В заголовках этих законов говорится, что в них вносятся всего лишь «изменения» в действующие правила о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов, «о мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан РФ. Но, изменения таковы, что ставится под вопрос проведение оппозицией, прежде всего КПРФ, публичных мероприятий.
Как, например, реагировать на взаимоисключающие положения: одним запрещается закрывать лицо на митингах, пикетах, шествиях, нарушителей могут оштрафовать и даже запихнуть в автозак, другим – запрещается появляться в многолюдных местах без маски из-за пандемии? Чтобы провести митинг, встречу с депутатами, пикет, организаторы обязаны будут за много дней подать заявление об этом мероприятии, «рассекретить», откуда деньги получает партия, нет ли там средств от иностранных агентов, и иные требования и проч. Относительно места проведения меры акции, то власти его могут заменить или вообще запретить мероприятие, если местным властям «покажется», что «возникла опасность» жизни и здоровью участников акции. Фактически оппозиция утрачивает право на самостоятельную деятельность. Каждый ее шаг, каждое движение и слово будут контролироваться.
Делается всё неслучайно. Через полгода – большие парламентские выборы. Рейтинг «ЕдРа» – ниже плинтуса. А на выборах единороссы хотят заполучить 70% думских мандатов. Как этого достичь? Только путем создания невыносимых условий для деятельности оппозиции, свести на нет ее влияние на электорат.
«Сегодня черный день для российского парламентаризма, – заявил депутат-коммунист Алексей Куринный, оценивая дикое единороссовское законотворчество. – Принятый блок репрессивных законов – не только против политических конкурентов «Единой России», но и против граждан, не поддерживающих партию власти. Эти законы противоречат основным положениям Конституции РФ».
«Их нельзя принимать», – поддержал Куринного Николай Коломейцев, координатор фракции КПРФ. Он назвал конституционные статьи, нарушенные единороссовскими законами:
статья 18
«Права и свободы человека и гражданина», статья 31 «Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование».«ЕдРо» фактически вмешивается в деятельность политических партий, переводя массовые мероприятия из уведомительных в жестко разрешительные.
Справросс Олег Шеин счел символичным, что наряду с репрессивными для оппозиции законами принят еще и закон о принудительном изъятии жилья у граждан. Надо ли говорить о состоянии этих людей. Без уведомлений и разрешений они выходят на митинги, идут к офисам начальников, требуют жилья.
Но, видимо, и парламентской оппозиции придется действовать как рядовые граждане. Протест – это стихия, которую не удержать. Протест – когда больше терпеть нельзя, когда власть живет «за стеклом», отгородившись от реальности богатством и вооруженным щитом – силовиками Росгвардии, МВД, армейцами.
Но на штыках ни одна власть долго не сидела.