Хотя данный покупатель по странному стечению обстоятельств на момент совершения сделки оказался единственным. Две другие компании, якобы претендовавшие на участие, почему-то не успели вовремя подать заявки. Поэтому соревноваться по цене банку «Россия» было не с кем. Как объявили первоначальную стоимость 5,3 млрд рублей, так за эту сумму и ушла в частные руки «Массандра». Торги длились всего 12 минут.
Новость эту Киселев сообщил так восторженно, как будто в Крыму одержана победа над засухой и потоки свежей прозрачной воды хлынули на полуостров. К сожалению, сушь не преодолена. Только осенние осадки наполнили некоторые пересохшие крымские резервуары, и жителям стали чаще подавать воду в дома. А летом жажда вернется… Не спешат власти предержащие напоить полуостров. Они заняты скупкой крымских сокровищ.
«Массандра» – тот бриллиант, огранкой которого 125 лет неустанно занимаются виноделы, виноградари, ученые, редчайшие специалисты СССР и России, труженики многих профессий. Например, в советское время шахтеры Донбасса пробивали туннели для новых хранилищ коллекционных вин.
«Массандра» основана в 1894 году князем Львом Голицыным. С тех пор сохраняет традиции производства вина из собственного винограда. От Фороса до Судака на 180 километров растянулись виноградники предприятия, площадь их – 4 тыс. гектаров. Кроме головного завода есть еще 8 филиалов. Ассортимент вин – около 100 наименований. Коллекция «Массандры» – одна из самых крупных в мире, более миллиона бутылок, и самая богатая по разнообразию. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Массандровские вина награждались медалями, кубками «Гран-при», «Супер Гран-при» практически на всех престижных международных конкурсах, выставках.
Президент РФ В. Путин очень интересовался «Массандрой», ему виноделы рассказали, что только винная коллекция стоит не менее 4 млрд евро, или 354,72 млрд рублей. Теперь не только коллекция, а все, что относится к «Массандре» – земли, сооружения, цеха, оснащение, лаборатории… стало собственностью компании «Южный проект», «дочки» банка «Россия» питерца Ю. Ковальчука. Юрий Валентинович, по словам знающих его людей, человек титулованный – доктор физико-математических наук, миллиардер, один из соучредителей дачного кооператива «Озеро», и еще он тот, кто отвечает за секретные стороны жизни президента. Наряду с Ковальчуком акционерами банка «Россия» являются известные питерцы – Геннадий Тимченко, Сергей Ролдугин, Николай Шамалов, Михаил Шеломов, Татьяна Свитова. Их, писала федеральная пресса, Владимир Владимирович считает «хорошими знакомыми, друзьями», за которых ему «не стыдно».
Но это детали. Мы – о «Массандре», которая после Крымской весны была преобразована в ФГУП «Производственно-аграрное объединение Управления делами президента РФ». Потом были и другие вывески, а отныне – владения банка «Россия» – «Южный проект».
Кремлевский панегирист Киселев представил продажу уникального винодельческого комплекса как большую удачу для «Массандры», обретшей наконец крупного инвестора, который будет вкладывать в уникальное виноделие.
Однако возникают вопросы. Если инвестор так щедр, так неудержимо стремится развивать массандровское производство, то почему за «винный Эрмитаж» заплатил цену, заниженную, по расчетам еженедельника «Аргументы недели», в 25 раз от реальной стоимости элитного ялтинского винзавода?
Крымчане, в отличие от Киселева, потрясены. «Вот это гешефт!» – пишут они в соцсетях. «Запомните 15 декабря 2020 года, это черная дата в нашей истории». «Крымские чиновники продали не знаменитый винзавод, а доверие крымчан к российской власти».
Еще весной этого года крымское руководство утверждало, что не собирается продавать «Массандру». Да и зачем? Предприятие не было убыточным. В прошлом году его прибыль составила 380,6 млн рублей. Государство вкладывало средства, предприятие закупало сельхозтехнику, модернизировало цеха и подвалы, даже появились роботы. Коллектив строил планы на будущее, радовался, что миновали времена коломойских и ахметовых, пытавшихся дербанить «винный эрмитаж», распродавая коллекционные вина. Сколько усилий прилагали специалисты, чтобы сберечь от разграбления вековые ценности. Виноделы точно знают, что «Массандра» не приживается в частных руках. Она – народное достояние. В советское время ее развивал нарком А. Микоян, потом правительство Брежнева. Никому и в голову не приходило, чтобы «Массандру» подчинить какому-то одному лицу. Предприятие работало планомерно. Проводились экскурсии, тысячи отдыхающих полуострова приходили, чтобы попробовать глоток редчайшего вина, проникнуть в тайны энотеки.
И вдруг все отдается банку «Россия» – «Южному проекту». Капиталисты гуляют?
А ведь после вхождения Крыма в состав РФ виноделы думали, что торговля «винным Эрмитажем» прекратится. Так оно и было поначалу. Если не считать визита Путина в Крым, состоявшегося в 2015 году. Президент был с гостем, с экс-премьером Италии Сильвио Берлускони, в честь которого и была тогда откупорена бутылка хереса 1775 года. Это вино в далекие времена граф Михаил Воронцов привез из Испании. Бутылка была списана администрацией «Массандры» по цене 44 рубля 12 копеек. Тогда как такое же вино из коллекции винзавода «Херес-де-ла-Фронтера» того же 1775-го, по специальному распоряжению президента Украины в 2001-м выставляли на Sotheby?s, и оно было куплено за 43,5 тыс. долларов. Случай 2015 года запомнился крымчанам.
И вот уже вся коллекция уплывает в распоряжение «эффективного» собственника.
Немаловажно, что «Массандра» – не первое крымское приобретение Ю. Ковальчука. Три года назад его «Южным проектом» было куплено за 1,5 млрд рублей другое знаменитое крымское винопроизводство «Новый Свет». Так же, как и «Массандра», предприятие работало с прибылью, и продавать его не было никакой необходимости. Но было желание миллиардера прирастить свои активы крымскими винами.
Бывшая гендиректор «Массандры» Янина Павленко во время переговоров с питерскими приватизаторами продемонстрировала высокую договороспособность, и чуть ли не на следующий день после продажи предприятия была назначена на пост мэра Ялты. После этого крымский депутат Госдумы Наталья Поклонская высказала предположение, что вслед за «Массандрой» будет приватизирована и вся Ялта.
В Госдуме кулуарно обсуждалась продажа «Массандры». Коммунисты негативно оценили сделку. Они отмечали, что неслучайно «Массандру» называют «винным Эрмитажем», это великое наследие всей нашей страны, каждого россиянина, и оно не должно принадлежать ни Ковальчуку, ни его «дочкам», «теткам», банкам и проектам. «Массандра» принадлежит России, как Третьяковка, как Большой театр, как Алмазный фонд. Депутаты-коммунисты не уверены, что коллекционный запас в частных руках будет сохраняться в неприкосновенности. Только государство способно сберечь российское достояние как надо. КПРФ будет настаивать на возврате «Массандры» в собственность государства.