь. (Как мы делали кино)», – о преодолении одиночества через любовь, дружбу, творчество;

«Цветник» (семейный портрет в интерьере) – короткая зарисовка;

«Киносценарий» (проект);

«Палата № 36 (в двух заездах)» – об этом уже было сказано;

«Не только собаки...» (о преданности животных).

В целом в книге отражены малые литературные формы, над которыми автор работал в течение всей своей жизни. «Как передышка, – пишет автор, – как творческий импульс, исходивший... Трудно сказать, откуда он исходил... Но это было (редко, но было) и эта книга посвящена именно им». Здесь присутствует и своеобразный гимн красоте, любви и дружбе, но и блестки юмора, а иной раз сарказма, также имеются. Именно это и обусловило выбор названия книги: «Подобно несущимся облакам, – акварели и графика. Сарказм и тонкий юмор. Повести и рассказы – как мечты, которые у нас иной раз возникают». И всё-таки реализовывалось вдохновение главным образом в книгах, больших книгах, в которых оттачивался его стиль, жанры на пути к последней книге такого рода – книге мудрости. И она была написана... «Новый Органон 2» (или «Новый Вавилон»).

 

В заключение подведём некоторый итог, – главное, что же удалось сделать автору. В писательстве – стихи и проза. В философии – просвещение, очищение, оживление на всем долгом пути её истории – от античности. Но заканчивает свой поиск автор возвращением к древней индийской философии, – круг замкнулся и это естественно и символично. На этом пути происходит (производится) разворот от атеизма и сугубого материализма советского периода к философии всеединства (всеобщего синтеза), – развиваются идеи «Диалектики мифа» А.Ф. Лосева. Для автора характерно также успешное стремление уйти от омертвляющей псевдонаучности современной философии, сделать её живой и занимательной, – прежде всего через диалоги.

Автору недавно исполнилось 82 года. И творческое вдохновение его не покидало в течение всей долгой жизни. И хочется пожелать ему длить это состояние насколько это будет возможно.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов