Тема пути имела большое значение в поэзии В. Дударева: пути, усложнённого зигзагами поиска – ключевого, корневого смысла, определяющего реальность; и если слово «лабиринт» не возникало в движение строчек, то он подразумевался: хитро устроенный, необходимый, уж коли вышло идти сквозь жизнь…
Валерий Дударев многое познал в жизни, словно специально наращивая слои опыта, каждая крупица которого должна отливать золотом, ибо опыт поэта превращается в стихи.
Дударев работал сторожем, дворником, каменщиком, бетонщиком, валил лес в Якутии, был архивистом, редактором: словно ничто не могло насытить его интерес к жизни, утолить жажду познать максимально возможное изо всего, что она предлагает.
Стихи Дударева живописны: недаром первое стихотворение, написанное им в десять лет, было связано с хрестоматийной и такой красивой картиной Грабаря «Февральская лазурь»…
Краски, собранные из кропотливого постижения яви, Дударев клал свободно, сильно, весомо:
Есть высшая доля:
однажды,
Всю жизнь отложив на потом,
Пойти одиноким, миражным,
Проселочным, диким путем.
Но в той навалившейся доле,
Когда опускается мгла,
Есть счастье добраться до поля,
Увидеть, как дремлет ветла,
Печальную кликнуть старуху
В глухом, в незнакомом селе,
Свою разделить с ней краюху
На этой вечерней земле…
И доля родной земли, столько пережившей, входила в состав его поэзии, бесконечно обогащая её, делая полнозвучной и полнообъёмной.
Попытка псалма завершалась метелью, в которой замирала торжественная ель; жизнь плескалась и играла, превышая меру – и безмерность ранней смерти, важной для человека, становилась безразлична для стихов, готовых продолжать бесконечную дорогу, уже без автора, оставляющего юдоль ради будущих перспектив.
Комментарии пока отсутствуют ...