Александр Степанович Грин (Гриневский) – русский писатель, философ и поэт, родился 23 августа 1880 года в Вятской губернии. Он один из самых оригинальных и самобытных писателей начала двадцатого века. Является наиболее ярким представителем неоромантизма этого периода.
Грин силой своего воображения создал мир, где у моря стоят города с чудесными названиями – Зурбаган, Лисс, Гель-Гью, в которых живут отважные мужчины и прекрасные женщины. Его герои отличаются непокорностью перед судьбой и создают чудеса своими руками.
«Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты», – писала Вера Казимировна Кетлинская.
С детских лет он мечтал о путешествиях. И верность этой мечте он сохранил до самой смерти. Грин говорил: «Меня дразнит земля. Океаны её огромны, острова бесчисленны и масса таинственных, смертельно любопытных уголков».
Жизнь то возносила его на пьедестал, то опускала на самое дно. С детских лет ему приходилось путём тяжелейшего труда зарабатывать какие-то копейки, чтобы не умереть с голоду.
Матрос, лесоруб, золотодобытчик, солдат и бродяга, писатель – Александр Грин прочувствовал жизнь во всех её проявлениях.
Но пройдя через все тяготы жизни, он пронёс, не запятнав, дар могучего воображения и чистоту чувств.
Свои книги писатель населил миром смелых, весёлых людей. Там, где-то за чертой горизонта манили к себе страны, созданные из морских ветров, света и цветущих трав, где жили охотники, бродяги и золотоискатели, художники и моряки.
Грин с юных лет был бунтарём. Отношения с царской и советской властью у него были очень сложными.
Писать начал, находясь в севастопольских и феодосийских тюрьмах в Крыму (1903–1905). Первый его авторский сборник «Шапка – невидимка» вышел в 1908 году в Петербурге (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»).
Через два года он подготовил второй сборник «Рассказы», действие которых происходит в придуманной автором стране, но стилистически они близки к более позднему его творчеству.
Рассказы А.С. Грина публиковались в журналах: «Нива», «Родина», «Современный мир», «Новый сатирикон», в газете «Биржевые ведомости» и др. (более шестидесяти наименований).
В 1910 году его опять арестовывают и отправляют в ссылку в Архангельскую губернию. Здесь он написал рассказы: «Позорный столб», «Сто вёрст по реке», «Зимняя сказка», «Ксения Турпанова».
В 1913 году выходит первое собрание сочинений Грина в трёх томах.
С 1916 года до Февральской революции он скрывался от преследования в Финляндии. Революцию Грин встретил с восторгом и сразу же вернулся в Петроград: «Звучат, гудят колокола, / И мощно грозное их пенье… / Гудят, зовут колокола / На светлый праздник возрожденья». А в 1918 году он был арестован уже советской властью и едва избежал расстрела.
В 1920 году его призвали в Красную Армию, где он заболел сыпным тифом и был выписан из больницы почти инвалидом.
В первые годы советской власти его почти не печатали, но с началом НЭПа ему удалось в частном издательстве опубликовать новый сборник «Белый огонь» (1922). В этом сборнике был напечатан один из лучших рассказов писателя «Корабли в Лиссе».
«Грин не принял советскую жизнь… ещё яростнее, чем жизнь дореволюционную: он не выступал на собраниях, не присоединялся ни к каким литературным группировкам, не подписывал коллективных писем, платформ и обращений в ЦК партии, рукописи свои и письма писал по дореволюционной орфографии, а дни считал по старому календарю… этот фантазёр и выдумщик – говоря словами писателя из недалёкого будущего – жил не по лжи» (А.Н. Варламов).
Мечтами о светлой радости и об «ослепительном случае» полны все его рассказы, в том числе повесть «Алые паруса», которую он начал писать в 1920 году в Петрограде. Прототипом Ассоль стала жена писателя Нина.
В этой повести утверждается сила человеческого духа. Она насквозь пронизана любовью к жизни, верой в то, что человек способен своими руками творить чудеса. «Алые паруса» – это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте. Светлые и радостные чувства остаются от прочтения этой книги. Сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир и сотворить чудо.
Всеволод Рождественский писал об «Алых парусах»: «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде… и что выращен он человеком внешне угрюмом, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого пускать».
В 1924 году в Ленинграде был напечатан первый роман писателя «Блистающий мир». В этом произведении автор рассказывает о Друде – человеке, наделённом чудесным даром полёта. Центральная идеологема романа – преобразование человеческой природы. В этом произведении особая роль отведена символике воздушного пространства, безграничности духовного мира, где через символику образов писатель исследует внутреннюю жизнь человека, его духовные искания, раскрывает сложные подсознательные процессы.
Вспоминая эти годы, сам писатель, говорил следующее: «Меня называли мустангом, так я был заражён жаждой жизни, полон огня, образов, сюжетов. Писал с размаху, и всего себя не изживал. Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродяжьей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал. Не мог насытиться. Тратил и жёг себя со всех концов. Я всё прощал себе, я ещё не находил себя».
А в 1928 году увидел свет роман «Бегущая по волнам». Этот роман открывает перед читателями удивительный мир, в котором живут настоящие мечтатели, непоколебимо верящие в силу любви, красоты и добра. В роман вплетена легенда о Фрези Грант, помогающей мореходам, терпящим бедствие. Томас Гарвей, герой романа, человек сильной воли, тонкой и гордой души, участник невероятных и захватывающих событий – с интригами и тайнами, с погонями и опасностями, с риском и любовью.
Сюжет романа постоянно развивается, вплетая в себя и фантастику, и любовь, и детектив.
Потом были романы «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».
«Джесси и Моргиана» – роман о любви, ненависти, коварстве и смерти. В центре истории две родные сестры. Противопоставляя две крайности бытия, Грин и здесь остался себе верен, описывая физическое и духовное человеческое уродство. В книге много глубокой мудрости, красоты и правды.
«Дорога никуда», пожалуй, самый грустный роман Александра Грина. Дорога Террея Давенанта, главного героя книги, это путь разочарований, на котором его ждут обман, тюрьма и одиночество.
Александр Степанович писал ещё и стихи, в которых поэтизирует честность, бескорыстие, стремление к совершенству. В них столько добра и гуманности, что они волей-неволей находят отклик в сердцах читателей. Его перу принадлежат стихотворения: «Кто спит на вахте у руля…», «В Зурбагане, в горной, дикой, удивительной стране…», «Не ворчи, океан, не пугай…», «Элегия», «Единственный друг», «За рекой в румяном свете…», «Первый снег», «Военный узор», «Звери о войне», «Военный лётчик», «Отрывок из «Фауста», «Блоха и тень», «Дон Кихот», «Эстет и щи», «О чём пела ласточка», «Спор», «Снопы», «Работа», «Порыв», «Мелодия», «Дайте», «Реквием», «Отставший взвод», «Сон», «Движение», «Искажения», «Тебя счастливей в мире нет», «У скалы, где камни мылят водопад…», «Забвенье – печальный, обманчивый звук…» и др.
В 1930 году вышел последний сборник рассказов Грина «Огонь и вода». И с этого же года Главлит ввёл запрет на переиздание старых произведений Грина и ограничение на публикацию новых книг. Его творчество было признано противоречащим идеологическим установкам партии.
Последней книгой, напечатанной при жизни писателя, стала его «Автобиографическая повесть».
Уныло идут за годами года,
Я медленно с ними бреду,
Сгибаясь под тяжестью жизни – туда,
Откуда назад не приду…
(«Мотыка»)
«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения», –говорил Грин.
Александр Степанович Грин ушёл из жизни 8 июля 1932 года. Похоронен в Старом Крыму на городском кладбище. В честь писателя была названа малая планета. А на его могиле был установлен памятник «Бегущая по волнам».
Он занимает в мировой и русской литературе совершенно особое место. У него не было ни прямых предшественников, ни прямых продолжателей.
Художник: В. Адеев