Маяковский Владимир Владимирович родился 19 июля 1893 года в селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. Он был и до наших дней остаётся символом своей эпохи, одной из самых ярких и одиозных фигур своего времени, небывалым новатором стиха. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершал ни один его современник. Обладая гениальной одарённостью, Маяковский был носителем высокой культуры, как поэтической, так и театральной. В автобиографическом повествовании он писал о себе: «Я – поэт. Этим и интересен…»
Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремлённость к будущему.
В стихотворении «Необычные приключения, бывшие с Владимиром Маяковским летом на даче», написанном им в 1920 году, говорится о высоком предназначении поэта:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Автор использует в стихотворении очень необычные обороты, свойственные только его поэзии.
Маяковский начал свою творческую деятельность в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций. Его творческая судьба сложна и противоречива.
В 1908–1909 годах за революционную деятельность он трижды подвергался арестам и последний раз отбывал срок в камере Бутырской тюрьмы. Он был бунтарём по натуре, ещё в юности окунувшемся в революционную борьбу.
Начало литературной деятельности Маяковского относится к 1912 году, когда были напечатаны его стихи в коллективном сборнике футуристов «Пощёчина общественному вкусу».
Первоначально молодой поэт ничем не выделялся из рядов футуристов. Он активно участвовал в футуристических сборниках 1912–1914 годов: «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и др.
В 1913 году был опубликован первый сборник Владимира Маяковского «Я».
Русский футуризм нашёл в нём прекрасного пропагандиста, что не даёт оснований для идеализации этого течения. Футуристы отвергали классическое литературное наследие, отрицали общественное назначение искусства и выдвигали на первый план «самовитое слово», т.е. чистую форму «формотворчества и словотворчества». Они ломали язык и стих. От других подобных течений футуризм отличал лишь более резко выраженный бунтарский характер.
Футуристические принципы нашли отражение в ранних стихотворениях В.В. Маяковского: «Театры», Ночь», «Утро», «Вывескам», «Исчерпывающая картина весны», «Из улицы в улицу» и др. Город в них представляется ему сплошным адом, уродующим людей. Но эксперименты над словом не стали для него самоцелью, а рассматривались только как средство повышения выразительности стихотворения.
Он ввёл в практику написание стихов «лесенкой», которые стали впоследствии его отличительным знаком. «Лесенка» помогает выделить каждое слово, чтобы до читателя дошло всё самое необходимое.
Алексей Максимович Горький писал: «Вот возьмите для примера Маяковского – он молод, ему всего 20 лет, он криклив, необуздан, но у него, несомненно, где-то под спудом, есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи…»
В 1914–1915 годах у поэта открывается новый творческий горизонт, когда он идейно всё далее и далее уходит от футуризма. В этот период им написана поэма «Облако в штанах» – одно из самых значительных и известных произведений Маяковского, направленное против основ существующего общественного строя. Это подлинно революционная поэма, пророчащая приближение революции в России.
В его творчестве поэмы – своеобразные вехи, обозначающие узловые точки пересечения биографии поэта с ходом истории. Они синтез эпоса и лирики.
У Маяковского чувство любви выражается страстно, яростно, с вулканической силой.
Испытав несчастную любовь к Лилии Брик, поэт в 1915 году написал поэму «Флейта позвоночника», в которой поэтизируется неразделённая любовь. Это чувство поглотило всё существо автора. Но и в боли, в мучениях он всё равно самозабвенно благодарит свою тяжкую любовь. Необходимо отметить, что львиная доля лирических произведений поэта посвящена именно ей – Лилии Брик.
Затем были опубликованы два его сборника «Революция. Поэтохроника» и «Простое как мычание».
Под сильным влиянием Алексея Максимовича Горького Маяковским была написана поэма «Война и мир». В ней поэт показывает все ужасы бессмысленной бойни, тягчайшие страдания простого народа.
Перед самой революцией 1917 года В.В. Маяковский закончил поэму «Человек», в которой говорится о могуществе всесильного, гордого Человека – творца всего самого прекрасного и чудесного на земле.
После революции Маяковский ощущает себя её поэтом, принимает её полностью и бескомпромиссно.
Стихотворение «Левый марш» было написано им в декабре 1918 года. В это время только закончилась Первая Мировая война, и в разгаре была Гражданская война:
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Ритм стиха – рваный, чёткий. Слова – хлёсткие, смелые и точные! Стихотворение очень точно передаёт дух эпохи, в которой поэту довелось жить.
Во второй половине двадцатых годов он ощущает себя политическим представителем не только российской поэзии, но и советского государства. Гимном и вызовом звучит его стихотворение «Стихи о советском паспорте»:
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтенья нету.
К любым
чертям с матерями
катись.
Любая бумажка,
но эту…
Я
достаю из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я –
гражданин
Советского Союза.
Но стихи и поэмы – далеко не весь вклад Владимира Владимировича в русское искусство. Он писал сценарии и играл на сцене, создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна. Драматургия Маяковского, как и его поэзия, прочно заняли место среди мировой классики.
В двадцатые годы прошлого века Маяковский также был редактором журналов «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928). В 1929 году он написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».
Немногим более десяти лет прожил Владимир Владимирович после Октябрьской революции. Но именно на это время приходится его поэтическая зрелость.
Он был одними из популярнейших поэтов, «голосом» революции. В эти годы ему удалось опубликовать одиннадцать томов своих сочинений. Активно сотрудничал с журналами «Новый мир», «Огонёк», «Молодая гвардия», «Крокодил», с газетами «Известия», «Комсомольская правда».
Созданные им стихотворения, поэмы: «Хорошо», «Во весь голос» и др. глубоко и правдиво запечатлели эпоху, в которой жил и творил поэт.
В 1930 году он часто болел и чувствовал себя очень одиноким. К концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил жизнь самоубийством, написав стихотворение:
Как говорят –
«инцидент исчерпан»,
любовная лодка
разбита о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
Урна с прахом В.В. Маяковского была размещена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве. А 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.
Несмотря на ранний трагический уход поэта из жизни, он успел оставить после себя богатейшее литературное наследие.