В конце уходящего 2019 года мне не удалось выписать на заповедник научно-популярный журнал Академии наук «Природа». Его теперь не стало в почтовых каталогах, а подписка через единственное место в Интернет выливается в сумму около 16 000 р., что автоматически переводит его в элитарное чтиво для весьма состоятельных людей. В прошлом году подписка обходилась всего в 3000 р. Похоже, что журнал с более чем вековой историей погибает…
А ведь в 70-е годы прошлого века тираж журнала доходил до 75 тысяч экземпляров, читать его было престижно. Фантаст Станислав Лем отмечал, что читает его постоянно. Журнал считался нашим аналогом известнейшего научного издания «Nature», который, вот ведь удивительно, и сейчас процветает и даже является еженедельником. У нас же с началом перестройки, сначала у народа не стало денег на журналы, потом стал угасать интерес к серьёзному чтению. В какой-то степени плачевное состояние наших научных изданий является отражением состояния отечественной науки и отношения к ней народа и власти. Сейчас в научных кругах вообще уже стало непрестижно печататься на русском языке. В кругах высших чиновников, связанных с наукой, также господствует точка зрения о том, что нужно переходить на английский, а русский научный язык – это атавизм, отсюда логично вытекает, что финансировать русские научные издания ни к чему.
Поневоле вспоминаются немецкие орнитологические журналы. Их довольно много – около 15, и только один имеет английскую версию. В других областях знаний, вероятно, такая же картина. Почему немцы печатают журналы на своём языке, ограничиваясь лишь английским резюме? Загадка. Да и испанцы и французы не отстают… И ведь населения в этих странах по отдельности всё ещё меньше чем в России, и английский как правило они знают лучше чем мы. Видимо удовольствие получают от чтения научной литературы на родном языке… Нам же – сторонникам русского космоса – остаётся только, как мантру повторять слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…». Народ, который пренебрегает своим языком, исчезает как таковой.
В XVIII веке М.В. Ломоносов мечтал о русских научных журналах. Его мечта сбылась в XX веке. Теперь же нам снова можно начинать грезить о них и с удивлением вспоминать, как востребованы были в народе какие-то 30 лет назад журналы «Знание – сила», «Химия – жизнь», а многомиллионные тиражи «Науки и жизни» в настоящее время вообще кажутся сказкой... Каждая сколько-нибудь образованная семья выписывала что-то научное, не пугаясь получения в нагрузку какого-то партийного издания. В результате американцы в 60-х не сомневались, что проигрывают научное соревнование СССР. При этом 99% научных статей и книг в самой читающей стране мира писались на русском языке…