«Поэзия, которой он занят, – это, конечно же, Поэзия с большой буквы. Его поэзия хранит и свежесть юности каждого человека, и открывает мироздание таким, какое окрыляет и помогает жить. Наверное, потому – что его поэзия живая по своей сути. Она отражает прекрасное. А критерии честности и чистоты безусловны, и иначе поэту нельзя… Написанные им строки хранят самые простые и близкие каждому из нас мысли, в самой легкой, доступной, но прекрасной форме», – так пишет член Союза писателей России Николай Терещук в предисловии к сборнику стихов Константина Спасского «Сердце дальней грозы» (2016).
Верных мыслей верен ход.
Все подсказки наперед
Знаю я. Да что за прок,
Если торжествует рок?
А вершить ошибки ленно,
Уповать, что жизнь нетленна
И пророчества длинны, –
Быть виновным без вины.
Вот уж воистину – талантливый человек талантлив во всем. Константин Спасский – российский актёр театра и кино, поэт, журналист. С 1997 года работал в московских театрах: Комедии, Государственном театре киноактера, антрепризе «Арт-клуб xxi век». И при этом был ещё специальным корреспондентом и писал для газет «Московский вестник культуры», «Вестник баталистов и маринистов», «Кино, театр, телевидение, радио». Печатался в журналах «Новая Немига литературная», «Серебряный дождь». Принял участие в коллективных поэтических сборниках «Книга для чтения», «Часовые памяти», «Все тексты только о любви», «Лауреаты литературных премий», «Эклеры», «22 июня». В кино дебютировал в 1988 году в фильме «Мы и наши лошади». Снимался в фильмах: «Бригада», «Паутина», «Джокер», «Семейный ужин», «Сеть», «Невидимки», «След» и другие.
Достойный послужной список, потому что и стихи достойные.
Он легкие и яркие, прозрачные и очень образные.
И еще, что очень важно, поэзию Константина Спасского легко понять. Как пишет Марина Корчак в предисловии к одному из сборников автора («Окрыление», 2010): «Его стихи просты по форме, их приятно читать. Они рассказывают о вроде бы известном тебе мире, но взгляд на него несколько иной, подчас, неожиданный, но, всегда наполнен чувствами добра, надежды и любви».
Так и получается: автор заставляет читателя задуматься над, казалось бы, простыми вещами, которые мы порой не замечаем в повседневной жизни. Например, в стихотворении из того же сборника «Окрыление» – «Сонет»:
Я шел за тобою
И пел сонет.
В сонете правды
Ни слова нет.
Зачем тебе правда?
Пусть сладкая ложь
Войдёт в твое сердце,
Как ласковый нож.
…и я как прежде
Пою сонет.
Но для кого он?
Тебя уже нет.
А если задуматься, такое происходит со многими прямо сейчас. Мы часто не хотим видеть правду, нам легче улыбаться и слышать ложь, которая не жжёт так и не ранит, как правда. Закрыть глаза легче на ложь, главное – вовремя открыть их, чтобы успеть признаться, ведь потом может быть поздно.
У Спасского довольно много сборников, и в каждом авторы предисловий очень точно характеризуют его творчество. Так, уже упоминавшийся Николай Трещук пишет о книге «Лимонадные зори» (2011): «Читая стихи, можно предположить, что это один из авторов Серебряного века русской поэзии. В некоторых стихах стёрты границы времени… стихи о любви и не только. О душевной боли. О страсти. О войне. О деревне… Автор – актёр, и можно предположить, что каждое стихотворение – сыгранная им роль».
Очень верное замечание, потому что и образы часто у Спасского – театральные – как будто мы с замиранием сердца следим за происходящим на сцене:
И вновь обман
На пол упавший талисман
Разбитый вдребезги хрусталь,
В крови изнеженная сталь…
Так и представляется роковая красавица, несчастная любовь и умирающий идальго. Или умирает прекрасная дева? Но это уже – дело фантазии читателя, которого автор увлекает в свой таинственный мир грёз.
Однако не стоит думать, что все стихи написаны в одном жанре. Есть у автора и обличающие стихи, например, «Высочайший секрет»:
Предстанет царская особа,
Чтоб измарать холёных рук
Землей для дорогого гроба,
Среди высокочтимых слуг.
…а почесть, слава и признанье
Всего лишь плата за обед
Спасти своё предназначенье
И высочайший скрыть секрет.
Константин Спасский в своих стихах лаконично, но ёмко рисует разные образы. Порой они кажутся совершенно реально-реалистичными.
Сборник «Роза ветров» вышел к юбилею автора. В сборнике поэт собрал свои новинки и «бестселлеры». И вновь предисловие написано Николаем Трещуком, и снова по-новому, но с очень точными характеристиками поэта: «Спасскому есть, что рассказать, а нам, что послушать и посмотреть… Подводит ли нынче Константин итог? Надеюсь, что нет… его лира должна звучать и радовать нас, его поклонников».
Окутал небо сладкий дым.
Кураж.
Безделица.
Не заметёт твои следы
Легкая метелица.
…я расскажу тебе слова
О думе страстной.
Пусть пропадет голова
В денёк ненастный.
Мне о тебе любовно петь!
Тебя нет краше!...
Несмотря на разнообразие тем, лейтмотивом практически во всех стихах проходит любовь. Это и любовь к женщине, как в стихотворение «Кураж», и любовь к Родине, и любовь к окружающему миру и просто самой жизни.
В сборнике «Аврора» (2015) главная тема – опять же любовь, вечная тема, которая никого не оставит равнодушным. Любовь у Спасского показана разной: безответной и ответной, и чувствуется что толчком к написанию послужили личные переживания автора, который решил рассказать о своём опыте читателю. О восторженности и робости, о светлых эмоциях, которые захлестывают каждого, когда он любит и любим. «Константину Спасскому можно позавидовать, потому что ему есть чем поделиться с каждым своим собеседником», – пишет Николай Трещук.
Поэт честен с нами – и это чувствуется, потому что на его сроки читатель откликается всем сердцем. Вслушайтесь в эти строки из стихотворения «Признание о полувздохе».
Я расскажу, как без тебя мне плохо.
Мне не хватило вздоха, полувздоха.
Зовущих маяков твоих огней!
Двух слов!
Двух дней!
Двух звёзд восторженного взгляда,
Дыханий яблочного сада…
Все книги автора как будто плавно, легко и изящно перетекают один в другой. Многие стихи написаны о вечном, а многие – в минуты ностальгии о прошлом или мечтах о будущем.