«Служу малым Астафьевским чтениям». Так сказал известный пермский писатель Иван Петрович Гурин в одном из своих выступлений на открытых Малых Астафьевских Чтениях, что проводятся в городе Чусовом с 2004 года…
За этими словами не столько пафос, сколько высокая оценка творчества писателя Астафьева, детского творчества как такового, и гражданской позиции самого Ивана Петровича Гурина за которой стоит такое высокое понятие как СЛУЖЕНИЕ, Служение Слову, Культуре, Народу, Будущему России…
Ивану Петровичу Гурину 11 октября 2020 года исполнилось бы 80 лет… 20 июля сего года Ивана Петровича не стало…
Гурин Иван Петрович родился 11 октября 1940 года в селе Шарынино Ординского района Пермского края. Первая публикация относится к 1958 г. После окончания Уинской средней школы в 1961 г. был призван в армию. После демобилизации в 1964 г. поступил учиться в Уральский госуниверситет, на факультет журналистики. Занимался в городском литературном клубе им. М. М. Пилипенко, печатался в свердловских газетах. Окончил университет в 1968 г. Получив диплом, работал в газетах Свердловской и Пермской областей. Почти 15 лет был редактором чернушинской газеты «Маяк Приуралья» и 15 лет являлся собкором краевой газеты «Звезда». С 1999 г. организовал и ежегодно осенью проводит для земляков в с. Шарынино Ординского района, на родине, литературные «Шарынинские чтения», в которых принимают участие многие писатели края.
ГУРИН ИВАН ПЕТРОВИЧ
(Автобиография)
…Мой прадед по отцовской линии — Елисей Гурин — был крестьянин. И Платон Елисеевич, дед, с женой Анисьей Максимовной тоже занимался землепашеством в деревне Фалино. Эта деревня раскинулась в версте от Шарынино. Здесь у них 31 января 1907 года родился мой отец — Петр Платонович. Деда Платона я не застал в живых. Он близко к сердцу принял революцию 1917 года и в Гражданскую войну стал красным партизаном. Был волостным военным комиссаром, похоронен в числе пяти погибших красноармейцев в братской могиле на площади в селе Медянка. Не застал я в живых и деда по материнской линии — Андрея Федоровича Туголукова. У него и его жены Феклисты Максимовны (до замужества Шляпниковой) в Шарынино был добротный пятистенный дом, в котором 12 июля 1911 года родилась моя мать, Марина Андреевна. У них, кроме Марины, воспитывались в семье еще вторая дочь Мария и сын Григорий. Жили Туголуковы зажиточно за счет своего труда. Мой дед сумел выбиться в середняки, имел корову, лошадь, плуг. Будучи мужиком справным, инициативным, обзавелся торговой лавкой. Он не принял революционных преобразований и во время Гражданской войны ушел с обозом белых — и сгинул неизвестно где. Феклисте Максимовне, моей шарынинской бабушке, стало жить невмоготу, ей постоянно грозили раскулачиванием. И вот как-то мать Петра Гурина, Анисья Максимовна, моя фалинская бабушка, сказала ей: «Отдай Марину за моего сына, и никто вас пальцем не тронет». Феклиста Максимовна предложение приняла. Вот так, по политическому расчету, моя мама вышла замуж за сына красного партизана. Она, великая труженица, воспитывала четверых детей; в годы войны вместе с бабами несла на своих плечах все тяготы колхозной жизни.
Моего отца на фронт не взяли по нездоровью… Отец работал…агентом Госстраха. Его, колхозника-ударника финансового фронта Шарынинского колхоза, 22 июня 1934 года командировали в Свердловск, в тиражную Комиссию по займу 1-го выпуска 2-го года пятилетки. Он очень гордился этим доверием. Отец также работал председателем Михинского и Медянского сельсоветов, директором Медянского сырзавода. Отец был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Под занавес жизни работал плотником, сторожем. Он скончался 30 апреля 1981 года, мама умерла годом раньше — 4 декабря. Оба похоронены в селе Уинске, которое считаю своей второй родиной. Я учился в Медянской, Шарынинской, Уинской школах. Был активным пионером, комсомольцем и горжусь этим, поскольку не был лодырем, не уклонялся ни от каких поручений. Около пяти лет в Уинской школе являлся отрядным пионервожатым, вел тимуровскую работу, занимался спортом, был чемпионом района по лыжным гонкам, печатался в районной газете «Голос ударника» (ныне — «Родник»). После окончания десятилетки, в 1961 году, заведовал клубом в Шарынино. В том же году меня призвали в армию. Служил в Даурии, потом — в Украине.
Мне посчастливилось побывать на первом космодроме — Капустин Яр, где участвовал в запуске межконтинентальной баллистической ракеты стратегического назначения… Я служил три года — и благодарен армии за всё, что она для меня сделала.
Уйдя в запас в 1964 году, я поступил учиться на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Увлекался лыжными гонками, был чемпионом университета, входил в десятку сильнейших лыжников, участвовавших в Универсиадах Сибири, Урала, Казахстана и Дальнего Востока. Будучи студентом, занимался в городском литературном клубе, которым руководил известный поэт Борис Марьев. Я печатался в газетах «На смену!», «Вечерний Свердловск», «Уральский университет».
После окончания университета работал заведующим отделом промышленности в газете «Правда коммунизма» (г. Реж Свердловской области). В 1970 году переехал в Уинск, где…работал в газете -заведующим отделом писем и заместителем редактора. В сентябре 1975 года переведен редактором газеты «Маяк Приуралья» (г. Чернушка). Был лауреатом областной литературной премии имени А. П. Гайдара, а также победителем конкурса «Журналистская инициатива». Гайдаровские дипломы мне дороги, на них есть автографы Тимура Аркадьевича Гайдара….
В 1979 году я участвовал в областном семинаре молодых писателей. Занимался в секции Льва Давыдычева, Льва Правдина и Владимира Черненко. Лев Давыдычев отметил мои рассказы и рекомендовал их для печати. Я был делегатом VII съезда Союза журналистов СССР. Последние 15 лет, до выхода на пенсию, работал собственным корреспондентом областной газеты «Звезда». В 2000 году меня приняли в Союз писателей России…»
В автобиографии Ивана Петровича Гурина «весомо, грубо, зримо» встаёт в полный рост и чётко определяется документальная точность в описании событий собственной жизни. Здесь, всё очевидно и легко проверяемо, здесь нет фэнтези, ни в прямом, ни в переносном смысле. Это наводит на мысль, что и всё его творчество опирается прежде всего на документальную точность описываемых событий, как отправную гавань для дальнейшего путешествия, размышления-повествования… Это неудивительно, Иван Петрович не по наслышке знает и первую космическую гавань Капустин Яра…
Близкий друг Ивана Петровича и его «брат».., известный пермский поэт Фёдор Сергеевич Востриков, так сказал о нём. «Он — крупная величина в литературе Пермского края. Его тревожит всё. Совестливый писатель. Он начинает работу тогда, когда в исследуемом событии-документе доходит до точки-многоточия…». Здесь надо добавить, что последние книги Ивана Гурина носят во многом исповедальный характер и характер покаяния его самого перед неким высшим судом. Об этом говорят сами названия книг : «Сокровенное», «Избранное»… Перед самым своим уходом он успел с помощью упомянутого «брата» Фёдора Сергеевича сдать в печать роман-хронику «У горы Гулахи», труд всей своей жизни, в котором главными являются непростые размышления о причинах глобальных изменений в жизни Родины – большой и малой…
Литературные Пермь и Чусовой всегда будут помнить Ивана Петровича Гурина, настоящего Человека и Друга, журналиста и писателя от Бога, мудрого наставника и истинного ценителя Слова…
коллаж автора