Зазеркалье забытого времени

7

3282 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 138 (октябрь 2020)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Аршанский Валерий Семёнович

 

Пьесой Александра Островского «Богатые невесты» Мичуринский драматический театр открыл свой 124-й театральный сезон.

Если говорить о сюжетной канве лирической комедии «Богатые невесты», то вкратце она такова. 

Вот подмосковный дачный посёлок полуторавековой давности. Не элитные Рублёвка, Баковка или Переделкино, а может быть, Люберцы или Балашиха, те, что подешевле и подальше. И обитают там, в летних домиках, на лоне природы, колоритные персонажи: важный барин, недавний генерал Всеволод Вячеславич Гневышов, мечтающий пристроить свою юную племянницу Валентину, соблазнённую им, но не покинутую, в хорошие руки. Не за так, за 15 тысяч целковых! Лишь бы человек был подходящий.
По соседству – богатая вдова Бедонегова, женщина знойная, страстная, изнывающая от желания иметь рядом с собой мужчину, который бы ходил по её дому в халате. И ещё один тип, то и дело подглядывающий из-за кустов на детскую свою любовь – Валентину Белесову, не такой уж и молоденький (30 лет!) Юрий Михайлович Цыплунов. Человек интеллигентный, даже достаточно начитанный, только, как бы это сказать покультурнее, малость не от мира сего. Недаром и строгая маман зовёт его каким-то дурацким уменьшительным именем Юша. 

 

Создатель комедии, наш отечественный Шекспир – Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.) – сам уроженец Замоскворечья, вдосталь насмотрелся в свои времена и людей, и нравы, что и позволило ему за не столь уж продолжительную жизнь – 63 года – написать 52 пьесы, многие из которых и поныне остаются немеркнущими шедеврами классики: «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»...
«Богатых невест» к этому первоклассному, точнее даже, элитному разряду не отнесёшь. Сошлёмся на авторитет великого русского писателя И.А. Гончарова (его романы – «Обломов», «Обрыв»).
Вот что он пишет в феврале 1876 года в письме своему другу Монахову, прочитав в журнале «Отечественные записки» новое творение драматурга.
«“Богатые невесты”, конечно, одно из слабейших произведений Островского, но всё же и тут много правды – хоть бы, например, в чиновнике, Пирамидалове и купчихе, – а в Белесовой вложен очень живой мотив. Остальное, конечно, бледно». 

Наверняка всю эту стародавнюю историю создания и резонанса вокруг не лучшей пьесы классика прекрасно знал опытный режиссёр Мичуринского драматического театра Николай Глебович Елесин, приступая к постановке комедии о богатых, полемизирующей с другой комедией Островского «Бедная невеста». Знал. Рисковал. И – выиграл! Спектакль получился яркий, темпераментный, огневой, брызжущий опереточным весельем, актёрскими красками, музыкой и юмором. 
Подвластная театру машина времени переносит нас не то что в подмосковное захолустье позапрошлого века, а в захолустное царство нравов, которые (классика на то и классика, чтобы быть бессмертной!) без труда отыщешь и в реалиях наших дней. 

 

Вот он, приглянувшийся строгому критику пьесы – писателю Ивану Гончарову – мелкий чиновник Пирамидалов. Актёр Андрей Широкий настолько влюбился в свою роль, что говорить о «вхождении в образ» не приходится, так широк, разнообразен диапазон творческих приёмов, вложенных им в предлагаемые обстоятельства. Но знаете чем – и это самое важное! — подкупает молодой мастер сцены? Тем, что он понял главное: смех сквозь слёзы трогает зрителя куда пронзительнее, прочувствованнее, глубже, чем пустое зубоскальство и клоунские ужимки. Вот почему, когда поворачиваясь в профиль к наконец-то «захомутавшей» его богатой купчихе Антонине Власьевне Бедонеговой, он тихо, надломленно спрашивает: «Я, правда, похож на лакея?» (а эту кличку, это тавро жестоко влепил ему тупой солдафон Гневышов) – зал замирает. На глазах публики вершится не комедийная мишура, нет, происходит человеческая трагедия. 
Шикарна в эпизодах актриса Татьяна Шишкина, по пьесе – мать великовозрастного недотёпы Юши. Каждое её появление на сцене превращается в маленький праздник, и я понимаю шёпот сидящей у меня за спиной восторженной зрительницы: «Какая красавица из МХАТа к нам пожаловала!» Точно продуманный наряд – собственно, как и все платья работы художника по костюмам Ирины Кузнецовой – жесты, манеры, мимика – всё это выдаёт в Татьяне Шишкиной – Анне Афанасьевне Цыплуновой – именно ту даму российского полусвета, которую живописал драматург. И мы благодарим актрису за деликатное прочтение и понимание своей роли.
Блистателен давно и прочно полюбившийся зрителям актёр Сергей Дубровский. Его выработанная годами творческая синкретичность, умение отлично поставленной дикцией, жгучим взглядом, обертонами передать характер героя – будь он отрицательный или положительный – и здесь играет во благо образа. Действительный статский советник Гневышов в свои 60 лет предстаёт то страстным любовником, умирающим от желания у ног соблазнённой племянницы, то расчётливым купцом и воротилой, когда эту девушку, грубо говоря, нужно «сбагрить», поскольку вот-вот нагрянет законная жена и тогда скандала не избежать, то хамом и циником, когда общается с «братьями меньшими» – тем же раболепствующим перед ним Пирамидаловым. (Впрочем, «мелкий чиновник», как это в жизни бывает, ещё покажет «старшему брату» свою прыть, когда обретёт хоть малость стойкости и силы…).

 

Наконец, любовный дуэт Валентины – актриса Элеонора Морева – и Юрия (Юши) – актёр Сергей Холкин. Мизансцены с их участием полны обаяния, интриги, зрелищности. Сложный текст, пространные монологи (а всё построено на прелести позабытой, но такой живой простонародной русской речи!) отскакивают от зубов, настолько чётко выучены… Но! Пунктирно прочерченная в самой пьесе линия поведения Валентины Белесовой, при всём добросовестном отношении к образу героини актрисы Элеоноры Моревой, долго не даёт понять, кто же она есть на самом деле? Доверчивая простушка, невинная девица, легкомысленно попавшая в умело расставленные сети опытного ловеласа и паука Гневышова? Сознательно «отдавшая себя на заклание», жертвуя чистотой и целомудрием во имя прочности положения и материального благополучия не по годам зрелая субретка, как бы наивная служанка, идущая навстречу интрижке, прекрасно понимая, чем это может закончиться? Ответа нет. Его должен додумать зритель. Лично у меня рождались иллюзии незримого присутствия на сцене не бедной сироты, а Настасьи Филипповны в паре с князем Мышкиным из Достоевского. Были и другие ассоциации да параллели. Но это – из области сугубо личных ощущений.
А пока при отлично выполненной, выразительной декорации (художник-постановщик Кирилл Ерёмин) на подмостках вершилось действо: обретший голос вчерашний тюфяк Юша обращал гневный монолог к предмету своей любви – Валентине. Оскорблённая в лучших чувствах, но не теряющая женского достоинства тонкая натура то отпускала кавалера восвояси, то требовала его немедленного возвращения для дальнейших объяснений.
Пакет с деньгами (15 тысяч «тех» рублей – целое состояние!) наконец нашёл владельца в лице успокоившейся в метаниях вдовы Бедонеговой (замечательно сыграла её кокетство, притязания очаровательная актриса Ирина Попова!). И солидно, сытно, вальяжно, а не по-лакейски кланяясь, выходил погутарить с генералом обряженный в импозантный вдовий халат господин Пирамидалов…

 

***

 

Легко, раскованно, подкупающе прошла премьера спектакля «Богатые невесты» с долгими аплодисментами благодарных зрителей, живыми цветами, подаренными актёрам и режиссёру, и напутственной речью директора театра, заслуженного работника культуры РФ Галины Поповой, представившей публике молодое пополнение труппы.
Браво, театр! Доброго пути в новом неизведанном прекрасном плавании!

 

Фото Елены Потаповой 

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов