Мало, кто из современных писателей может предъявить миру такое собрание сочинений – 30 томов: именно столько было издано у Владислава Крапивина, и, учитывая известность ряда из его книг, можно говорить о статусе классика детской литературы: но костяк, основные произведения, думается, были созданы писателем в период с середины шестидесятых до начала восьмидесятых – это те книги, где чётко прорисован образ «крапивинских мальчиков».
…Серёжа Каховский – честный, смелый и справедливый – самовольно покидает пионерский лагерь после конфликта с начальником, вскрывшим и прочитавшим его письмо, а потом ещё и прокомментировавшим его на линейке.
Бродячий пёс, подобранный на станции, получит кличку Нок, а дальнейшая встреча с журналистом, сильно похожим на Дон Кихота, станет для мальчика важной; так же, как и вопрос – является ли ложью сочиняемое писателем – сильно характеризует героя.
О, много всего произойдёт с Серёжей и другими героями до эпилога; и многое это будет выкруглять характеры, чётко очерчивая их: ненависть к трусости, способность преодоления себя вместе с необходимостью принимать разворачиваемые жизнью обстоятельства, какие будут вздыматься флажками реальности, каждый из которых надо оценить: подходит ли он тебе…
Странно теперь воспринимать: каждый поступок героев определяется нравственным вектором, и большинство из них согласуются с понятием «совесть» - должным быть главным в человеческом мировосприятие, и практически изгнанном из современного обихода.
Оному обиходу не нужны такие мальчики, потребны совершенно другие: с развитыми с юности челюстями и локтями, настроенные на волну прагматики и эгоизма, способные идти по головам.
Вся трилогия Крапивина «Мальчик со шпагой», входящая в более крупную трилогию «Паруса Эспады», пронизана хорошим романтизмом и чистотой: такая лучилась от советских песен, не только детских; вся трилогия строится на высоком порыве душ, обеспечивавших рост и гармонию мира…
И всё было попрано.
…листая «Трёх мушкетёров» Журка находит письмо от деда, в котором тот призывает внука отстаивать собственное мнение, если уверен в нём, пусть даже идёт оно в разрез с общепринятым.
«Журавлёнок и молнии» развернётся на совсем другом материале, нежели трилогии, но основа, вектор будут схожими: стремление к чистоте и честности, к умному сотрудничеству с миром, внутри которого предстоит самореализовываться…
На книгах В. Крапивина росли: думается, неплохо было бы, если бы так шло и в дальнейшем, однако…
Тут вступают в силу многие законы реальности, слишком противоречащие любой чистоте.