О книге Ильговой Дарьи Алексеевны «Оригами», стихотворения (М., издательство «У Никитских ворот», 2020 г., 88 стр.).
Вышедшая в 2020 году книга молодого поэта Дарьи Ильговой выстроена разделами переходом от темы противостояния «человек-система» (отношения с местом, с родиной, со столицей, с «человейником», как называл мегаполисы и современный мир вообще философ Александр Зиновьев, с обществом) к теме взаимоотношений «человек-человек» (создание семьи, личные отношения и т.п.). Более социальным стихотворениям, близким к темам гражданской лирики, наследуют место на страницах тексты интимной любовной направленности, которые не менее интересны – в них лишь теряется больше связь с предшествующим и окружающим. Даже в лексике. Меньше отсылок к известным книгам. К примеру, первый раздел книги вообще взял название «Вино из одуванчиков», став тёзкой знаменитой книги Рэя Брэдбери. Другой раздел назван «Реквием», что также напоминает об известных работах в музыке (Моцарт) и поэзии (Анна Ахматова). Через всю книгу проходит если и не «Нерв» (первый официальный сборник Владимира Высоцкого), то неравнодушие, неуспокоенность внутренняя, встревоженность, пробуждённость. Современность, как и прошлая история, трогают автора. Здесь и география присутствует от деревни и окрестностей до Калининграда, Москвы, Берлина.
Тема одиночества, прекрасно сформулированная Юрием Шевчуком («я так мал, а вокруг всё огромное»), не покидает автора во всё время стояния перед глазами читателя строчками.
А ты один, а ты опять один,
И не с кем разделить хлебов и вин,
А так хотелось.
Не отсылка ли к плоти и крови Спасителя? Не Евангельский ли мотив?
Пока пуля летит, тело воздуха прошивая,
Чтоб у спины, не дрогнув, закончить путь,
Мне остаётся вера, что я живая.
Вера в осечку. Вера во что-нибудь.
Здесь очевидна не «скорбь иудея» Христа (по Ницше), но тоска, если не по Богу, то по религиозному чувству, его возможности.
Вообще поэзия Дарьи Ильговой – это поэзия ухода от разочарования, поэзия в поисках и утверждении смысла, необходимости самой жизни, её продолжения. Стихи, уводящие в страхе пустоты от неё. Тексты с боязнью опустошённости, потери цели, смысла (высокого или даже высшего). Отдаление от абсурда действительности, преодоление кризиса, неоднажды случившегося, возможно, – всё это чувствуется, слышится в сборнике, его интонациях. Формулирует себя сам автор просьбой: «Позволь спастись!»
Писатель здесь – свидетель и очевидец. На этих страницах «тонут толпы людей» в метро. Более того, они «обречены тонуть» в то самое время, когда «вокруг красивая, тёплая летняя ночь». Припомнилось сразу: «было тихо, как в кино, когда ждёт западня» (Борис Гребенщиков, «Капитан Воронин»).
В своём сегодня поэт пишет:
Нет, не хочу собирать сейчас по осколкам.
Нет, не хочу поворачивать время вспять.
И Лермонтов цитатой тут как тут: «и не жаль мне прошлого ничуть». Чувствуете интонационную и смысловую схожесть?
В самых резких из свода очень интеллигентных текстов автор заявляет: «но не умею я молчать о главном».
И страшно в этом водовороте
Людских страстей
Любить, быть верным своей природе,
Растить детей.
Вот оттого мы так беспощадно
Летим на дно.
Да так и надо,
Да ну и ладно,
И всё равно.
Комментируя и приговаривая современников, Дарья Алексеевна констатирует: «и жизнь мала нам, как ты ни старайся». Но прекрасно, что автор продолжает «говорить из последних слов».
Не забыты писательницей и предки. Об ушедших и себе она замечает:
Но тишина обрушится в ответ,
Когда они посмотрят мне вослед,
Посмотрят на меня, не узнавая.
Об участи собратьев по перу, которым так хотел «потрафить» Булат Шалвович Окуджава, сказано так:
Словно птичка в клетке: и пользы не принесёт,
И отпустить дрогнет Его рука.
Ей тревожно и тесно. Всё же она поёт.
Звонко поёт. И песня её легка.
И всё же эта книга не даёт отчаяться – она утверждает многие радости, необходимости, нужности:
Пока уходит сердце в пятки,
Дрожит душа –
Идти, как будто всё в порядке,
За шагом шаг.
Откуда у молодого автора столько продуманного? Очевидно, вынесено, взято это из скитаний, где «год идёт за три». В отдалении от детства и тепла родного дома поэт помнит,
…что чужой порог далёк, и высок, и крут,
Что нигде, кроме дома, не любят нас и не ждут.
И всё-таки «зовёт нас путь, подгоняет ночи тень», по словам Андрея Макаревича. И потому пусть дорога автора будет долгой, счастливой и полной стихами, которые мне, как и другим почитателям таланта Дарьи Ильговой, всегда интересно и приятно читать.