Ловцу красоты
Фиксируешь время, как будто воруешь;
Торопишься выхватить, вырезать, спрятать
И думать над снимком абстрактно и трудно,
Внутри ремесла убеждаясь в обратном.
Поэзия очень похожа на фото…
И ты, выбирая эффекты и смыслы,
Изящною страстью приятно измотан,
Летишь, как младенец, счастливый и лысый;
Летишь, как младенец, не зная законов,
Сверкая лиловым глазком объектива
И снова боишься людей незнакомых,
Моменты любви упуская. Противно
Терять эти строки и образы эти,
Пасуя пред главным. Иль смелости мало?
А дух несогласный – упущенным бредит,
Последний вагон провожая с вокзала.
Но страсть – не проходит, и новым захватом
Опять поднимает усталое тело.
Опасно, сомнительно, страшно, но – надо,
Пока не тошнит от банальных подделок.
Пока не защёлкали мыльницы в селфи
И гладким пером не прошлись графоманы,
Слетайтесь, незримые феи и эльфы,
Ловцу красоты обостряя вниманье!
Такой же лунь, блуждающий во сне
Давно слывя невидимым соседом,
Штурмуя с мокрым веничком палас,
Живёт в хрущёвке дядька Грибоедов,
В квартирке однокомнатной, в припляс.
Сидит себе на кухне он часами:
То кофе пьёт, то вяжет свиторки,
Глядя в окно печальными глазами
С насквозь промокшим словом «помоги».
В пространстве одиночества колючем
Прибегнуть можно к вымыслу… А что?..
А то, что можно впасть, на всякий случай,
В иллюзию тяжёлых плотных штор.
Хоть сны ему несут отдохновенье,
Где он всесилен, ярок и любим,
Но жизнь – не сон, а…
честное мгновенье.
И где он будет завтра…
Хрен-то с ним.
Не числится, не трудится, не бьётся;
Плывёт себе, как фикус в уголке…
Что будет с ним? состарится? сопьётся?
А дальше – тьма…
– Так ты ж на волоске!.. –
Вослед ему слюною брызжет бабка:
Сто лет в обед, горбата, словно крюк.
Но дверь открыв, он впрыгивает в тапки
И… исчезает.
– Где же ты, мой друг? –
Другая дама, скукою воспета,
К нему с вопросом, прям из пустоты:
– Возьми грибков, отведай, Грибоедов,
И…
Отравись… (рецептики просты),
Чтоб кто-нибудь, невидимого вспомнив,
Брезгливо сплюнул, малость поумнев…
…другой твоё отсутствие восполнит:
Такой же лунь, блуждающий во сне.
***
Забыться хочу, забыться,
Уйти от вранья и боли,
Догнать и переродиться,
Став просто свободной волей;
Укрыться от «нужных» знаний,
Риторики пустобрёхов…
Другими хочу глазами
Взглянуть, не ища подвоха,
На всё это «то и дело»
С молитвами и крестами!..
Тошнит уже от подделок,
С намёком на оригами!
Но где там: быдло хабалье –
За каждым углом и храмом!..
Тогда уж бомжом подвальным,
Чем гнить, упиваясь срамом.
И стыдно мне думать, други,
Что вылеплен я из смерти
Для долгой холодной скуки,
Одобренной злым экспертом.
Петля за петлёй… Сверкают
В руках золотые спицы,
Но… Камни, повсюду камни…
Забыться хочу, забыться.
Две мелодии
1. (в тёмном дворике)
Кто бродит здесь и кто тут обитает
В некрасоте использованных форм,
Где всякий кустик мнит себя платаном,
А мастерписом – деревянный дом?
В дверях подъезда серым приведеньем –
Презренный гопник, курит и молчит;
И в каждом встречном видя только деньги,
Он расплетёт, как их заполучить.
Но чёрта с два! со мною – не прокатит!
Ужели понял?.. Выкинул хапец…
И, поиграв на пальцах словом Катя,
Шагнул под дождь и… скрылся.
Молодец.
Не помню я, чтоб солнце здесь светило,
Играли дети, шумно веселясь…
Всё время – дождь, колючий и противный, –
Бездушный скульптор, мнущий в пальцах грязь.
Я погожу, под жёлтый свет фонарный,
Не видеть глаз, не чувствовать любви,
И по ладам расстроенной гитары
Приду под окна тёмные твои
И буду ждать, когда мелькнёт за шторой
Моя надежда – тусклый светлячок…
О, дымный воздух, друг мой коридорный,
Дай опереться на твоё плечо!
Я буду ждать и вместе с воробьями
Мечтать о пальмах, солнце и китах…
И как ответ, игрою фортепьянной
За вздохом вздох заплещется вода…
Нет, всё не то. Задёрнутою шторой –
Мне верный признак жуткой глухоты.
Звучит фагот. Доплакивает вторник,
По лужам
сея
синие
мечты.
2. (в светлом дворике)
Огрехов я не вижу в свете солнца,
Двор захлебнулся радостью пустой,
Пока на дне бетонного колодца
Пережидает временный изгой,
Когда с картин оплаченных пленэров
Сойдут цвета, как листья с ноября
И на глаза немых пенсионеров
Падёт унынье пасмурного дня.
Но дела нет мне, собственно, до скуки
И на скамейке, в пёстром цветнике,
Решаю взять блокнот я с ручкой в руки,
Чтоб набросать аллегро налегке.
И вот же странность: солнечность, однако,
Не всех бодрит и делает светлей.
Лежит в тени бездомная собака
И с горькой грустью смотрит на людей.
А люди что?.. С улыбками кривыми
Они бегут… Куда ж они бегут?..
И ты, невольно следуя за ними,
В упор не видишь жизни. Вери гуд.
Так пусть хоть дама с розочкою в шляпке,
Что проявилась в солнечных лучах,
Послушным телом вскочит на лошадку
И полетит, юна и горяча.
Но к даме вышел «фокусник» из джипа
И, хлопнув дверью, даму поглотил.
За что я тебя люблю
За что я тебя люблю?..
За то – что нельзя увидеть.
За то – что нельзя почувствовать.
За то – что приходит светом,
Не объясняя счастья, –
Подобно лучу на бусине,
Что вновь поместят в шкатулку
До лучших времён…
Об этом
Поют золотые токи,
Моё оживляя тело.
За что я тебя люблю?..
За то – что за этим взглядом.
За то – что зовётся Солнцем,
А ночью ясней луны…
Хочу подобрать на слух
Звучащее где-то рядом…
Но не уловить эмоций
На серую сталь струны.
За что я тебя люблю?
Молчи, подсознанье… Мысли,
Молчите, не искажайте
И не раскаляйте печь!..
Всё просто, как дважды два:
Почти незаметный признак,
Что, больше, похож на призрак
С капризом открытых плеч…
Не знаю, но я – люблю,
Любви объяснить не смея…
Что скрыто за этим па
И сном мадригальных строк?..
Но если б не этот сон –
Греметь бы дождям о камни,
Сживаться не существуя,
По чёрным летя орбитам,
Без света светясь во тьме.
Но тонут в глазах цветы,
Как будто бы смотрят в душу
Твои голубые глаза
И блеску их – не остыть…
Театральный осветитель
Я вырос на ваших спектаклях,
Мой трагикомичный соратник,
Прожив до последнего акта
Сто судеб, гармонии ради.
Влезая в костюмы и платья,
В галантных скользя реверансах,
Я верил Шекспиру и плакал,
Я жил по Камю и влюблялся.
В партере, под бархатной пылью,
Сижу, фантазируя, как бы…
Признаться, неплохо бы было
В лафетничек водки накапать;
И выдать такие пасьонсы,
Такие рондели-центоны,
Что даже захлопало б солнце
В свои золотые ладони.
А трагикомичный соратник,
Оставив на фото автограф,
Шагнул в дорогой «Мазерати»
Нажал на педальку и… – с богом.
Помчалась машинка кометой
Над городом, морем и миром…
Ну, что мне ответить на это?
Пускай полетает… Счастливо…
Пойду за кулисы, в гримёрку,
Открою бутылочку виски…
И будет мне сладко и горько,
И будет светло мне и близко.
И пусть не докличутся (к чёрту!)
Меня, осветителя сцены,…
Поскольку я в Гамлета, чё там,
Серебряной шпагою целюсь…
И жив остаюсь, несомненно,
Ведь завтра включаться мне первым…
Известно: без света – нет сцены,
А свет – это творчество. Верно?
Курьёз
Случился с тополем курьёз:
В нём поселился абрикос,
Назвавшись веткой тополиной
И… по весне… за-зе-ле-нел…
Нет-нет, он, право, не хотел
Укореняться в исполине…
Но против Неба – не попрёшь.
А что же тополь? Непохож
Стал на себя он. Посмотрите:
Кора суха, суха листва…
Да не ищите вы родства
Меж ними. В новом фаворите
Теперь всё дело. Минул год.
Опять весна пришла… И вот,
На месте тополя сухого,
Зевая, тянется, подрос,
Кустится юный абрикос,
Не ощущая ночи холод.
А тополь где же? Спилен он.
Лежит в овраге. С двух сторон
Сидят на нём две карих птицы.
И говорит одна из них:
Мы сочиняли этот стих,
Что явлен вам в одну страницу
С несложным выводом в конце:
Свести на «нет» любую цель
Способна малая частица.
И не заметишь, как сгоришь,
Отдав заслуженный престиж
«Тобою» ставшему убийце.
Лирика простой радости
посвящается В. Абросимову
1. Вечерняя весенняя прогулка
Размытой кляксой тучи наслоились.
Берёзки стынут в мартовском снежке.
Кряхтя, с печи слезает дед Василий
И говорит:
– Закончился Ташкент…
Пойдём-ка лучше, мамочка, на воздух… –
Глядит он на супругу, щуря глаз, –
Костяшки разомнём хотя бы просто…
Часы с кукушкой бьют четвёртый час.
Собрались старички и вот гуляют,
Обходят лужи, сжиженную глинь…
А с двух сторон глядят на них, не лают,
Друзья людей, чернее, чем угли.
И вроде старость снова отпустила…
И робкий шаг… увереннее стал…
– Придём домой и… чаю, под пластинку,
Что я тебе из Англии прислал:
Красивый сольник Блэкмора… Ты помнишь?..
Где он один без «Рэйнбоу» и без Найт…
– А то вино, что мы открыли в полночь?..
– А хризопраз, сверкающий со дна?..
Они гуляли. Воздух был прозрачен.
Соседский люд по кухням пил пивко…
И жизнь, она… плыла дымком табачным, –
Неуловимо, горько, но легко.
2. Пёс Матрос
Дворняжкин сын, известный лопушонок,
Прилип ко мне, глядит, что я не груб
И… по дворам ныр-ныр, как тот мышонок…
Везде залезет, в каждую дыру.
Уж я его и пальцем, дескать, хватит…
Уж я его и матерным словцом…
А малый – то за брючину ухватит,
То задней лапой грязью мне в лицо.
Возьми, грит, испытай меня малешко…
Пойдём по лесу рябчиков гонять…
Зажжём костёр… И тащит мне полешко,
Неправильно услышав слово «мать».
Ну, взял его я, просто, без тревоги,
Подумав: убежит так убежит…
Ему для жизни надо-то немного…
Опять же – радость (верно?) для души.
И возвратясь в тельняшковую юность,
Под рюмочку, за ужином, всерьёз,
Подсказке подсознанья повинуясь,
Назвал щенка я, стало быть, Матрос.
С тех самых пор живёт он, в ус не дует;
Везде со мной: вот-вот заговорит…
Гребёт на лодке, ходит на ходулях
И зло ворчит на слово «не побрит».
Да я теперь вообще не сомневаюсь
В наличии сознанья у зверей!..
И мысль свою, логично развивая,
Бьюсь об заклад, что звери нас мудрей.
Пойду, простите, дверь ему открою:
Скулит, скребётся, просто – егоза…
…и слышу вдруг:
– Гав-гав!.. А где патроны?!..
А где ружьё?!..
В глаза смотреть!.. В глаза!..
Ночные откровения
(этюд №9)
Глухая ночь и… звёздочки дрожат.
Огромный мир стал тесным светлым кругом.
Горит костёр. Гуляют алым угли.
И в темноту от света не сбежать.
И не уснуть. Мерещатся во тьме
Потусторонцы… Эти не спасли бы…
Словам не внять: стенания и всхлипы…
А время – полночь – фактор перемен.
Подкинуть дров, чтоб треском устрашить
Голодный взгляд, слепой и луноглазый,
Искрящий сзади, в чаще непролазной,
Лишённый сердца, духа и души…
Но кто же ты, сидящий у костра,
К его огню протягивая руки,
Что гнёт в калач еловых веток дуги,
Маня тебя с ним, малость, поиграть?
Не может быть!!!..
Но, в чём ты видишь связь?!..
Пиноккио, очнись!.. Сгоришь, полено!..
Но, тянет руки пресловутый пленник
К огню костра, обжечься не боясь.
В прозрачных стенах иллюзии
Гляжу в экраны, а там – объёмы…
Забыв про плоскость, забыв про «нано»,
Питаюсь наспех плодом банана,
Примату в клетке равноподобен.
А мышцы ноют, суставы тянут, –
В экран ЖК их не затолкаешь…
Но рот мой жадный глотает кашу,
Что кто-то варит с утра лентяю.
Пойду на воздух, пойду на ветер
Пускать воланы, мячи и змеи!..
Ужель и вправду они посмеют
Смеяться, черти?.. Но, даже дети
Блестят неоном, как голограммы, –
С умом на вынос, с мечтой о кнопке…
А дни листами пылятся в стопках
И пахнет пылью в театрах драмы.
И вновь экраны, где узнаю я,
Что жизнь реальною не бывает,
Что наши чувства вконец провальны…
Как будто только вчера проснулись…
И вновь – экраны. И сны – экраны, –
Включает кто их – откуда знать мне…
Затылком видя, мы стали сами
Чужой игрою, опасной крайне.
Из подсказанного…
1.
Не прощайтесь, уходя в неведомое,
Оставляя родных и близких:
Счастье их, вперемешку с бедами,
Тоже ждёт своего сюрприза.
В моментальности происходящего,
Увядание – вещь понятная…
Скоро свидимся, тени в ящиках,
Или звёздами или пятнами.
Не прощайтесь, не рвите органы,
У причала, ладошкой к солнышку.
Бог разделит и даст всем поровну, –
Не по пёрышку, так по зёрнышку.
2.
По заслугам, оно – неправильно:
Наказание – вещь невнятная…
Лучше – прописью, не заглавными….
Если только чуть-чуть, по касательной…
Ну а если совсем не свидимся,
Что, скорее всего – не отчаивайтесь.
Доверяйте без страха – Лидеру!..
И да сбудутся все ваши чаянья!..
Кто-то, может, реинкарнирует,
Кто-то прыгнет через ступенечку…
В целом, ждёт нас картина мирная:
Без совочка, ведра и веничка.
3.
Не пугайте друг друга картинками,
Не колите друг друга иголками…
Быть на свете, скажите, не дико вам
Человекоподобными волками?
Вы расслабьтесь, уймитесь, ребятушки…
Все мы здесь – повторения каждого…
Но, не тянет меняться нас!.. Надо же!..
Или глупость – синоним бесстрашия?..
Или это программа, в которой нам
Не исправить заложенных принципов?..
– Всё о’кей, говоришь?.. Вот так здорово,
Благородные дяденьки рыцари!..
Стихи о забытой гитаре
Гитара, странным образом забытая,
Оглохшая от временных обид,
В углу, неромантично и обыденно
Полгода зачехлённая стоит.
Да что теперь её происхождение
С наклейкой бренда в голосовике,
Когда она больна пренебрежением,
Как старый недоделанный макет.
Не верится гитаре, что без музыки
В её существовании есть смысл,
И чувствуя саму себя обузою,
Оглохшая, кричит она: «Возьми!..
Возьми меня, настрой меня, и заново
Открой мою поющую струну,
Чтоб не уйти безмолвною под занавес…
Воздушными триолями блеснув,
Тебя бы я продвинула, прославила…
Но, всё пустое: золото – не медь.
…а потому что есть проблема. Правильно:
Уж лучше так, чем невпопад звенеть»
Нижний Нюд*
В заполярном краю,
В трёх шагах от безмолвной Вселенной,
Средь промёрзлых природ,
На петроглифах ягельных мхов
И возник он, мой Нюд,
Дерзновенных вождей по веленью,
Чтоб обжечь небосвод
Металлическим жаром цехов.
Там, в холодном краю,
Где вот-вот возведённые трубы
Загудят, задымят,
В тёмных штольнях почувствовав жизнь,
Я себя узнаю,
Как бы это и не было трудно,
В том, кем грезил я стать,
Если б звёзды удачно сошлись.
Это Кобальт и Медь,
А ещё – ваш сиятельство Никель
(представители тьмы,
антиподы саамских богов)
Нас толкнули на смерть,
Одурачив одной из религий,
Чтоб поверили мы
В торжество утопических снов.
На ледовой земле
Всяк найдёт себе близкую душу,
Удалённых границ
Семицветные зори свои…
Чтоб глядеть веселей,
Нам всего-то с полгорсточки нужно:
Бирюзовый родник
Да журчанье студёной струи.
Всё случалось тогда,
При одном уточнении, правда:
Люди были честней,
А стремления были – чисты.
И беда – не беда,
Если души друг другу – как братья.
Хочешь быть в их числе,
Возбудитель репринтной мечты?..
Не прошло и ста лет
Вдохновенно-ударных и красных,
Но на чёрных камнях
Восхитительных некогда гор,
Лишь один виден след
Извлечённого зла, полновластный:
След по имени Крах,
Что клубасто цветёт до сих пор.
Где ж ты, где ж ты, мой Нюд,
Мой рабочий посёлок нескучный?..
Огнедышащий монстр
Овладел территорией снов…
…и цветы не растут…
И симфонии некому слушать,
Что неспящий норд-ост
Прогудеть между сопок готов.
Нижний Нюд* (родина автора) – рабочий посёлок 60-х гг. 20-го столетия, находившийся вблизи заполярного города Мончегорска (Кольский Север).