Сколько себя помню, меня всегда интересовали и восхищали люди, которые в своей жизни и творчестве достигли значительных высот. К одним из таких людей относится известный тульский писатель Яков Наумович Шафран – член Академии Российской литературы, Союза писателей-переводчиков МГО Союза Писателей России и Российского Союза писателей, лауреат многочисленных литературных премий.
Недавно в Московском издательстве «Новые Витражи» из печати вышел его роман «Восхождение», рассказывающий об отношениях между людьми, семье, одиночестве, о вере и любви, о подлости, измене, предательстве, жажде обогащения, клевете и насилии. И как пишет автор – «это роман о жизни во всех её психологических аспектах».
Читая роман, мы видим, что многие герои романа проникнуты до глубины души предрассудками и заблуждениями. Но человек сам должен находить свою истину, свою цель в жизни, веру и счастье, как это делает главный герой романа Иван Бескрайнов. Он мучается над традиционными для нашей литературы вопросами о неустроенности жизни, неясности будущего. При этом каждый человек, подчёркивает автор, должен учиться сам, постигая уроки жизни, в первую очередь, слушая своё сердце. А у тех, кто этого не понимает, жизнь протекает мимо, и сами они ни в чём не становятся лучше.
Мы видим, что счастье каждый персонаж воспринимает по-своему. И в разные моменты жизни придаёт ему разные смыслы. Каждый сам для себя определяет его значение.
В каждом персонаже автор подмечает черты, свойственные только данному типу людей. Он стремится раскрыть внутреннее развитие своих персонажей. Психологически тонко и убедительно Яков Наумович воссоздаёт облик главных героев книги – Ивана Бескрайнова, Виктора Светогонова, Надежды Черновой, Боброва, бабушки Раисы Никифоровны, Виктора Быстрова, священника отца Сергия, Анастасии, Ларисы. Но человек – это загадка, ведь каждый проживает свою жизнь, отличную от других. Образы героев романа имеют ярко выраженные гротескные черты. Здесь происходит столкновение различных мировоззрений. Но для писателя важен не социальный, а нравственный конфликт.
Каждая ситуация рассказывается со всеми деталями и очень подробно. Сюжет и прост, и сложен одновременно. Он пронизан болью, душевными муками и переживаниями героев.
В романе мы встречаемся «с обычными людьми, участвующими, правда, в не совсем обычных событиях, столкнувшимися с не совсем обычными обстоятельствами, с их внутренним миром… А людские чувства и поступки, развитие людских судеб выражают порой развитие судеб более высоких общностей, так как в малом отражается большее, а в большем – малое. Всё взаимосвязано» (Я. Шафран).
В обществе культивируется распущенность, цинизм, пошлость и жестокость. Произошла подмена понятий и ценностей. Одним из отрицательных персонажей в романе показан Виктор Анатольевич Быстров. К Быстрову можно применить слова Омара Хайяма: «Чем ниже человек душой, / Тем выше задирает нос. / Он носом тянется туда, / Куда душою не дорос». Мы видим, как легкомысленное отношение к жизни разрушает его личность и сеет ложь.
Написанная Яковом Наумовичем картина наполнена большим философско-нравственным содержанием. «Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди», говорил А.П. Чехов.
Мудрые советы писателя щедро рассыпаны по страницам произведения. Оптимизм, талант и доброта – основные составляющие его творчества.
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Ионна
Сказано, что Слово это – Бог.
(Н. Гумилёв. «Слово»)
При этом творчество Я.Н. Шафрана проникнуто религиозным мистицизмом, смутным стремлением в сверхчувственную область, полную чудес и неразгаданных тайн. Вера придаёт его творчеству духовную глубину. А духовность, как тончайшая энергия, связывает с Высшим Миром. Чувство божественного и беспредельного наполняет его сердце. Для писателя на первом месте стоит внутренний мир человека, его душа. Идея Божественного света, которым наделена человеческая душа, составляет основу его миропонимания. Автор старается заглянуть за грань реальности и открыть читателю удивительное по силе изображения метафизическое пространство, где «земное» контрастирует с ощущением «Высшего смысла».
В романе семьдесят глав. В них отражены глубокие раздумья над вечными тайнами жизни, над загадками человеческого бытия. И все они написаны чистым, прекрасным языком, отличающимся особенной проникновенностью и тонким лиризмом.
Книга показывает, что в принципе писатель остался верен своей манере. Текст выполнен в русской прозаической традиции. В нём заложено глубокое чувство в торжестве добра и света.
Природа – активная, действующая сила, находится в вечном движении, развитии, обновлении. Тонко чувствующий и необыкновенно восприимчивый, писатель с удивительным подчас мастерством улавливает биение пульса жизни и в очеловечивании природных явлений. Человек и природа в его творчестве неразрывны.
А пейзаж полон глубокого смысла, создаёт определённое настроение. В нём часто стирается грань между изображением природы и переживаниями героев.
Автор не идёт на поводу общественного мнения и не питает иллюзий. У него своя логика, подвластная только ему. Он склонен к резкой смене настроений, интонаций, ищет гармонии во всём: в себе и в мире. Чувствуется тяга к положительному и потребность в идеале. И эта мысль путеводной нитью проходит через его творчество.
Новая книга написана интересно и убедительно, а все главы связаны одной общей нитью. Мы ощущаем в них искренность и силу чувств.
Яков Наумович – самобытный и талантливый писатель со своим творческим почерком. Острый и ясный ум, художественный вкус составляют в нём единое целое. Очередным подтверждением высокого уровня его таланта и является роман «Восхождение».
Конечно, роман немного назидателен, но в меру. В нём сильны исповедальные интонации, ярко выражена борьба противоположностей. Читается с увлечением, у его автора лёгкая рука.