Раздосадованные внуки после очередного этапа Кубка мира по биатлону прибежали к деду, заслуженному тренеру СССР по биатлону, и старший озадачил его вопросом:
– Дед, ну почему российские биатлонисты всё время проигрывают? В твоё время вон каждый год золотые медали выигрывали, а сейчас даже бронзовую завоевать не могут! Может быть, в Советском Союзе секреты какие-то особые были?
Дед внучков разочаровывать не стал:
– Конечно, были… и много! Садитесь поудобнее, об одном из секретов я вам сейчас расскажу.
Внуки расселись, и дед, копируя интонации бабушки, любившей рассказывать внукам сказки и предания, начал своё повествование:
«Было это в одна тысяча девятьсот, страшно сказать в каком году. Меня тогда впервые назначили Главным тренером мужской сборной страны по биатлону. Ох и хватил я в ту пору лиха! До Олимпиады осталось всего ничего, а мои сборники и не бегут, и не стреляют… Пожаловался я как-то на судьбу свою нелёгкую другу своему Макару Ивановичу Стрелкову, потомственному охотнику из Сибири, а он и говорит:
– Не печалься, дружок. Разве это горе?! Поезжай на месячишко на курорт, отдохни, успокой нервы, а биатлонистов своих ко мне в тайгу отправь. Они мне план по заготовке пушнины помогут выполнить, заодно и потренируются в своё удовольствие.
Так и сделали. Отправил я своих оболтусов в Сибирь, а сам в Дом отдыха поехал, нервную систему укреплять…
Дед на минутку замолчал, видно, вспомнил, как славно он укреплял нервную систему в Доме отдыха. На его лице заиграла загадочная улыбка…
– Ну, а дальше? Что дальше было деда? – затормошил его самый нетерпеливый средний внук.
Дед оторвался от приятных воспоминаний и продолжил рассказ:
«Да… а время тогда непростое было. На Западе про нас, как и сейчас, чёрт те что писали. Что медведи у нас по городам ходят… Народ с голоду пухнет… Вот эти заграничные щелкоперы Макару идею и подбросили. Макар Иванович моих биатлонистов в тайге на полное самообслуживание перевёл. Ничего кроме хлеба не давал, кого подстрелят, тем и питаются…
Через неделю такой жизни они научились в зайца на бегу пулей попадать… На вторую – начали попадать зайцу точно в глаз потому, что за испорченную шкурку Макар штрафовал… Провинившемуся пайку хлеба урезал…
После того, как проблему со стрельбой решили, Макар скоростную выносливость принялся у моих лентяев подтягивать. Найдёт берлогу, в которой мишка на зиму залёг, развесит возле неё мишени и начинает контрольные стрельбы… А как медведь проснётся, тут с общего старта и гонка преследования начинается… Разбуженный медведь не разбирался: хорошо ли биатлонисту сервисмены подготовили лыжи… укатана ли в достаточной степени трасса… Без разницы ему и в какой форме находится спортсмен… Для медведя главное – догнать отстающего…
Сразу перестали обращать внимание на подобные мелочи и мои биатлонисты. Каждый из них из кожи лез, чтобы обогнать соседей, что полностью соответствовало спортивному принципу… Медведю должен был достаться самый слабый.
Но вот что странно, слабых у Макара не было! Без всякого допинга… по непроходимой тайге… они бежали так, что медведь их догнать не мог. Даже у отстающего скорость была в два раза выше, чем у хозяина тайги. Если бы их бег видели ваши нынешние кумиры Мартен Фуркад и Иоханес Бё, они бы от зависти затосковали и бросили бы биатлон раз и навсегда…
Уже после пятой контрольной гонки с преследованием команда к международным соревнованиям была готова. Со сбора в сибирской тайге мои ребята приехали худые, голодные и злые… Макар тоже был мрачнее тучи и на прощание сказал:
– Забирай своих Чудо-Богатырей… План по заготовке пушнины они мне сорвали, если ещё и Олимпиаду провалят, тогда присылай их ко мне на всю зиму…
Но на Олимпиаде мои орлы не подкачали. Не бежали, а на крыльях летели, особенно в эстафете. Да и я им на предфинишной горке волшебной фразой помогал: “Позади в семи секундах медведь!” В зависимости от этапа в этой фразе менялись только секунды… В результате – мои финишировали на две минуты раньше ближайших соперников.
А мне с командой после сибирского сбора значительно легче стало работать. С той поры, если кто-то в команде начинал сачковать, достаточно было одной магической фразы: “Пожалуй, я тебя к Макару Ивановичу на месяцок отправлю!” И всё! У кого была “депрессия”, тот из “функциональной ямы” тут же выходил, а “больной” моментально выздоравливал».
Дед закончил свой рассказ, и загадочная улыбка снова заиграла на его лице:
– Да… были у нас секреты в СССР, были…
Внуки смотрели на него во все глаза, а самый младший восхищённо произнёс:
– Ну, дед, ты и сказочник! Покруче нашей бабушки будешь!..
Сказка, как известно, ложь, а есть ли в ней намёк?..
Художник: Анатолий Янев