Угонщик автомобилей
Лёнька в семье, в которой пятеро детей, самый младший и самый несовременный. Выражаясь языком его братьев, он вообще «отстой», потому как в достаточно солидном возрасте, а ему уже исполнилось четыре года, совершенно равнодушен к гаджетам и вполне комфортно себя чувствует без них. Нет, Лёнька не прочь иногда посмотреть смешные мультяшки, но сидеть, как старшие, часами тыкая в кнопки планшета, – это, извините, не для него. Лёнька – от природы человек гиперактивный и сообразительный и потому ни в малейшей степени не страдает усидчивостью. Он безмерно любит жизнь настоящую, его действиями руководят не виртуальные, а вполне реальные страсти.
На первом месте у Лёньки – любовь к технике. Она зародилась у него почти с самого рождения, с момента, когда мама стала брать его в поездки: в магазин, в больницу, в соседнюю деревню к бабушке, в лес за грибами и ягодами… Лёнька, удобно устроившись в специальном кресле, любит глазеть на постоянно меняющийся, летящий навстречу машине мир и делиться с мамой своими впечатлениями. Доставляют ему удовольствие и поездки с отцом на его колёсном тракторе или тихоходном мотоблоке. Отец берёт его в лес за дровами, на покос, в поле… Тут Лёньку захватывают новые ощущения, он наблюдает, как ловко папа управляется с рулём и педалями, и у него возникает жгучее желание самому порулить.
Однако на просьбы уступить ему руль и папа, и мама ответили категорическим отказом.
Отец сказал, как отрезал:
– Рано тебе ещё!.. Подрасти немного!
А мама, чтобы остудить пыл у сына, напустила научного туману и принялась объяснять, как долго надо учиться, чтобы стать водителем автомобиля. Не понимает, что сын у неё – человек дела, давно всё знает и запомнил, что и в какой последовательности надо делать, чтобы управлять машиной. Нет в этом деле ничего сложного: нужно заправить машину топливом, завести её специальным ключом, включить передачу и… знай себе рули…
И Лёнька, вооружённый добытыми путём тщательного наблюдения теоретическими знаниями, решил приступить к практике. Когда мама ушла работать в огород, он притащил канистру с яркой этикеткой, взял воронку и залил в бак горючего. После чего отыскал ключ зажигания (подсмотрел, куда его мама кладёт), залез в машину и старательно стал вставлять ключ в нужное отверстие. Ключ никак не хотел заходить в своё гнездо, и Лёнька немного замешкался. Именно эта заминка и спасла палисадник, возле которого стояла машина, от полного уничтожения, а саму машину от катастрофы. Из огорода вышла мама, и угонщик легковых автомобилей был застигнут прямо на месте преступления.
В ходе детального расследования и допроса с пристрастием выяснилось: в канистре, из которой Лёнька залил в бак машины топливо, хранился совсем не бензин… В ней была незамерзающая жидкость, на языке водителей – «тосол». Тосол бензину не товарищ, и потому Лёнька, смешав его с бензином, нанёс семье серьёзный материальный ущерб… Придётся заново покупать и бензин, и незамерзающую жидкость, причём как раз на те самые деньги, на которые мама собиралась купить шоколадки…
Лёнька понял, что крупно провинился. Тосол тосолом, а оставить семью без шоколадок – дело серьёзное. Он быстро произнёс волшебную фразу «Я больше не буду» и после этого долго и добросовестно слушал мамино нравоучение о том, что сначала нужно научиться читать и писать, чтобы знать, в какой канистре что хранится, и уж только тогда учиться на водителя…
Вечером к воспитательному процессу подключился папа. Папа никогда не тратил слов попусту и произнёс речь короткую, но для Лёньки очень понятную:
– Ещё раз так сделаешь – выпорю ремнём!
Значение словосочетания «выпорю ремнём» Лёнька знал хорошо. Эту экзекуцию он проходил в раннем трёхлетнем возрасте, когда попытался отвёрткой «отремонтировать» электрическую розетку. Отвёртка была с хорошей изоляцией, и потому сам «электрик» остался жив, а вот пробки в доме вылетели. Похоже, что история повторяется: о карьере водителя, как когда-то о профессии электрика, придётся на долгое время забыть. Рушились все стратегические планы… Лёньке стало так обидно, что слезинки непроизвольно появились у него на глазах.
Папа понял: воспитательный момент не прошёл напрасно, лицо его подобрело, и он погладил сына по голове:
– Рано ещё тебе на машине ездить, сынок. Сначала нужно подрасти и научиться управлять мотоблоком, как старшие братья, а потом уж думать о машине или тракторе…
Слёзы у Лёньки мгновенно высохли. Парень он молодой, старческим склерозом не страдал, поэтому моментально вспомнил, что мотоблок, управлять которым ему предстояло научиться, стоит под навесом абсолютно бесхозный. Хотя одна папина фраза его насторожила: «Сначала нужно подрасти». Но долго мучиться над смыслом этого выражения Лёнька не стал. Он справедливо рассудил: для того, чтобы подрасти, одной ночи ему будет вполне достаточно.
Ещё одна попытка
На другой день, когда отец уехал на работу, мать ушла в магазин, а старшие братья и сестра уехали в школу, Лёнька начал действовать. Для начала залил в бак «топливо». Чтобы не рисковать шоколадками, канистры с яркими этикетками он на этот раз не трогал. Взял обычное ведро, зачерпнул из бочки для полива воды и под самую завязку заполнил этим «топливом» бак мотоблока. Потом начал вспоминать, как завести эту чудо- технику. Ключа зажигания у мотоблока не было. Вспомнил: папа дёргал за какую-то ручку с тросиком. Он нашёл эту ручку и принялся за неё дёргать. Дёргал долго и старательно, но непослушный мотоблок никак не хотел заводиться. В конце концов Лёнька сильно утомился и присел передохнуть.
К счастью для него, а ещё больше для мотоблока, в этот момент пришла из магазина мама и объявила, что они должны ехать к бабушке. У той сегодня день рождения, и вечером состоится торжество. Поездка к бабушке в другую деревню, да ещё на торжество, предполагала кучу новых приключений. Лёнька моментально поменял планы (мотоблок никуда не сбежит!) и начал собираться в дорогу.
А папе в этот день, как на грех, понадобился мотоблок. Он долго и безуспешно пытался его завести, пока не задумался над необъяснимым чудом: как полупустой бак мотоблока оказался абсолютно полным? Когда разобрался, что бензин в баке изрядно разбавлен водой, стало ясно: тут поработал меньшой сын Лёня.
Папа позвонил маме, рассказал ей обо всём и грозно пообещал, что в этот раз сына он точно выпорет. Разговор они вели по громкой связи, и Лёнька весь разговор слышал. Особенно ему запала в душу последняя фраза отца. Он понял, что волшебная фраза «я больше не буду» на этот раз не поможет, и к приезду папы и остальных детей, тихо и незаметно куда-то исчез. Его хватились и собрались искать. К счастью, папа, проходя мимо старой бани, услыхал, как под самой крышей кто-то очень громко чихнул.
После этого искать Лёньку передумали, а принялись как раз возле этой бани готовить шашлык. Дымок и аромат жареного мяса превратили Лёнькино заточение в пытку. Он вынужден был решать архисложную задачу: пересидеть в укромном месте или выйти к семье и во всём покаяться. Аромат шашлыка победил… Лёнька слез с бани, вышел к людям с повинной и покаялся во всех грехах, даже в тех, которые совершить ещё не успел. В награду за искреннее раскаяние Лёнька получил и шашлык, и прощение родителей, и торжество в честь дня рождения бабушки прошло очень весело. Мама рассказала о последних проделках сына, и все дружно над Лёнькой посмеялись. Только дед защитил внука и с затаённой гордостью сказал:
– Зря смеётесь… Мужик растёт… деятельный и расторопный!..
Художник
Погода стояла жаркая, и у мамы в огороде возникла проблема. Солнце в новой теплице так сильно грело, что обжигало листья помидор и перцев, которые были там посажены. Требовалось притенить теплицу, закрасив её с солнечной стороны краской. Чтобы было красиво, мама решила нарисовать на теплице огромные белые ромашки. Запахло реальным интересным делом, и Лёнька не отходил от матери и упрашивал:
– Мам, ну дай ниного кисточкой покрасить …
Мама делала разметку и одёрнула нетерпеливого сына:
– Не канючь! Дам… «ниного» позже… Вот сделаю разметку, и будешь раскрашивать ромашки…
Их плановую работу нарушил звонок из администрации поселения. Требовали прислать какую-то очередную справку. Без этих многочисленных справок работа администрации как-то совсем не клеилась. Пришлось маме идти к компьютеру. Чтобы занять Лёньку, она дала ему в руки кисть и строго настрого предупредила:
– Теплицу не трогай: ромашки будем рисовать вместе! Покрась бочку для воды!
Лёнька несколько секунд размалёвывал бочку. Скукота-скукотища… И объём работ невелик… Он глубоко задумался: что бы ещё такое раскрасить?.. Но видно не зря самой сильной Лёнькиной страстью была любовь к технике, она и подсказала идею. В его голове энергично забегали шарики, потом вихрем закружили ролики: мама не велела трогать теплицу, но про машину она ничего не сказала! Между тем, автомобиль у них совсем старый, и кое-где на нём совсем облупилась краска…
Когда выполнившая задание администрации мама вышла из дома, её чуть не хватил мифический дедушка, которого все в деревне называли Кондратий. У неё отнялся язык, исчез голос, все слова куда-то делись… попросту испарились… Словно рыба, выброшенная из воды на воздух, она молча открывала и закрывала рот и разглядывала представшую перед ней картину. Левая половина её вишнёвой девятки сверкала ослепительной белизной, а перепачканный краской сын, словно художник постмодернист в момент наивысшего вдохновения, старательно и с любовью раскрашивал кистью капот автомобиля…
От инфаркта маму уберегло внезапное озарение. Она вдруг поняла, что означает слово счастье: в магазине выбрала краску водоэмульсионную, а могла ведь купить и масляную… Когда к маме вернулась способность говорить, ей удалось убедить Лёньку остановить перекраску машины, и, вместо запланированной творческой работы по рисованию ромашек, остаток дня они трудились над тем, чтобы вернуть автомобилю его красивый вишнёвый цвет…
Рыбак
В то время как мир боролся со страшной болезнью, которую все называли «коронавирус», Лёнька заболел рыбалкой.
Как-то под вечер папа, мама, средний брат Кирилл и Лёнька пошли на деревенский пруд. Лёньке впервые предстояло ловить рыбу самостоятельно. Отец сделал ему настоящую поплавочную удочку, и Лёнька, как заправский рыболов, с важным видом тащил её на плече. Папа насадил ему на крючок извивающегося червяка, показал, как забрасывать удочку, и проинструктировал:
– Сиди и жди, когда рыба клюнет. Если потянет поплавок под воду – тащи!
Сидеть на одном месте дольше двух секунд было невыносимо тяжело. Лёнька вскакивал, делал пробежку по берегу, подбегал к отцу, к матери или брату и возмущался, что рыба у него совершенно не клюёт. Потом возвращался к своей удочке, садился возле неё, снова вскакивал, и всё повторялось заново.
Нужно сказать, что рыба в этот раз не ловилась ни у кого. Лишь папа поймал маленького окунька, да мама подцепила не то пиявку, не то головастика. А Лёнька, в очередной раз вернувшись к своей удочке, поплавка на воде не обнаружил. Он решил вытащить удочку и найти поплавок, но удочка за что-то зацепилась. Он потянул сильнее, удилище изогнулось дугой, и за леску кто-то сильно потянул. Лёнька почувствовал, что у него отбирают удочку, этот кто-то хочет утащить её на дно пруда. Лёньке было жаль отдавать свою первую в жизни удочку, он потянул её изо всех сил:
– Отдай, это моя удочка!
Удочка немного подалась, но чуть он ослабил захват, как неизвестный похититель удочек снова потянул её в глубину. Лёнька собрал все силы, удилище снова изогнулось дугой, но Лёнькин соперник и не думал сдаваться. Так и тягали они удочку каждый в свою сторону: Лёнька – на берег, а тот, который был под водой – в пруд… Никто не мог победить... В конце концов Лёнька занервничал и громко закричал:
– Папа, он утаскивает мою удочку!
Папа и мама услышали крик сына и тут же поспешили к нему на помощь. Папа потянул вместе с Лёнькой за удочку, а мама подставила сачок. Совместными усилиями они затянули в сачок рыбу, которая называется линь. Лёнька был немножко разочарован. Он представлял своего соперника большим и сильным, а им оказалась рыбка весом всего на килограмм. А как сильно этот линь тянул!..
Все радовались Лёнькиной удаче, и только брат, испытывая к младшему лёгкое чувство зависти, с усмешкой заметил:
– Радуйся, Лёнька, если бы тебе попался такой карп, какого папа поймал в прошлом году, утащил бы он тебя в пруд… А ты плавать не умеешь!..
И Лёнька радовался. Радовался и гордился, ведь с этого дня он стал «опытным» рыбаком, поймавшим крупную рыбу. После этой рыбалки у Лёньки появилась новая страсть – страсть к рыбной ловле. Он загорелся идеей поймать карпа весом больше папиного. У мамы же с папой с той поры появилась новая забота – караулить и отлавливать младшего сына. Чуть замешкаются, тот уже с банкой червей и с удочкой на плече бежит на пруд. А оставлять на пруду юного рыбака одного – опасно. Вдруг и правда огромный карп клюнет! Не зря же говорят, что новичкам на рыбалке везёт…