«Суд праведен судите, и милость и добро творите каждый к ближнему своему, и вдов, и сирот, и странствующих, и убогих не обижайте, и неприятности, которые были от братьев ваших, забудьте»
Книга пророка Захарии, глава третья
Память образа Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Святая Церковь ежегодно совершает 7 февраля. В честь этого почитаемого образа Божией Матери освящены престолы храмов в Москве и Московской епархии, во многих городах и обителях православной России. Главный образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Утоли моя печали», мы можем видеть в Никольском храме при Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете.
Название иконы
«Утоли моя печали». Откуда повелось это удивительное и трогательное название богородичного образа? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Для иконы, о которой мы ведём речь, самое близкое соответствие находят в следующей богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо человеком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». В богослужение ради этой иконы стихира входит в качестве тропаря.
Очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но, всё-таки в такой форме, название данного образа далеко от начального. На самых старых списках надпись иная – «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной из гравюр того времени её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».
«Утолимая» означает утоляющая, укрощающая. Богородицу просят утолить, то есть ослабить, а еще лучше удалить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. Мы читаем её на свитке, который держит в руках Младенец-Христос. «Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».
Это фрагмент Священного Писания – начало третьей главы книги пророка Захарии, причем извлечённый из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и в современных изданиях, это место читается по-другому, – ясное доказательство того, что икона из церкви святителя Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений – Пролог. С них начинается помещённое на 5 сентября «Слово пророка Захарии к немилостивым князем». Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается еще более: «Утолимая» – удаляющая жестокость «немилостивых князей», гордых завоевателей. В нём выразилась боль и мольба простых людей, страдавших от непрестанных насилий и грабежей многочисленных завоевателей и немилостивых князей…
Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло позднейшее – «Утоли моя печали».
Иконография и история
Образ «Утоли моя печали» встречается в нескольких изводах. Божия Матерь представлена обращённой то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток с текстом в руках Богомладенца – обязательная деталь иконы.
Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в храме белорусского города Шклов (ныне Могилевская обл.). После штурма города войсками государя Алексея Михайловича казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города и привезли в Москву редкие для Великороссии иконы. Их, как и всякую другую святыню, с особенным тщанием собирала царская семья.
И не случайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви свт. Тихона Амафунтского на Арбате – близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Как пишут авторы прошлого века, эта икона была издавна известна всей Москве и привлекала к себе обремененных житейскими скорбями. Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы». Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список образа.
Другая икона с того же времени находилась и в церкви свт. Николы в Пупышах, рядом с которым располагалось казачье подворье. По причинам, о которых скажем, эту икону убрали на колокольню. Она была надолго забыта, пока некий чудесный случай не послужил её новому открытию.
Явление образа
Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих. После долгих и горячих молитв однажды во сне боярыня увидела Матерь Божию с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в конкретный храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм свт. Николы в Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие образа уже давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери еще не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» – и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершённого перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.
Этот рассказ изустно передавался в Москве до конца девятнадцатого века, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». По устным преданиям всегда бывает трудно определить время описываемых в них событий. По каким-то догадкам, в этой первой публикации чудесное явление иконы отнесено ко второй половине XVIII века…
Дым Отечества
Столетие между 1655 и 1760 годами известно борьбой властей с иконами, написанными до никоновской реформы. Время от времени учинялись кампании по их «исправлению» или изъятию. Поскольку в Москве таких икон было много, и заменить их в короткий срок было невозможно, то более поздние распоряжения епархиального начальства предписывали просто «исправлять» перстосложение. В последние же годы царствования Петра I подозрение распространялось на любые новопрославленные в народе иконы. Указ Синода от февраля 1722 года предписывал отбирать из церквей, часовен и домов иконы, оглашаемые чудотворными, и помещать их в ризницы кафедральных соборов.
Как могли сказаться на судьбе нашей иконы эти события? Возможно, ответ даёт сравнение её известных списков между собою. На разных известных иконах этого типа Божия Матерь смотрит то влево, то вправо. Её пальцы, то прикасаются к пречистому лику, то сложены в молитвенное положение. Когда в Москве происходила ревизия икон, написать храмовый образ с двуперстным сложением было невозможно. И иконописцы делали всё, что могли сделать, не кривя душой: один из них наполовину скрыл ладонь, так что жест вроде бы остался, но смысл его был понятен только знающим; на иконе с Арбата левая рука Богородицы почти полностью закрыта бисерной ризой. И сделано это явно с намерением: даже сплошные ризы на иконах Богоматери всегда оставляют открытыми лицо и обе руки.
Таким образом, история чудесного явления иконы в первопрестольной, давно известной на Могилевщине, скорее всего относится к петровскому времени, когда старые иконы изымались из церквей. Среди опальных икон могла оказаться и икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали», запрятанная на колокольню отнюдь не по причине ветхости.
***
Сегодня все те внешние вещи, на самом деле не имеющие к вопросам истинности веры серьёзного отношения, ушли в прошлое, оставив лишь горькие исторические воспоминания и след на святых образах.
В 1930-е годы храм Святителя Николая в Пупышах был разрушен, а икона перенесена в Николо-Кузнецкий храм. С того времени она находится в северном приделе, освящённом святителем Филаретом Московским, который часто совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы – супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.
Не прекращается поток богомольцев к чудотворной иконе. А в свой праздник чудесный образ Пречистой соберёт их особенно много.
Комментарии пока отсутствуют ...