Осенённые Осенинами…

1

6660 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 127 (ноябрь 2019)

РУБРИКА: Событие

АВТОР: Кан Диана Елисеевна

 

Всероссийский фестиваль «ОСЕНИНЫ», прошедший в Татарстане, отметил сразу два юбилея – 20-летие образования Татарстанского отделения Союза российских писателей. И 10-летие выхода в свет литературно-художественного журнала «Аргамак-Татарстан». Фестиваль прошёл сразу в двух городах Татарстана. Стартовал в «татарстанской столице музеев» – Елабуге. А завершил работу в столице отечественного автопрома Набережных Челнах. Три насыщенных фестивальных дня, несколько десятков творческих встреч, круглых столов, литературно-музыкальных вечеров, писатели со всей России – всё это фестиваль «Осенины», ставший масштабным, зрелищным, концептуальным и впечатляющим по охвату аудитории действом… Поневоле в ходе фестиваля появляется мысль, как славно было бы, чтобы он стал регулярным. Аналогичная мысль, ещё до того, как она была озвучена с высокой трибуны, пришла в голову, оказывается, не мне одной. Именник гостей фестиваля впечатляет не только персонами, но и географическим охватом. Председатель Правления Союза российских писателей, прозаик Светлана Василенко (Москва). Генеральный директор Болдинского государственного Пушкинского музея-заповедника Нина Анатольевна Жиркова (Нижегородская область). Попутно замечу, что Нина Анатольевна привезла на «Осенины» строгое дыхание пушкинского Петербурга, откуда приехала с Всероссийского форума пушкинистов, привезя в подарок Елабужскому музею-заповеднику графические работы петербургских художников на Цветаевскую тему… Был среди гостей секретарь Правления Союза писателей России Константин Васильевич Скворцов (Москва). Прозаик из Новосибирска Пётр Юрьевич Муратов. Главный редактор замечательного журнала «Литера» Сергей Африканович Щеглов приехал из Йошкар-Олы. А именитый российский лермонтовед Нина Павловна Бойко (Пермь) приехала на «Осенины» прямо с Всероссийского литературного форума «Золотой Витязь» и привезла с собой весомую награду – Серебряного Витязя! Прозаик и издатель Сергей Грачёв (Москва). Цветаевед Галина Алексеевна Данильева представляла известный московский Цветаевский дом-музей в Борисоглебском переулке. Владимир Викторович Макаренков (Смоленск) представлял Смоленское отделение Союза российских писателей. Поэт Евгений Ростиславович Эрастов (Нижний Новгород), один из лауреатов Международной Цветаевской премии. Московская поэтесса Инна Валерьевна Лимонова, про которую следует сказать особо. С Инны Валерьевны когда-то началось возвращение памяти Марины Цветаевой в Елабуге. Инна Лимонова убедила генерального директора банка «Континент» Леонида Онушко выкупить особняк, который её стараниями превратился в культурный Центр имени Марины Ивановны. Теперь здесь находится музей Цветаевой. Отпевание Марины Цветаевой в Покровской церкви также было также достигнуто стараниями

Инны Лимоновой, которой пришлось для этого обратиться к патриарху Алексию.

Однако продолжим именник гостей фестиваля «Осенины», среди которых выдающийся литературный критик Вячеслав Дмитриевич Лютый (Воронеж)... Писатели, поэты и деятели культуры Татарстана – драматург и заместитель главного редактора журнала «Аргамак-Татарстан» Александр Воронин, поэты Галина Булатова, Эдуард Учаров, Вера Хамидулина, Светлана Летяга, Олег Лоншаков, Светлана Попова, Ольга Левадная, художница Люба Сивко… и многие-многие другие деятели культуры Татарстана, которые были не столько гостями, сколько радушными хозяевами «Осенин», помогая организаторам фестиваля. А вот организатором блестяще прошедшего фестиваля выступил знаменитый Елабужский государственный музей-заповедник во главе со своим генеральным директором Гульзадой Ракиповной Руденко и её отлично организованной командой сотрудников-единомышленников и больших подвижников отечественной культуры и культуры Татарстана.

 

Прологом «Осенин» стал тур гостей по музеям Елабуги. Елабуга сегодня не просто экономически свободная и успешная зона, где добывают редкую – девонскую! – нефть. Елабуга – конгломерат музеев, которых в городе пока что шестнадцать! Пишу «пока что» по той причине, что из года в год Елабуга прирастает новыми экспозициями. Дом-музей великого художника Шишкина, уроженца Елабуги, отец которого известен как елабужский градоначальник, построивший едва ли не первый в России водопровод. Дом-музей кавалерист-девицы Надежды Дуровой, которая после своей воинской службы жила в Елабуге и во время своего елабужского житья стала заниматься литературной деятельностью, состоя в переписке с самим Пушкиным.

Нам подарили встречу с красавицей Камой, которая, как утверждают многие в Татарстане, вовсе не есть приток Волги, потому что в месте слияния Камы с Волгой – Кама гораздо шире Волги. То есть, как утверждают некоторые в Татарстане: это Волга, по сути, является притоком Камы. Могу не соглашаться с этим утверждением при всём моём уважении к великой Каме, но одно неоспоримо: Кама прекрасна! Это древнейшая река-труженица, река-сказительница, и, наконец, она просто красавица… На её высоком берегу стоит уникальнейший памятник архитектуры домонгольского периода истории нашей страны – Чёртово городище, с которым связано множество легенд и преданий. Оно помнит железную поступь Тамерлана и других завоевателей! А недавно рядом с Чёртовым Городищем выросла статуя огромного Дракона, который по преданию, является хранителем этих мест. В народе эту статую называют Автоген-ака!

 

У памятника великому врачу Бехтереву - уроженцу Елабуги.jpgКонечно, никак не могли мы минуть в Елабуге Дом памяти и литературный дом-музей Марины Цветаевой, чьи Международным Чтения собирают в Елабуге цветаеведов всего мира. Гости фестиваля возложили цветы к могиле Марины Ивановны. А также к её красивому памятнику, что стоит в самом центре Елабуги – на площади имени Марины! Посетили мы и дом-музей великого врача Бехтерева, также урождённого елабужанина. Музей-портомойню, музей-трактир…

Музей-трактир, где гостей потчуют блюдами татарской и русской национальных кухонь, заслуживает отдельного разговора. Там на почётном месте красуется РЮМКА-МУХА, с которой связана ещё одно легенда Елабуги. Рюмочка маленькая совсем, с половину женского пальчика, за размер и прозвали мухой! Когда Пётр Первый, дабы улучшить наполнение казны, издал указ, чтобы народ в трактирах не только ел, но и активно употреблял спиртные напитки, то обязал трактирщиков первую «разгонную» рюмку посетителям наливать бесплатно. Елабужские трактирщики смекнули, какими убытками может обернуться для них это нововведение царя, ведь в те времена обычная рюмка была объёмом не менее, чем половина стакана. И вот елабужские трактирщики, дабы не разориться, изобрели рюмку-муху, её и наливали посетителям бесплатно первой. Ну а поскольку всегда найдутся охочие до халявы граждане, то иные елабужские любители выпить на халяву просто курсировали от трактира к трактиру и всюду «принимали на грудь» вот эту первую бесплатную маленькую рюмочку-муху. Отсюда в России явилось известное всем выражение – ходить под мухой! Это крылатое выражение тоже родом из Елабуги! Ныне рюмка-муха запатентована и очень востребована многочисленными туристами в качестве красивого сувенира. Хотя стоит недёшево – 500 рублей малюсенькая рюмочка!

 

Выступает руководитель отдела Аппарата Администрации Президента Татарстана Рустем Бадретдинов.jpg…Официальная церемония открытия Всероссийского фестиваля «Осенины» состоялась в новом концертном зале. Её провели заместитель гендиректор Елабужского музея-заповедника Александр Деготьков и главный редактор журнала-юбиляра «Аргамак-Татарстан», председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей, поэт Николай Алешков. На этом вечере Председатель правления Союза российских писателей Светлана Владимировна Василенко вручила награды Союза российских писателей писателям Татарстана. А завотделом Аппарата Президента Республики Татарстан Рустэм Бадретдинович Гайнетдинов наградил писателей почётными грамотами Министерства культуры Республики Татарстан. Я очень благодарна Министерству культуры Татарстана за то, что одну из трёх таких грамот вручили мне!

В программу фестиваля устроители включили посещение Набережных Челнов и, конечно, Краеведческого Челнинского музея, где недавно открылась выставка к юбилею автогиганта КАМАЗ. Замечательная выставка, пронизанная духом комсомольского романтизма и юного созидательного порыва…Также писатели посетили несколько социальных объектов в Набережных Челнах. Нас всех поразил инновационный детский садик «Батыр». Войдя в него, хочется никогда не взрослеть и попросить в этом садике политического убежища. Замечательный бассейн, всевозможные игровые комнаты для изучения народного быта, постижения грамотности, правил дорожного движения, детский театр, этнографический музей… К садику «Батыр» приписано 500 детишек. Я не удержалась и спросила, какова родительская плата за ребёнка в этом саду. Оказалось, что четыре тысячи рублей…Московский писатель Сергей Грачёв, который часто по роду своей литературной работы выступает перед детьми в детсадах Министерства обороны России, заметил, что даже детсадам Министерства обороны России, право, далековато по оснащённости до детсада «Батыр»!..

 

…Восхищаясь грамотной организацией фестиваля, воздавая должное таланту и такту его устроителей, зрелищности мероприятия, я тем не менее выделю, быть может, не самый публичное и зрелищное мероприятие фестиваля. А именно Круглый стол по вопросам литературы, прошедший в Музее Серебряного века (директор Андрей Иванов). Это было мероприятие не столько для публики, сколько для писателей. Именно в ходе таких совместных «мозговых корпоративных штурмов» происходит сверка часов и уточнение системы координат того, что мы называет литературным и журнальным процессом. Мероприятие, сколь острое по дискуссионности, столь же и нужное-важное-насущное. Ведь литературный процесс – не только сцена и публика! Участники Круглого стола высказывали самые разные мнения и предлагали самые разные пути решения современных проблем журнального и литературного процесса. Каждое такое мнение – дорого, концептуально, необходимо! Как наглядное явление того, что проблемы современных литературных журналов могут и должны быть успешно решаемы – журнал-юбиляр «Аргамак-Татарстан». Пример того, что и в наше, казалось бы, не самое литературное, время, подняв журнал с нуля, его в течение всего 10 лет можно сделать явлением современной литературы в масштабах России. Конечно, за что надо выразить благодарность главному редактору журнала – поэту Николаю Алешкову, обладающему не только талантом поэта, но и не менее редким качеством, которое непременно должно быть присуще главному редактору. Умением собрать под одну журнальную обложку самых разных авторов. И переформатировать все априори неизбежные, индивидуальные центробежные силы в силы центростремительные. Стремящиеся к одной-единственной цели – быть всегда интересным читателю!

 

Фото Дианы Кан и Натальи Берестовой (Елабуга)

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов