Поморский Харон Варлаам Керетский

2

3291 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 139 (ноябрь 2020)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Воронина Вероника Юрьевна

 
Варлаам.png

Фольклорные тексты содержат удивительные верования и сказания поморов, чьи жизни на протяжении веков связаны со студёным Белым морем. Особое место среди их святых занимает преподобный Варлаам Керетский. В народных представлениях, он покровительствует северным мореплавателям как в жизненном житейском море, так и в загробном мире.

 

1. Биография

 

Согласно церковно-народному преданию, Варлаам жил в 16-м веке и был православным священником в Коле. Известно, что он убил свою жену. По одной версии, мужчина сделал это в припадке ревности, заподозрив её в супружеской неверности. По другой версии, женщина начала бесноваться; преподобный попытался изгнать беса и смертельно её ранил.

Варлаам Керетский принял на себя необычную и неимоверно тяжёлую епитимью – возить гроб с мёртвой женой в карбасе (большой гребной и парусной лодке), проходя путь от Керети до Колыи обратно. Несколько лет он плавал по бурному морю, «псалмы Давидовы пояше» и моля Бога об отпущении греха. 

 

 

2. Чудесный помощник мореплавателей, управляющий стихиями

 

В то время у побережья мыса Святой Нос обитали опасные для мореплавателей морские черви – моллюски (так называемые «корабельные сверлила»), которые протачивали днища поморских судов.

Желая получить извещение свыше о прощении своего греха, Варлаам молит Бога уничтожить морских червей. Ему удалось изгнать моллюсков, сделав «путь благопроходен».

Хотя житие говорит о трёх годах морских скитаний Варлаама, в поморских преданиях ему определеновечноплавать с гробом во искупление греха. Так появляется мотив бесконечного странствия «заложного» (1) корабля – погребальной ладьи.

Преподобному была дана власть над воздушной стихией. И северные мореходы молились ему, прося попутного ветра. Старики напутствовали молодых поморов перед выходом в море: «Смотри – неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадёшь и соскучишься крепко, – молитву свою Варлаамию Керетскому посылай» (2).

В поверьях северных мореплавателей святому подчиняются не только ветра. С его призрачным карбасом, блуждающиммежду небом и землёй, стал ассоциироваться туман (3). Когда весною к тому или другому берегу Белого моря наносило марево, старики говорили: «Варламьева лодья подошла» (4). Известна сходная пословица норвежских рыбаков. Когда с Мурманского берега подходит туман и погода начинает портиться, они говорят: «Русский поп жену привёз» (5).

Символически туман означает неизвестную «серую зону» между реальностью и нереальностью. Это «пороговое» состояние; в густом тумане два мира сближаются и переплетаются один с другим, поэтому в сказочных историях иногда волшебные существа появляются из него или таинственной дымки.

 

 

3. Проводник в мире живых и мёртвых

 

Согласно сакральной географии поморов, море рассматривалось как мёртвое царство. И передвижение в этом пространстве было равносильно реальной смерти. Что закономерно, учитывая постоянный риск промысловиков, в течение всей жизни имеющих дело с непредсказуемой морской стихией.

У жителей побережья Белого моря, как и во многих других культурах, один из обрядов, связанных со смертью, заключался в том, чтобы помочь душе во время перехода в загробный мир. Согласно верованиям, «психопомп», или проводник в загробный мир, провожает души на «тот свет».

Для многих поколений северных мореплавателей Варлаам Керетский стал  проводником по дорогам Божественного Промысла и путям моря житейского (6). Со временем святой сделался почти мифологическим персонажем.

 

 

4. Религиозно-фольклорные параллели

 

В народном предании о Варлааме Керетском отчётливо проступает весьма глубинный архаический пласт, соотносимый со славянскими и, шире, индоевропейскими мифопоэтическими древностями (7).

Путеводная миссия Варлаама на море сближает его со святым Николаем в функции «начальника рая и водителя душ в загробном мире» (8). Подобно святому Николаю, Варлаам Керетский, указывающий поморам пути спасения, воспринимается народным сознанием как проводник душ в пограничном морском пространстве между жизнью и смертью. Его образ в скорбной погребальной ладье сближается и с образом Харона (9).

По преданиям славян, «тот свет» расположен за пограничным водным пространством. В славянских верованиях обычай бросать в могилу деньги, чтобы заплатить за перевоз через огненную реку, сохранялся довольно долго (10).

Многим культурам известны архетипы водного пространства, отделяющего мир живых от мира мёртвых (ср. Стикс древних греков) и «корабля мертвецов», перевозящего души на «ту сторону» (11). В сюжете переплывания пограничных вод перевозчик (ср. греческий Харон) на ладье переправляет душу умершего  в преисподнюю. С этим же образом связана роль «лодки смерти» в погребальных ритуалах: в ней сжигали, погребали, отправляли тело в море или по реке, судно изображали на погребальной утвари и могильных камнях. Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. Нагльфар скандинавской мифологии) (12).

 

 

5. Территориальная мифология

 

У многих народов элементы мифопоэтической картины мира так или иначе привязаны к конкретному месту. С помощью создания и проживания территориальных мифов, люди исследуют землю, на которой живут. Они устанавливают с нею не только физическую, но и более глубокую, эмоциональную, связь, одушевляют пространство с помощью историй,  (ср. «Тропы песен» австралийских аборигенов, духи-покровители той или иной местности в язычестве).

Варлаам Керетский не только покровительствует поморским мореходам в целом. Считается, что под его защитой находится морское пространство, по которому проходило его бесконечное скитание – от Керети до Колы и особенно мыс Святой нос. В народных преданиях и легендах именно там обитали «морские ледовитые черви», которых заклял святой, пытаясь искупить свою вину (13).

 

 

6. Резюме

 

Таким образом, особое место преподобного Варлаама Керетского среди поморских святых обусловлено сразу несколькими факторами. Основным из них является глубинный архаический пласт, который содержат предания о святом, архетипичность этого образа, соотносимая с мифологическими представлениями многих культур.

 

 

7. Сноски

 

1. К «заложным», т.е. «нечистым»  покойникам в русской мифологии причислялись люди, совершившие убийство или погибшие неестественной смертью (утопленники, самоубийцы).

2. Игумен Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. С. 83-84.

3. Давыдова Ю.А. Сакральная география Поморья.

4. Шергин Б. Древние памяти. Поморские были и сказания / Старина о Варлааме Керетском. М., 1989. С. 464.

5. Там же.

6. Теребихин Т.М. Метафизика Севера

7. Там же.

8. Федотов Г.П. Святые Древней Руси.

9. Теребихин Т.М. Метафизика Севера.

10. Там же.

11. Переправа. Символариум (Краткая энциклопедия символов).

12. Там же.

13. Давыдова Ю.А. Сакральная география Поморья.

 

 

8. Список использованной литературы

 

1. Давыдова Ю.А. Сакральная география Поморья.

2. Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития (комментарий в свете веры) – Седмица.Ру 3.02.2005

3. «Повесть о преподобном Варлааме с Керети».

4. Теребихин. Метафизика Севера.

5. Борис Шергин. Старина о Варлааме Керетском (Б. Шергин. Древние памяти. Поморские были и сказания).

6. Википедия.

7. Символариум. (Краткая энциклопедия символов).

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов