К 120-летию М.В. Исаковского
Михаил Васильевич Исаковский – русский поэт, прозаик и переводчик. Член Союза писателей СССР. Герой Социалистического труда. Лауреат двух Сталинских премий. Награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями.
Его стихотворения полны доброты, задушевного лиризма, глубины мысли и патриотизма. В них есть всё: любовь, грусть, сила и ритм. В творчестве Исаковского воплощены лучшие черты русской поэзии: народность, искренность, простота, социальная значимость. Всем образным строем произведений поэт утверждает радость бытия. Эти милые, очень русские стихи и песни прочно вошли в нашу духовную жизнь. Они легко читаются и запоминаются.
«Стихи у него простые, хорошие, очень волнуют своей искренностью, – писал М. Горький об Исаковском ещё в 1927 году.
Родился будущий поэт 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда Смоленской губернии в бедной крестьянской семье.
Впоследствии он писал: «Я вырос в захолустной стороне. / Где мужики невесело шутили, / Что ехало к ним счастье на коне, / Да богачи его перехватили».
Первое его стихотворение «Просьба солдата» было опубликовано в 1914 году в газете «Новь».
В двадцатые годы М. Исаковский редактирует уездную газету в Ельне, затем работает в смоленской газете «Рабочий путь».
В 1931 году он, будучи довольно известным поэтом, переехал в Москву, где первое время редактировал журнал «Колхозник».
К середине тридцатых годов круг тем и образов в его творчестве становится широким и разносторонним. Уже в эти годы автор становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников. Но прежде всего он тонкий лирик. Его лирику отличает поразительное ощущение прекрасного, замечательное чувство меры, открытость и безупречный вкус. Это неотъемлемая часть души поэта. Его лирические стихотворения дышат упоением жизни. В них звучит задушевная искренность и убедительность.
Он верен принципу, сформулированному ещё Гёте: «Я пою, как птица поёт».
Его стихи настолько мелодичны, так ложатся на душу, что композиторы не могли пройти мимо них. Мы видим, что многие стихотворения Исаковского положены на музыку: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Колыбельная», «Огонёк», «Тропинка», «Лучше нету того цвету», «Дубрава», «Под звёздами балканскими» (композитор М. Блантер), «Каким ты был, таким ты и остался», «Звезда золотая», «Ой, цветёт калина» (композитор И. Дунаевский), «Вдоль деревни», «Провожанье», «Величальная песня», «И кто его знает» (композитор В. Захаров), «Милый мой» (композитор В. Самойлов), «Одинокая гармонь», «Снова замерло всё до рассвета» (композитор Б. Мокроусов), «Услышь меня, хорошая» (композитор В. Соловьёв-Седой), «Зимний вечер» (композитор Б. Терентьев). Это соединение поэзии и музыки очень многогранно.
Мало сочинить песню. Нужно так её написать, чтобы она жила долго и чтобы с каждым годом она казалась нам роднее и ближе.
У каждой песни своя судьба. Одни, не успев родиться, умирают, а другие живут долгие годы. Именно такие песни, созданные в соавторстве с известными композиторами, оставил нам Михаил Васильевич Исаковский. Хорошая песня всегда находит ключ к сердцу человека, надолго закрепляется в его памяти.
Поэзия – вечный, пронзительный и всё проясняющий свет, песня души и сердца, сочетающая в себе силы всех четырёех стихий. Она противостоит жестокости, злу и распаду.
Михаил Васильевич написал много пронзительных стихотворений о Великой Отечественной войне, но, наверное, самое известное и эмоциональное среди них – «Враги сожгли родную хату». Болью отзываются строки: «Враги сожгли родную хату, / Сгубили всю его семью. / Куда ж теперь идти солдату, / Кому нести печаль свою?/ Пошёл солдат в глубоком горе / На перекрёсток двух дорог, / Нашёл солдат в широком поле / Травой заросший бугорок…». Стихотворение с горьким, трагическим звучанием. Нужно только прислушаться к тому, что происходит в душе. В те годы не только семьи теряли отцов и сыновей – часто и самим солдатам некуда было возвращаться. Пронзительная и простая правда, от которой не спрячешься и не убежишь. В этом произведении даётся выход глубокому чувству скорби человека на родном пепелище, у могилы любимой жены.
Эта жизненная драма была знакома многим возвратившимся с войны бойцам. Это были суровые послевоенные реалии, переполненные грустью и отчаянием. Страшная горечь утрат близких и любимых людей вызывает боль. Святая песня! В простых словах – горе народа. Поэт обнаруживает способность всем сердцем переживать чужие беды и горести. Ему удалось совместить эпическое осмысление жизни с лирическим исполнением.
В 1942 году Михаил Исаковский написал стихотворение «В прифронтовом лесу»: «С берёз неслышен, невесом, / Слетает жёлтый лист. / Старинный вальс “Осенний сон” / Играет гармонист./ Вздыхают, жалуясь, басы, / И, словно в забытьи, / Сидят и слушают бойцы – / Товарищи мои…». Любовь здесь представлена как таинственная и необъяснимая сила, заложенная в человеке. Всем доступная и над всем властвующая. Сильные, душевные и не превзойдённые стихи, пробирающие читателя до слёз!
Впоследствии на эти стихи композитор Матвей Блантер сочинил музыку. Простая умиротворяющая мелодия и душевные слова порождают особенное эмоциональное состояние. Стихотворение пропитано духом дружбы и товарищества, а дорога к родному дому, семье ведёт через испытания и войну: «Но пусть и смерть – в огне, в дыму – / Бойца не устрашит, / И что положено кому – / Пусть каждый совершит…»
Напоминание в песне о мирных днях усугубляло драматизм существующего положения: «Пусть свет и радость прежних встреч / Нам светит в трудный час, / А коль придётся в землю лечь, / Так это ж только раз».
В годы военного лихолетья поэт написал стихотворение «Русской женщине», создав в нём образ верной спутницы русского солдата, великой и терпеливой труженицы, на плечи которой легла огромная тяжесть и ответственность: «Да разве об этом расскажешь – / В какие ты годы жила! / Какая безмерная тяжесть / На женские плечи легла! / … Рубила, возила, копала, – / Да разве же всё перечтёшь? / А в письмах на фронт уверяла, / Что будто отлично живёшь».
В стихотворении «Катюша» соединились музыкальность и ясность сюжета. Оно простое по композиции, красивое по языку, отличается особенной лирической проникновенностью. Песня стала поистине народной, она имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений и несёт в себе задушевное, ясное, жизнерадостное настроение. В ней отражён собирательный образ русской девушки, которая переживает разлуку со своим возлюбленным. Стихотворение говорит о её любви и верности ему: «Ой ты, песня, песенка девичья, / Ты лети за ясным солнцем вслед: / И бойцу на дальнем пограничье / От Катюши передай привет…». «Катюша» звучала как гимн, как песня – перекличка друзей. Она стала песней – воительницей, песней – героиней!
Большое распространение получила также песня на стихи М. Исаковского «Огонёк», которую пели и переписывали от руки на фронте и в тылу: «И врага ненавистного / Крепче бьёт паренёк / За Советскую родину, / За родной огонёк». И в наши дни её напев трогает и волнует душу.
В ней заложена огромная патриотическая идея. Тема защиты страны срастается с темой любви, что придаёт стихам особенную теплоту и лиричность.
Эти стихотворения – своеобразный гимн красоте, верности и преданности. Основное внимание здесь сосредотачивается на чувствах и ассоциациях.
Для поэта свят и неприкосновенен высокий смысл дружбы. И как говорили на востоке: любовь – окрыляет, ненависть – даёт силы, а дружба – то и другое».
Навеянное победными мотивами, в 1946 году М. Исаковским было написано стихотворение «Под звёздами балканскими», положенное на музыку М. Блантером. Музыка в этой песне звучит нежно, что дополняет и без того лирические слова: «И под звёздами балканскими / Вспоминаем неспроста / Ярославские, рязанские / Да смоленские места. / Вспоминаем очи карие, / Тихий говор, звонкий смех. / Хороша страна Болгария, / А Россия лучше всех!»
Искорками подлинной поэтичности отличаются его короткие лирические стихи, многие из которых стали популярными песнями («Провожанье», «Берёза», «Зимний вечер», «Прощание», «Любушка» и др.).
Песня «Одинокая гармонь», созданная в содружестве с композитором Б. Мокроусовым, сумела завоевать всенародную популярность. Она живёт и сегодня, волнуя самые сокровенные струны души: «Снова замерло всё до рассвета – / Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь, / Только слышно – на улице где-то / Одинокая бродит гармонь: / То пойдёт на поля, за ворота, / То обратно вернётся опять, / Словно ищет в потёмках кого- то / И не может никак отыскать…»
Образ Родины присутствует во многих его произведениях. Так, стихотворение «Родное» наполнено любовью и восхищением родными местами, деревней Глотовка, в которой прошли его детские и юношеские годы, где ему знаком каждый двор, каждое дерево и куст. Здесь он бегал по лесным дорожкам, собирал орехи и весело гонял гусей во дворе: «Сыплет спелые орехи / Мне орешник в кузовок. / Лес рябиновые вехи / Расставляет у дорог… / Гусь степенный в луже моет / Свой гусиный красный нос… / Всё моё, и всё родное, / Чем я жил и где я рос».
Читается буквально на одном дыхании. Автор находит свежие, сочные краски для описания родной земли: «Отходили своё, отгуляли метели, / Отшумела в оврагах вода. / Журавли из-за моря домой прилетели, / Пастухи выгоняют стада…» (« Весенняя песня»).
Эти стихи – восторг души, который автор не может скрыть. Мы видим, что простота и непосредственность повествования, безыскусственность языка составляет особенность его художественного почерка. Любовь к Родине для него святое, сыновнее чувство.
Стихи о природе самым теснейшим образом связаны и как бы являются частью продолжения стихотворений о Родине. В природе поэт черпает творческую силу, видит источник вдохновения. Картины природы насыщены глубоким содержанием душевной жизни поэта. В них звучит ощущение животворящей силы окружающей природы, её красоты. Стихи наполнены любовью и гармонией. Всему есть место в этих прекрасных стихотворениях: красоте земли, сердечным переживаниям: «Не жаркие, не летние, / Встают из-за реки – / Осенние, последние, / Останние деньки. / Ещё и солнце радует, / И синий воздух чист. / Но падает и падает / С деревьев жёлтый лист…» («В дни осени»).
М. Исаковский не позволяет себе духовной распущенности, глумления над историческим прошлым своего народа. Главное в его творчестве – тема патриотизма.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к Родине, гордость за неё, желание защитить и сохранить, приумножить славу и силу страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью земли, на которой рождён и вырос.
Михаил Исаковский – автор поэтических сборников: «По ступеням времени», «Взлёты», «Четыреста миллионов», «Провода в соломе», «Провинция», «Мастера земли», «Стихи и песни», «Наказ сыну», «Здравствуй, Смоленск», «Избранные стихи и песни», «Стихи и песни» и поэм: «Четыре желания», «Поэма ухода», «Любовь и картошка» (не завершена) и др. А всего им написано около 250 стихотворений.
По словам А. Твардовского: «Михаил Исаковский один из самых любимых поэтов нашей родины. Его поэзия давно уже занимает большое и бесспорное место в духовной жизни самых широких слоев нашего народа».
Михаил Васильевич Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
«Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна».
(«Летят перелётные птицы»)