О терпении
Бросают многие, себя жалея,
Ко Господу нетерпеливый глас.
Но после смерти будет тяжелее
Услышать от Христа: «Не знаю вас».
Как видно, храбрость воина в сраженьи,
Так лишь во время горестей и бед
Познать возможно истое терпенье,
Живёт ли оно в сердце или нет.
Терпенье – добродетель христианства,
Которая от веры может быть.
Так пьёт больной горчайшее лекарство
И чает поскорей болезнь забыть.
Терпеньем облегчается страданье,
А нетерпеньем множится недуг.
В тяжёлых обстоятельствах роптанье –
Не что иное, как хуленья дух.
Добро и зло, болезнь и смерть – от Бога.
Святое Провидение во всём.
Потерпим здесь мы временно, немного
До возвращенья в горний отчий дом.
О гордости
Что может быть для нас опасней,
Что может сокровенней быть,
Что боле может быть заразней,
Чем гордости надменной прыть?
Начало гордости – незнанье,
Незнанье самого себя.
Рядится гордость в одеянье,
А в самом деле – без белья.
И странно, чем гордиться можно?
Что есть у нас, – Господний дар.
Но кто же мы, сказать несложно:
Сосуд гнилой, трава и пар.
И чем гордиться человеку?
Со всех сторон одна беда:
Здесь грех, тут смерть, соблазны века,
Там страхи Божьего Суда.
Смотри на Господа смиренье.
Тебе гордиться ли, рабу?
И что богатые именья?
Нагим окажешься в гробу.
И сколько сможешь ты различий
Средь множества могил узреть?
Ведь примет ветхое обличье
В земной кровати духа клеть.
Смотри внимательно в начало
И в непременный свой исход.
Ты – прах. Из праха покрывало
Тебя за дверью жизни ждёт.
О смерти
Однажды нам положено уснуть,
Неправедным и праведны елицы.
Чем ближе к смерти, тем короче путь,
Всё далее рождения границы.
Не знаем века нашего конец.
Почившие о Господе блаженны, –
Получат за труды они венец,
Освободившись от бытийной скверны.
Доныне жизнь исполнена бедой:
Сегодня ты богат, убогий – вскоре,
Сейчас ты полон сил, потом – больной,
Теперь ты в славе, завтра же – в позоре.
Наш путь усеян страхами и злом,
Живём в извечной брани с супостатом,
Который ходит рыкающим львом,
Ища, каким бы поживиться братом.
Блуждает смерть невидимой стезёй,
Как зватель наш, за каждым человеком.
Никто не скажет точно, в час какой
Она разрубит связи с этим веком.
Вернуться в землю – каждого удел.
И за столетья не было такого,
Кто мог бы миновать такой предел
И не закончить вдруг пути земного.
А в чём застанет смерть, в том будет Суд.
Для нас кончина – Господом призванье.
Очистим сердца скверного сосуд,
Готовясь к встрече с Богом покаяньем.
О молитве
Скажите, что хранит душевный град
От вражеских лукавых нападений?
Что веры слабой орошает сад?
Что духу лучшее средь угощений?
Что гонит скорби, и печаль, и боль?
Чрез что нам Бог дарует утешенье?
Что солит нашу горькую юдоль?
Что есть духовная основа бденья?
Что слабо и мертво без Бога в нас?
Что от страстей является покровом?
Что быть должно на сердце каждый час,
Повсюду и в согласии со словом?
С мечом молитвенного языка
Одержим над грехами мы победу.
О, как же Божья благость велика!
Он нам позволил с Ним вести беседу!
В Великую Пятницу
Как души грешные к Себе Христос
С любовью призывает непрестанно!
Какой же в нашем сердце злой мороз,
Коль мы не видим Жертвенные Раны?
А Он для нас тогда сошёл с небес.
А Он для нас был плотью во смиреньи.
За нас раздал долги, уменьшив вес
Бесчисленных всех наших согрешений.
За нас бесчестье принял, неприязнь.
За нас к злодеям был причтён последним.
За нас Он, Сыне Божий, принял казнь
С разбойниками на кресте соседнем.
За что мы злобой воздаём Ему?
За что мы чувства любим чёрной масти?
За что мы не хотим прийти к Нему?
За что предпочитаем службу страсти?
А Он зовёт: «Придите все ко мне».
Распят за нас Он до сих пор, поверьте.
Задумайтесь хоть раз о Той Цене,
Какою выкуплены мы у смерти.
О победе христианской
Не против крови с плотью наша брань,
Но против духов злобы поднебесных.
Работающий страсти платит дань
Невидимому войску бестелесных.
Войти в утробу сердца хочет зло
И здесь зачать в соблазне беззаконье,
Чтоб разорить душевный мир зело,
Оставив в нём разбойничье зловонье.
Влагают в сердце вечные враги,
Как будто во влагалище, орудья.
Лишить спасенья нас хотят они
И посрамить пред Божьим Правосудьем.
Чтоб нам сберечься от кровавых встреч,
Дано оружье против супостата:
Святое Слово – наш духовный меч,
Смиренные молитвенные латы.
Не стоит, видит Бог, страшиться нам.
И то, что невозможно человеку,
Возможно всё сказавшему рабам:
«Всегда Я с вами, до скончанья века».*
* Мф. 28:20.
О смирении
И всякий, возвышающий себя,
Смирится. И возвысится смиренный.
Проверь, насколько же душа твоя
Является гордынею плененной.
Ты в ближнем замечаешь ли порок?
А зло, сокрытое в котле сердечном?
А скверный самоценности росток
Ты поливаешь с видом безупречным?
Пред братом низко кланяясь зело,
Бываешь ли ты сердцем непреклонным?
А хмурится ли «чистое» чело,
Как наречёт тебя кто непокорным?
А носишь ли ты шею, словно серп,
Внутри умом же возносясь при этом?
А стелешь Господу ты путь из верб,
Увы, не следуя Его заветам?
И если внутренне всё это так,
То знай, что нет ещё в тебе смиренья.
Ведь Бог наш судит не наружный знак,
А смотрит в сердце Своего творенья.
О зависти
Печаль о благе своих ближних
От гордости ведёт свой род.
Взирает с горестью Всевышний,
Как мы едим сей горький плод.
Поэтому своим же братом
Жестоко Авель убиен.
Того же стала результатом
Иосифа продажа в плен.
Вот так на кроткого Давида
Саул надменный восстаёт,
Аман в мучении от вида
На Мардохеевский почёт.
Но зависть есть не что иное,
Как гордой матери дитя.
Ты умертви её, слепою
Уйдёт и зависть от тебя.
А что Христов смиренный воин?
Считает он грехи свои
И видит, как же недостоин
Безмерной Божией Любви.
О покаянии
О, слёзное святое покаянье!
О, сладкая по Господу печаль!
Как часто губим мы непослушаньем
Духовного имения хрусталь.
Мы губим святость, правду, непорочность,
С охотой ко греху сдаёмся в плен.
Однако мир, покой, отрады сочность
Душа находит среди Божьих стен.
Господь в сердечные стучится двери.
На струнах нашей совести игрой
Остатки будит Он уснувшей веры
И сладкий обещает нам покой.
Через угрозы вечных наказаний
Зовёт Он нас, балованных детей,
Посредством промыслительных страданий
Спасая от погибельных сетей.
Ко Господу встаём непослушаньем,
Сердечною встаём к Нему спиной.
Уходим со своим каким-то знаньем
Мы волею от Бога, не ногой.
Зачем не помним мы, какой ценою
Искуплены от смерти, для чего?
Начнём просить, искать, стучать душою
Мы в двери милосердия Его.
Об осуждении и клевете
Безумен, кто судить посмеет брата,
Ведь этим похищает сан Христа.
Внесут за гробом непременно плату
За слово каждое твои уста.
Рассматривай всегда свои пороки,
Тогда не будешь думать о другом.
Не забывай Евангельские строки
О маленьком сучке в глазу чужом.
И берегись как будто прокажённых
Таких людей, что любят клевету.
О, как же много Богом осуждённых
За эту Ахиллесову пяту.
Как часто видим брата согрешенье,
А он покаялся, как только пал.
О, как тогда опасно осужденье,
Ведь Бог простил его и оправдал.
Как жезлом тело, так душа злословьем
Уязвлена бывает на беду.
Хотя других не знаешь беззаконий,
За это только можешь быть в аду.
О языке
Ничем больше так не грешит человек,
Как злыми своими устами.
Блажен, кто словам помешает побег
Свершить из сердечного храма,
Блажен, кто для них знает меру и вес,
Для уст своих – дверь и запоры!
Как много секретных открыто завес,
И сколько беды и раздора,
Несносной печали, хулы, клеветы
Язык окаянный рождает.
Всё зло это сердце из грешной среды
В избытке своём извергает.
Задумайтесь, могут ли злые уста,
Вкусившие слово гнилое,
С достоинством Тайну Святую Христа
Принять, не лишившись покоя?
Помолимся крепко: «Господь, положи
Храненье устам нашим грешным,
Язык необузданный нам завяжи
Узлом псалмопенья прилежным».
О сердце
Похоже наше сердце на сосуд.
Пустой сосуд удобен к восприятью.
А если страсти с прихотями тут,
То он не будет полон благодатью.
Имеем в сердце веру или нет,
Мы сердцем любим или ненавидим,
Гордимся иль несём смиренья свет,
Порадуем кого-то иль обидим.
Храним прощенье в сердце или зло,
В нём ропот слышен или же терпенье,
В нём страх Господень действует зело
Иль гордого денницы дерзновенье.
Пока поймёшь, увы, пройдут года.
Опустошите сердце вы от мiра,
Очистите от скверны и туда
Божественной любви налейте миро.
Тогда слова все ваши и дела
В избытке сердца явятся иначе,
Разрушится греховная скала,
Господь такого ждёт от нас тем паче.
Об узком пути
Что есть ведущий к вечным благам путь?
Что есть дорога с тесными вратами?
Нельзя ль достичь блаженства как-нибудь
Пространными и сладкими путями?
Нет, путь в ограде Божией верней.
Пространный путь – дорога нашей плоти;
И те, кто выбор сделает на ней,
Окончит жизнь в погибельном болоте.
Здесь потчуют самолюбивый чин,
Здесь нет оплота Божьего закона.
Увы, отсюда путь всегда один –
В долину плача вечного и стона.
У входа в тесный путь положен крест,
А с ним – богатые плоды смиренья,
(Обычные для славных горних мест),
Ведущие в пространство утешенья.
Но узкий путь страданья и теснот
Нельзя увидеть плотскими очами.
А кто его не видит, значит, тот
Его искать не станет со слезами.
Комментарии пока отсутствуют ...