На пути от «Прекрасной Дамы» к «Незнакомке»

5

4039 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 139 (ноябрь 2020)

РУБРИКА: Юбилей

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 
Блок.png

Блок Александр Александрович родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. На поэтическом небосклоне России прошлого века он – звезда первой величины. Тончайший лирик, Александр Блок, оказал огромное влияние на всю современную поэзию, обогатил её новыми художественными открытиями, достиг в стихах необычайной выразительности и благозвучности. Блоковский стих – волнующий, тревожащий, радующий и печалящий, заряжен мощной энергией. Всё его творчество уникально. Оно совпало с важными историческими событиями, происходившими в России в начале двадцатого века.

У него есть стихотворение, которое можно было бы сделать эпиграфом к этой статье: «О, я хочу безумно жить! / Всё сущее – увековечить, / Безличное – вочеловечить, / Несбывшееся – воплотить!»

Творческий путь этого талантливейшего поэта глубоко противоречив.

Он создал значительную часть своих произведений в атмосфере идеалистических, религиозно-мистических идей и настроений. «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», – писал А.А. Блок.

Первые свои стихи он опубликовал в 1903 году в журнале «Новый путь». А в 1904 году «Стихи о Прекрасной Даме» вышли отдельной книгой, которая носила всецело символический характер. Земная, реальная действительность в них отсутствует и заменяется символическими, загадочно-романтическими формами: «Вхожу я в тёмные храмы, / Совершаю бедный обряд. / Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцании красных лампад…»

Зыбкий мир и окутывающая его призрачная тьма, туманная заря, высокая мечта, видения, грёзы, сон действительности, загадочные шаги – обстановка, в которой развёртываются события этой книги.

В стихах звучит предчувствие чего-то божественного, ниспосланного свыше. Автор делает ударение на отголосках тоски, отчаяния.

Стремление к идеальному, невыразимому в словах, таинственность определяют душевные искания героя. В этом мире живут только двое: он и объект его высокой любви: «Я долго ждал – ты вышла поздно, / Но в ожиданье ожил дух, / Ложился сумрак, но бесслёзно / Я напрягал и взор и слух / Когда же первый вспыхнул пламень / И слово к небу понеслось, – / Разбился лёд, последний камень / Упал – и сердце занялось».

И ещё: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, / Ты прошла словно сон мой легка… / И вздохнули духи, задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка…» («В ресторане»). Звучит очень красиво, можно додумывать, домысливать…

В этот период Александр Блок целиком находится во власти философского мистицизма. Религиозное служение, поклонение «небесной возлюбленной» – поэтическое выражение поэтом любовной страсти к «Прекрасной Даме», которая в стихах не имеет реального облика, а предстаёт лишь воплощением божественного начала. Её неземной образ напоминает сияющий отблеск зажжённой свечи, рождает чувство прекрасного. Лирика Блока наполнена туманностью, мистикой, снами и волшебством. Она – разнообразная, ажурная, воздушная и тонкая. В ней красочные аллегории, контрастные эпитеты, чарующая мелодика.

 «Стихи о Прекрасной Даме» – одно из самых глубоких явлений символистической поэзии в России и вместе с тем удивительно самобытные. В них неразрывно связаны психологические, любовные, пейзажные и мистические планы повествования.

В этом произведении выявились все особенности символизма – уход от действительности, субъективизм и мистицизм. При этом они вызывают у читателя ощущение святости и красоты любовного чувства. Кстати, у символистов Красота – единственная сила, способная спасти мир, она выше долга, чести, этики.

 

Но с каждым новым этапом в своём творческом развитии поэт искал и находил реалистические образы и краски, став крупнейшим художником романтико-реалистического склада. Уже во втором поэтическом сборнике «Нечаянная радость» (1906) поэт описывает реальные картины природы и городской жизни: «О, весна, без конца и без краю – / Без конца и без краю мечта! / Узнаю тебя жизнь. Принимаю! / И приветствую звоном щита!»

В стихотворениях «Поднимались из тьмы погребов», «Её прибытие», «Шли на приступ», «Митинг» Александр Блок прямо выражает свои симпатии к революционным событиям в России 1905–1907 годов.

Стихотворение «Сытые» пронизано чувством ненависти к буржуазному обществу: «Так негодует всё, что сыто, / Тоскует сытость важных чрев: / Ведь опрокинуто корыто, / Встревожен их прогнивший хлев!»

При этом поэт не скрывает своего восторженного отношения к революционным событиям: «Эй, встань и загорись и жги! / Эй, поднимай свой верный молот, / Чтоб молнией живой расколот / Был мрак, где не видать ни зги!»

В этот период поэт начинает разочаровываться в символистах. Но это не означает, что он творчески порвал с ними. Вообще-то поэтом-романтиком символистического направления Александр Блок оставался всегда. Мистический и интуитивный взгляд на окружающий мир преследовал его повсюду. Так, в одном из самых сильных и ранящих сердце стихотворений «Девушка пела в церковном хоре» поэт показал нам всю зыбкость, ненадёжность и двойственность мира: «Девушка пела в церковном хоре / О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою… / И голос был сладок, и луч был тонок, / И только высоко, у Царских Врат, / Причастный тайнам – плакал ребёнок / О том, что никто не придёт назад».

 

В стихотворении «Незнакомка» (1906) на смену «Прекрасной Даме» приходит образ чудесной и очаровательной Незнакомки, с чертами земной и зримой красоты. «Незнакомка» самое известное и самое глубокое произведение поэта, которое стало переходным в его творчестве. В нём Блок в начале реалистично описывает петербургский пригород: «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух, / И правит окриками пьяными / Весенний и тлетворный дух…». А во второй части стихотворения он показывает свою мечту, прекрасную незнакомку – сокровище, которое он хранит в своём сердце: «И каждый вечер, в час назначенный / (Иль это только снится мне?), / Девичий стан, шелками схваченный, / В туманном движется окне... / И странной близостью закованный, / Смотрю за тёмную вуаль, / И вижу берег очарованный / И очарованную даль».

«Незнакомка» – преобразованный образ «Прекрасной Дамы», который обрёл реальные черты. Изящная женщина, хрупкая и лёгкая, одетая в тёмную вуаль. В ней отразились романтические мечты поэта и его вера в чудо и добро. Незнакомка появляется как будто из совершенно другой реальности, окутанная таинственностью и манящей красотой.

 

Социальная тема нашла своё отражение в циклах стихотворений А. Блока: «Вольные мысли», «Страшный мир», «Ямбы», «Пляски смерти», «Родина», в сборниках «Земля в снегу», «Ночные часы». Гнев, презрение и ненависть к существующему строю нашли место в этих произведениях.

Россия предстаёт в произведениях поэта в образе матери, возлюбленной, жены, невесты.

Хочется отметить, что основными темами зрелого творчества поэта были: родина, человек и мир. Всё лучшее рождается у него от чувства неуспокоенности: «И вечный бой! Покой нам только снится!»

В цикле стихотворений «На поле Куликовом» звучит высокое патриотическое и гуманистическое Слово. В нём поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Через всё произведение проходит сквозной темой вечная борьба нашего государства за свою свободу и независимость. Патриотизм автора глубок и эмоционален. Стихи согреты глубоким лирическим ощущением поэта: «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла, / И, словно облаком суровым, / Грядущий день заволокла».

Образ некоей жены в этом произведении, которая будет оплакивать погибшего в сражении героя, проходит через весь цикл: «Я не первый воин, не последний, / Долго будет родина больна. / Помяни ж за раннею обедней / Мила друга, светлая жена!»

Чувство тревоги в связи с неизвестностью будущего пронизывает всё стихотворение. Залогом победы автор считает обращение к вере: «Не может сердце жить покоем, / Недаром тучи собрались. / Доспех тяжёл, как перед боем. / Теперь твой час настал – Молись!»

В этих стихах поэт обращается к героическому прошлому нашего государства, к тем славным временам, когда русский народ в страшной битве добился победы и сбросил с себя ярмо вражеского порабощения.

В 1918 году он написал поэму «Двенадцать» – высшее достижение, как считают многие, всего его творчества: «Чёрный вечер. / Белый снег. / Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер – / На всём божьем свете!»

 

Стихи Блока чрезвычайно притягательны для композиторов и певцов. Интерес к ним не ослабевает уже на протяжении целого столетия. Первыми обратились к его стихам композиторы-современники, создавая романсы, хоровые и вокально-симфонические сочинения, музыкально-сценические произведения, эстрадные песни.

Умер поэт 7 августа 1921 года от «воспаления сердечных клапанов»: «Что было любимо – всё мимо, всё мимо… / Впереди неизвестность пути… / Благословенно, неизгладимо, / Невозвратимо… прости!» Похоронен Александр Блок был на Смоленском православном кладбище Петрограда. Но в 1944 году его прах был перезахоронен на Волковском кладбище.

За свои недолгих сорок лет жизни Александр Александрович Блок оставил после себя богатое поэтическое наследие. Он хотел быть понятым читателями. Его утончённая лирика стала символом веры в любовь и красоту, без которых немыслима жизнь человека. Прошли десятилетия. Люди не забыли поэта. Его стихи читают и восхищаются ими. Их знают и помнят даже люди, далекие от литературы и поэзии. Настоящее искусство живет вечно.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов