17 (29) января 2020 года исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Юбилей в этом году прошел не очень заметно в силу хорошо известных обстоятельств – пандемии коронавируса. А ведь столько задумывалось, готовилось и планировалось.
Чехова в России всегда читали, ценили и искренне любили его книги. Когда-то наши соотечественники в СССР часами стояли в очередях за книгами, всеми правдами и неправдами доставали книги у спекулянтов. Несмотря на крошечные (или не очень) зарплаты – собирали библиотеки. С книгами ложились спать и просыпались, переезжали на новые квартиры, женились-разводились. И даже эмигрировали. Хотя личные библиотеки были разнообразными – и по количестве и «качеству», томик Чехова – как минимум, а чаще не один – у любого жителя нашей страны был всегда. Сменилась эпоха, пришел новый век. Библиотеки стали либо больше, либо исчезли совсем. Но книги Антона Павловича все равно живут в наших домах. Почти у всех. О нём пишут молодые критики и маститые литературоведы. Про то, что его пьесы ставят не только в России, но и по всему миру, говорить не будем, это совсем другая история.
Из года в год выходит много исследовательской литературы. Творчество писателя изучается пристально и основательно. Ну и прекрасно! Проводятся фестивали и многочисленные конкурсы. Что тоже великолепно. И чем больше мы узнаём нового или вспоминаем то, что почему-то забылось о любимом писателе – тем лучше. Не раз мне попадалась фраза, что «Многие годы Чехов был кодом наших сограждан, тех кто читал литературу». Может быть. В СССР читали практически все. В 1990-е годы пароли и явки стали меняться, но любовь к творчеству Антона Павловича всё равно передается из поколения в поколение. Правда, нынешняя молодёжь это сразу не признает. Медленно раскачивается и читает больше в интернете. Но читает – это точно. Потому что Чехов – писатель и нашего времени тоже. И будет писателем будущего. В этом никто не сомневается. Прочитала у одного из авторов в сети: «Чехов – единственный из русских классиков, в котором сошлись прошлое и будущее садов отечественной словесности: кажется, все внезапные её повороты, упрямое своеволье, новые веяния были им учтены. Чехов предугадал нас сегодняшних, понял и простил. Благодаря его прощению никто из нас не будет безжалостно осмеян и оскорблён. Доктор Чехов обо всем позаботится. Выпишет рецепт к своему сташестидесятилетию, слегка присыпанный книжной пылью».
Но вот с рецептами к 160-летию все не очень получилось. Не беда, конечно. Хотя досадно. Ну не успели издатели, учёные и читатели точно к дате, но ведь весь год 2020 можно традиционно назвать «Чеховским».
И мы еще точно увидим и отдельные издания, и публикации, так или иначе связанные с творчеством Антона Павловича. Наша страна всегда была богата не только на людей талантливых, но и на тех, кто не жалеет времени и сил, и – что очень важно – собственных средств – на то, чтобы дать возможность и современникам, и их потомкам прикоснуться к тем достижениям культуры, которые нам были недоступны. Я имею в виду меценатов. В советские времена говорили: «Способствовали пропаганде литературы и искусства», сейчас в ходу слово «Пиарить». В словаре написано: «Меценат – это человек, который добровольно жертвует средства на развитие искусства, науки и культуры. Слово образовано от имени римлянина Гая Цильния Мецената – покровителя поэтов, жившего в I веке до нашей эры». Всё, пожалуй, правильно. И способствуют, и жертвуют, и пиарят. Но… Хочется сказать больше.
Приведу привести пример искреннего уважения к жизни и творчества Антона Павловича Чехова. Речь идет о деятельности писателя и мецената, видного общественного деятеля ПАНИНА Ивана Николаевича. Именно он предоставил читателям возможность узнать нового и неожиданного Чехова. Иван Николаевич – удивительный человек, который ценит творчество Антона Павловича. И не жалеет ни времени, ни средств на изучение жизненного пути нашего великого писателя и драматурга. Благодаря ему вышли три книги-альбома, посвященные Чехову.
Иван Николаевич Панин – человек талантливый и разносторонний. Он – член Союза писателей России, заместитель председателя Совета по публицистике, науке, культуре и творчеству Московской городской организации Союза писателей России, которая объединяет более трёх тысяч человек; активно ведёт работу в Комиссии по критике и литературоведению, организует творческие встречи и презентации, готовит к выпуску сборники, обеспечивает взаимосвязь Комиссии с другими подразделениями писательской организации. И.Н. Панин – лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси», лауреат Литературно-общественной премии «За верность слову и делу» с вручением одноименной медали имени А.С. Пушкина. Он награждён «Большой серебряной медалью Гумилева», медалью «За заслуги в культуре и искусстве», памятной медалью «За труды в просвещении», дипломом международной премии «Литературный Олимп» с вручением медали «Литературный Олимп», дипломом имени М. Ю. Лермонтова «Недаром помнит вся Россия» с вручением медали имени М. Ю. Лермонтова и многими другими международными и отечественными наградами. Иван Николаевич Панин – видный общественный деятель, академик Российской академии естественных наук. Он ответственный и дисциплинированный человек, прекрасный организатор, готовый в любой момент прийти на помощь. Он никогда не отказывает в консультации, всегда даёт компетентный ответ на любой профессиональный вопрос, ведь у него за плечами огромный опыт работы со всевозможными организациями самого разного статуса – международные фонды и союзы, ветеранские и хозяйственные учреждения, детские студии и литературные объединения. Он творческий и высокопрофессиональный человек. Панин – доктор экономических наук, профессор, успешно совмещает литературную и общественную работу с преподавательской деятельностью. Его жизненный опыт разнообразен и бесценен. Он награждён многочисленными наградами, только перечисление которых займёт несколько страниц.
Иван Николаевич продолжает прекрасную русскую традицию всемирно известных Павла Третьякова, подарившего Москве знаменитую галерею; Саввы Мамонтова, открывшего миру Шаляпина; основателя Общедоступного художественного театра – Саввы Морозова. Благодаря ему и появилась книга «Четыре жизни Чехова» – иллюстрированный рассказ о жизни великого писателя в Таганроге, Москве, Мелихове и Ялте. В книге использованы документы конца ХIХ – начала ХХ века, а также фотографии чеховских мест. Книга актуальна и сегодня. И не важно, что в аннотации указано «К 150-летию…» Она будет актуальна всегда. Жизнь первая – Чехов в Таганроге. В этом городе он прожил девятнадцать лет из отпущенных ему сорока четырёх. Вторая жизнь – Чехов в Москве. Именно здесь в нём всё больше и больше крепнет желание поселиться на хуторе или в имении, потому что Москва отвлекает его от главного суетой, визитами. «Если я врач, то мне нужны больница и больные, если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке». Третья жизнь писателя проходит в его имении «Мелихово», которое он юридически оформил в феврале 1892 года. Чехов вполне доволен переменой места и образа жизни. «Сижу в своём кабинете с тремя большими окнами и благодушествую... С крыш каплет, пахнет весной. В моём кабинете до такой степени светло, что аж глазам больно...» Четвёртая жизнь – Чехов в Ялте. Осенью 1898 года писатель по настоянию врачей окончательно переезжает жить в Ялту. До постройки собственного дома Чехов живёт в частных пансионах. Здесь же, в Ялте, зарождается тесная творческая и личная дружба Антона Павловича с Максимом Горьким и Максимилианом Волошиным. В книге «Четыре жизни Чехова» подробно рассказывается не только о жизни писателя, но и о его работе, семье, взаимоотношениях Антона Павловича с актёрами, писателями, режиссёрами, журналистами. Многие детали интерьера описываются настолько подробно, что у читателя создаётся впечатление – он сам побывал в этом месте, видел всё своими глазами.
Чехов однажды сказал, что читать его после смерти будут от силы лет семь, а потом забудут... Ошибся Антон Павлович. С каждым годом его произведения становятся всё актуальнее, а о его собственной жизни хочется узнавать как можно больше. Книга «Четыре жизни Чехова» и даёт эту уникальную возможность – узнать, каким писатель был в повседневной жизни. Кто сказал, что человек должен быть идеальным, даже если он – классик?
Вторая книга, которая стала нам доступна благодаря Ивану Николаевичу Панину, это альбом «Чеховское Подмосковье». Уникальная книга. В возрасте 19 лет, в 1879 году, Чехов приехал из Таганрога в Москву поступать в Московский университет, и с этого же года началось путешествие будущего писателя по Подмосковью. Сначала по ближнему – Сокольники, Петровско-Разумовское, Останкино – сейчас это Москва; затем – Воскресенск, Звенигород, Серпухов. Покупка имения в Мелихове сделала Чехова подмосковным помещиком, причем таким помещиком, который заседал и в земской управе, и в окружном суде, принимал решения о строительстве школ в училищном совете, участвовал в переписи населения. А за работу в уездном Санитарном совете получил от коллег врачей благодарность, так как относился к своим обязанностям крайне серьезно. «Когда холера будет в Серпуховском уезде, то и аз многогрешный буду кричать, прописывать, ездить и дурно спать...» – писал Чехов в письме одному из своих многочисленных адресатов.
Когда по состоянию здоровья Антон Павлович переехал жить в Ялту, он все равно оказывался в дорогих ему местах Подмосковья, то в гостях, то в поисках новой дачи. И так все 25 дет московской и подмосковной жизни.
Издательство и коллектив авторов постарались собрать материалы обо всех чеховских уголках, сохранившихся в Московской области; их оказалось немало – более 30. В одних местах уже ничто не напоминает о жизни конца XIX века – остались только воспоминания да старые фотографии, по которым мы можем представить себе, как выглядели дома, улицы иди имения, где бывал Чехов. А другие стали музеями, и поклонники Чехова, посетив их, многое узнают о жизни и творчестве писателя.
Подмосковье раскрывает все стороны жизни Чехова – литератора, врача, земского и общественного деятеля – Чехова-гражданина. Чехов лечил крестьян, строил противохолерные бараки, открывал школы, занимался переписью населения, заседал в окружном суде и попечительских советах, наблюдал, переживал, помогал. Но главное, он писал, причем писал так, что, по его же словам, «летят брызги и искры». Его подмосковное наследие – несколько пьес, множество рассказов, тысячи писем. Поначалу Чехов писал о дачниках юмористически, порой что-то преувеличивая, намеренно подчеркивая абсурдность ситуаций и ставя рядом понятия несопоставимые. Со временем его интонация изменилась. Посмотрите, господа, как же нескладно, бессмысленно вы живёте. Разве так нужно жить? Он многое сумел разглядеть на дощатых дачных платформах, которые вечером превращались в своеобразный променад. Здесь не чувствовалось жизненных неустройств и драм. Слышался громкий говор и смех, сверкали огоньки папиросок. Дамы демонстрировали свои яркие наряды, мужчины гуляли вроде бы просто так, но старались произвести впечатление, а гимназисты, сожалея об отсутствии мундиров, вытягивались и расправляли плечи, подражая молодым поручикам в белых кителях и золочёных погонах.
Пройдет время, и чеховский купец Лопахин, словно стоя на вокзале или таком же полустанке со студентом Трофимовым, скажет: «Ну, прощай, голубчик. Пора ехать. Мы друг перед другом нос дерём, а жизнь знай себе проходит. Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и, кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».
И не он ли, стремящийся спасти одно из десятков тысяч разоренных имений, говорил раньше: «Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И, можно сказать, дачник дет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»
Чехов всю свою жизнь положил на то, чтобы объяснить людям, существующим «неизвестно для чего», что есть совсем другая жизнь – с трудами и четкими целями, которые объясняют, что «Вся Россия – наш сад», и что мы – ответственны за происходящее.
Такая вот замечательная вышла книга, которая ко всему прочему еще и потрясающе иллюстрирована – в ней много архивных фотографий, от которых глаз оторвать невозможно.
Третья книга, о которой стоит упомянуть, это «Чехов в Вене». Она вышла также благодаря Панину И.Н. и его соавтору Королевой Ю.А. В предисловии к книге сказано. «Несколько лет назад к нам в редакцию пришел известный ученый-экономист, писатель, меценат Иван Николаевич Панин. Он рассказал, что, будучи в Вене по рабочим делам, провел исследование о поездках Чехова в столицу Австро-Венгерской империи, которое записал и нам предоставил. Панин предложил издательству развить эту тему и выпустить книгу «Чехов в Вене», что мы и сделали».
Книга опять же получилась уникальной. Она богато иллюстрирована, прекрасно издана. И невероятно интересна. Чехов был в Вене несколько раз. Недолго, всего пару дней, проездом. Тем не менее, он гулял
по улицам этого города, осматривал достопримечательности, где-то обедал, ночевал в какой-то гостинице, брал извозчика. Вот именно об этом и пишут авторы. По каким именно улицам гулял писатель? Что он видел на тех улицах? В какой гостинице он останавливался и что ел на обед? И самое главное – понравилась ли Вена Антону Павловичу? А венцам Чехов? Читали ли венцы рассказы Чехова, в то время как он гулял по улицам их родного города? На некоторые вопросы авторы нашли ответы. А найденные ответы рождали новые вопросы, и они опять искали ответы. Так появилась книга «Чехов в Вене», в которой собраны разные мелочи, взятые из писем и записных книжек Чехова, из венских газет и из старых путеводителей. А разве найдется такая мелочь из жизни Чехова, которая была бы не интересна?
Мелочи и детали создают сначала образ Чехова-туриста, праздного путешественника. Но писатель, творец, даже и в минуты кажущейся праздности занят той постоянной внутренней работой, которая и составляет суть творчества. И результаты этой работы мы затем видим в его произведениях. В своих рассказах писатель создал новый образ – образ Вены рубежа XIX-XX веков, какой он её увидел.
Хотя об этом городе Чехов знал задолго до своей первой встречи с Веной. В театрах, и провинциальных, и столичных, звучала музыка венских композиторов. В газетах мелькали имена австрийских политиков. В университетских аудиториях звучали имена австрийских ученых. Обывателям Вена казалась прекрасным городом, где под чудесные мелодии вальсов счастливые и нарядные люди жили передовыми интересами общества. Ради этого «европейского мифа» образованные русские непременно стремились совершить заграничное путешествие. Отголоски этого мифа есть в ранних произведениях Чехова. Позднее, когда у Чехова уже хватало собственных европейских впечатлений, в скупых, но точных штрихах проявилась совсем другая Вена, лишенная ореола «европейского мифа».
В тоже время в австрийской столице бытовал обманчивый образ России и русских. «Русский миф» включал в себя русских писателей, Толстого,
Достоевского, Тургенева и, конечно, Чехова, который по мировоззрению и поэтике оказался близок венской литературной молодежи, объединившейся в кружок «Молодая Вена». Читая Чехова, Вена создала собственный образ писателя-современника.
Так что не только об улицах и впечатлениях Чехова рассказывает книга «Чехов в Вене», но и еще очень о многом. Книга вышла в 2018 году. И она пока еще есть в книжных магазинах, в отличие от двух вышеупомянутых, которые стали уже библиографической редкостью. Хотя – есть интернет и электронные версии изданий. Но для меня – это непередаваемое ощущение – когда ты открываешь книгу, переворачиваешь гладкие, скользящие страницы, видишь удивительные фотографии. Рассматриваешь их, словно погружаясь в эпоху.
В этом, очередном Чеховском году, выйдет еще одно издание, которое подготовлено стараниями Ивана Николаевича Панина и его коллег. Коллектив авторов, который работает над книгами о Чехове, уважаем в среде писателей и учёных. Мы – читатели, благодарны им за труд и творчество. О верим в то, что их вдохновение и энтузиазм не иссякнут. А вдруг они что-то ещё интересное узнали об Антоне Павловиче? Очень на это надеюсь и я, и смею заверить – очень многие читатели, которым небезразлична судьба и творчество нашего блистательного писателя.