С опорой на традиционные ценности

5

364 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 182 (июнь 2024)

РУБРИКА: Критика

АВТОР: Полякова Евгения Васильевна

 

Обзор журналов «Московский вестник №1, 2024 и «Великороссъ» №1, 2024

 

Первый номер журнала «Московский вестник» за 2024 год продолжает знакомить читателя с произведениями современных российских авторов. Во вступительном слове Главный редактор И. Ю. Голубничий напоминает о прекрасном наследстве, оставленном нам советской литературой: «уважение к языку, ориентированность на развитие классической традиции, сохранение нравственно здоровой атмосферы в пространстве литературы». После долгих попыток повернуть русскую литературу на путь, противоречащий государственным, национальным и бытийным интересам, Россия возвращается к своим настоящим истокам. Важнейшая задача писателей – возрождать общенациональный духовный процесс с опорой на традиционные ценности, уважение к своей истории и к многонациональному единству.

 

Открывает сборник подборка стихов Константина Белого из цикла «Русь исконная». В центре внимания поэта-москвича не шумные большие города, а заповедные места русского Севера: «потаённый лес», «Милая Вологда», «Молога», «Град-батюшка Псков», «Тула». По мнению поэта, «Руси исконной / Источник жизни вечной тут».

Другой источник жизни в самом прямом, а не метафизическом смысле ­– подвиг наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне. В очерке «Война дяди Филиппа» Борис Кузнецов рассказывает о ратном пути своего дяди Филиппа Ефимовича Торгунакова. Боевой офицер, высокообразованный человек, Борис Садокович Кузнецов очень требователен к себе как к историку и прозаику: «Имею ли я право писать о том, что не пережил сам, не был участником тех событий?» Жизненный и писательский опыт автора, безусловно, позволяет положительно ответить на этот вопрос. При подготовке очерка Борис Кузнецов опирался на обширный исторический материал: письма Филиппа Ефимовича, архив полка, в котором он воевал, рассказы бабушки и матери. В очерке удивительно сочетаются документализм, добросовестность историка и эмоциональность, глубокий психологизм повествования. История боевого пути Филиппа Торгунакова уникальна, как жизнь любого человека, но и типична для целого поколения советских людей, отдавших свои жизни в боях за Родину.

По контрасту с предыдущей публикацией стихи Анны Ретеюм – «Тишиной заветною дышу я» – прекрасный сон, мечта о несбыточном: «Люди должны жить на воле, / Плавать в спокойных волнах…». Поэт черпает вдохновение в каждом проявлении жизни природы: красоте пейзажа, игре светотени, дуновении ветра. Для автора в окружающем мире нет мелочей, каждая травинка достойна портрета, каждый запах и звук – лишь отдельная нота в полотне дней. Задача поэта – «схватить красоту», хотя непрерывно меняющийся мир не спешит «возвращаться в слова».

Три рассказа Сергея Луконина – три повести о любви. Первая – трагичная, расстрелянная войной, вторая драматичная, а третья светлая, полная надежды. Любовь в понимании писателя – дар судьбы и одновременно нежный цветок, который легко сломать, уничтожить. Любовь и музыка переплетены в сознании автора. Невольно вспоминается пушкинское: «…Одной любви музы́ка уступает, / Но и любовь – мелодия!» У каждого рассказа своя музыкальная основа: «Турецкий марш» Моцарта, «Синий троллейбус» Б. Окуджавы и романс Рахманинова «Сирень». Три повести о любви звучат как три части одной симфонии. Пафос этого музыкального произведения очевиден: любовь побеждает смерть.

Поэт Николай Соляник – уроженец земли запорожской. Его стихи под общим названием «Я у тополя дальнего…» корнями своими тесно связаны с Украиной. Это и память о земле предков («Мой предок»), о днях юности («Мелитопольский вальс»). Это и напевность стиха, заставляющая вспомнить украинские песни («Я у тополя дальнего…»), и душевная боль за судьбу родителей, очевидно, живущих на Украине («Свет обители»). Какое ещё нужно доказательство, что мы один народ, насильственно разъединенные части единого Русского мира? Поэт разрываем внутренними противоречиями: «Где растут мои осины. (Не дождусь от них привета)?» В стихах Николая Соляника нет ни слова о политике. В них слышится боль немолодого уже человека, подводящего итоги жизни: «Не могу жить, как хочется, / Но и жить как не хочется, /тоже ведь не могу».

Маленькую повесть Евгении Позиной «Дачницы» можно назвать образцом «дамской прозы» только с известной долей иронии. В центре внимания автора четыре женщины, их взаимоотношения, истории становления в жизни и в профессии. Название «Дачницы» явно перекликается с «Дачниками» М. Горького, но как же далеко ушли героини Е. Позиной от персонажей горьковской пьесы! Они умны, образованны, успешны, ведут глубокие философские беседы, тонко шутят. Они вовсю пользуются возможностями, которые предоставляет женщинам современная жизнь. Героини повести вполне самодостаточны, но между строчек сквозит чувство неудовлетворённости. Автор ищет ответ на вопрос: может ли слишком умная и независимая женщина быть счастливой или «многая знания умножают скорбь»? Ответ читателю предлагается найти самому.

Стихи Василия Ловчикова под общим названием «В обьятия романсов» звучат мощным контрапунктом к предыдущей публикации. Сколько в них молодой энергии, здорового оптимизма! Поэтика В.Д. Ловчикова не громогласна, в ней не трубят фанфары, его образы светлы и лиричны. Я бы сравнила их с музыкой Рахманинова по силе и глубине поэтического чувства. Стихи В. Ловчикова – удивительный сплав поэтического мастерства, житейской мудрости и высокого патриотизма, лучшее средство от депрессии «в минуту жизни трудную».

 

Проза Юлии Кара вторит поэзии В. Ловчикова. Она о том, что в основе жизни лежит любовь. Именно она управляет судьбами героев двух рассказов. Истории, в общем-то, очень житейские, узнаваемые, насыщенные бытовыми подробностями. Однако поскольку герои рассказов – люди искусства, певец («Хрустальный дом») и художник («Мастихин»), автор смотрит на всю «любовную неразбериху» чуть сверху, избегая малейшей пошлости и натурализма. Оба героя, переживая любовную драму, вырастают как творческие личности, набирают новую высоту, каждый в своём искусстве.

Три рассказа Марка Казарновского тоже о любви, точнее, о её градациях от нуля до единицы. В первом рассказе «Старая собака» этот показатель варьируется от прохладного уровня в результате размолвки между супругами до некоторого потепления от встречи с собакой, а затем резко падает до нулевой отметки, до запредельной «нелюбви», наводящей ужас. «Револьверчик» – истории из послевоенной юности с дорогими сердцу писателя подробностями – вроде бы тоже «о страшном». Общее ужесточение нравов, вызванное прошедшей войной, накладывается на обычное жестокосердие подростка. Третий рассказ «Пёс» – образец тонкого антропоморфизма – подводит итоги размышлениям автора, оказавшегося в эмиграции. Как могло произойти, что сытая благополучная Франция оказалась заражена всеобщим равнодушием, теплохладностью, и нет в ней приюта ни людям, ни собакам? В отсутствии любви жизнь теряет свой основной смысл, превращается в бездушный симулякр.

Поэзия Вячеслава Соломова – попытка умного, тонко чувствующего человека осмыслить происходящее вокруг. Поэт, при всей его лиричности, не смотрит на мир через розовые очки: «Я знаю, что действительность сурова». Автора тревожит искажённое духовное состояние мира («Кривые зеркала», «Не спешите окрашивать стены»). Но поэт верит, что «божественное вдохновение» оправдывает «основное желание – жить».

Раздел «Семейное чтение» посвящён Круглому столу «Сказки и их значение для подрастающего поколения», прошедшему в МГО СП России. Своими мыслями на эту тему на страницах сборника поделились директор ГБУ КО РЦ «Доверие» С.Н. Дробышева, педагоги-психологи Т.М. Земская, Е.В. Билозор, социальный педагог Н А. Маркина, психолог М.В. Кисилёва, писатель Н.Ю. Риттина, писатели и общественные деятели И.Н. Панин и П.К. Рожнова.

Вполне логично, как практическое воплощение выводов Круглого стола, смотрятся сказка Татьяны Коти «Принцесса Чайная роза» и три сказки-миниатюры Людмилы Максимчук из авторского цикла «Порядок вещей».

В разделе «Критика, литературоведение» Анастасия Борискина исследует психологический портрет русского солдата (на примере романа А. Фадеева «Разгром»).

 

Журнал «Великороссъ», по слову главного редактора И. Ю. Голубничего, продолжает создавать единое литературное пространство в системе координат великой многонациональной России.

Открывается номер эссе Н. Карташова «Синий Магистр. Штрихи к портрету Януария Неверова». К сожалению, данная публикация стала прощальной, последней для Николая Александровича Карташова, писателя, учёного, общественного деятеля. Внезапный уход из жизни полного сил человека стал большой утратой для нашей литературы. Из номера в номер Н. Карташов публиковал свои исторические исследования о выдающихся деятелях России XIX века. Планомерно, с большим тактом и вкусом Н. Карташов возвращал в культурный оборот полузабытые, а то и вовсе неизвестные широкому читателю имена. Перед нашими глазами как живые вставали люди, которые за два века до нас искали пути развития России, честно трудились в самых разных областях на благо своей Родины. Это ведь так важно: ощутить свою духовную связь с прошлыми поколениями, протянуть им руку из дня сегодняшнего! Публикации Н. Карташова помогали ощутить грандиозный духовный, культурный фундамент, на котором зиждется российская государственность, понять, куда нам двигаться дальше. Н.А. Карташов присоединился к сонму славных имён, которыми может гордиться Россия. Вечная ему память, низкий поклон!

«Когда мир раскалывается пополам, трещина проходит через сердце поэта». Это выражение Генриха Гейне в полной мере можно отнести к творчеству Николая Глумова. Сердце поэта действительно тяжело ранено и крушением старого, привычного мира («Зачем моя память Союз не забыла?!»), и неудовлетворенностью собственными поэтическими опусами: «…не могу, не умею, / Я к этому, правда, привык». Да ведь это же верный признак таланта, честного художника! Посредственностям такие мучения не знакомы. Поэт пытается заглушить боль иронией, самоиронией и возлияниями в одиночку и с друзьями. Иногда собственный поэтический дар воспринимается как несчастье, от которого хочется избавиться, убежать. Но нет, совесть поэта и гражданина не позволяют. Приходится переквалифицироваться в «Советского дворника», «Только русской жизни мякоть/ На зубах перетирать».

Контрастные ощущения вызывает поэзия Виты Пшеничной. В её стихах также чувствуется и глубокий ум, и жизненный опыт, и боль за происходящее вокруг. Вот только выход поэтесса нашла совсем в другом: в вере, в молитве. «Если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф, 6:22). Так и происходит: «В нём уютно, тепло, в нём всё – мило, / И всё – свято».

В рассказе «Носки с Ван Гогом» Евгения Полякова (автор этого обзора) рассуждает о пределах допустимого в использовании произведений литературы и искусства в массовой культуре, об истинном и ложном в искусствоведении. Е. Полякова задаётся вопросом: как противостоять вездесущей пошлости, как воспитать в молодом поколении вкус и понятие этических норм, не теряя при этом живой связи с молодыми людьми? В рассказе нет готовых рецептов, автор приглашает читателя поучаствовать в поиске ответов на эти важные вопросы.

Поэзия Александра Осыкова – «символ веры» настоящего русского патриота. История семьи, картины жизни малой родины, мысли о ценности родного языка, об истоках духовной силы русского народа – основные темы поэта.

Стихи Анны Кошминой переливаются как драгоценные камни. В них красота человеческих чувств и красота природы переплетены в единую волшебную картину: «Очаровано сердце! Взволнованно дышит/ Ароматом садов в золотом полусне…» Пенье райской птицы, «искусство для искусства»? Не только! Поэту небезразлична судьба Родины, а главное, есть ясное понимание, как достичь её благополучия: «Служить Отчизне, чтить свой род / И Богу быть всегда угодным…».

Василий Поляков – ещё один из постоянных авторов «Великоросса», чья публикация в данном номере «Скрипичный концерт Ридинга» – прощальная. Писателя не стало, когда номер ещё находился в печати. Когда читаешь художественный текст, зная, что автора уже нет в живых, строчки приобретают дополнительную, «инаковую» ценность. Воспоминания автора о счастливом детстве, о тёплой, творческой атмосфере, царившей в родной семье, помогают понять истоки таланта писателя. А неожиданный эпизод во время урока музыки выливается в глубокий, профессиональный анализ сложного музыкального произведения. С уходом таких авторов, как Н. Карташов и В. Поляков, понимаешь, какой огромный пласт культуры держался на их плечах, как много они сделали для сохранения русской культурной традиции. Сберечь это богатство и передать его дальше – наша задача.

Поэма Валерия Бокарева «Сент-Экз» – удивительное стихотворное приношение величайшему гуманисту, гордости французского народа Антуану де Сент-Экзюпери. Казалось бы, довольно неожиданный выбор темы для современного русского поэта. «Что он Гекубе, что ему Гекуба?» Однако именно фигура французского мыслителя, борца с фашизмом позволяет понять, до каких высот духа поднималась Европа и как низко падает она сегодня. Поколение советских людей, воспитанное на «Маленьком принце», с горьким удивлением отмечает, что от прежних «Звёзд Принца – маяков вдали» не осталось почти ничего. Но автор знает, что «…есть народ, не раз он всех спасал… Он явится фашизму катастрофой».

 

Совершенно особняком в ряду произведений этого номера стоит повесть Дмитрия Игнатьева «Консумент высшего порядка». Выбор темы – Специальная военная операция – очень понятен для журнала с названием «Великороссъ». Автор – представитель молодого поколения литераторов, да ещё и пишущий в жанре научной фантастики. Это во многом определяет язык и систему образов повести. Речь идёт о принципиально новом биологическом оружии, применяемом российской стороной на поле боя. В небольшой по объёму повести писатель исследует многие «болевые точки» современности: этические нормы в научных исследованиях, запредельный цинизм масс-медиа, природа национализма. Является ли человеческая жизнь абсолютной ценностью или есть ещё что-то поважнее физического существования? Можно ли считать победой физическое уничтожение врага? Повесть удивительно перекликается с поэмой В. Бокарёва «Сент-Экз». Как сделать так, чтобы победитель не превратился в «консумент высшего порядка», а всё-таки достиг «Царствия миров Экзюпери»? Каждый обязан искать ответ на этот вопрос.

Над поисками ответов на главные вопросы бытия трудится и поэт Виктор Кашкин. Как православный христианин, автор прекрасно понимает, что во всём надо искать «любви приоритет». Но как же труден путь к этой вершине духа: «Смогу ли, Боже, не осуждать/ Того, кто склонен меня предать?»

В рассказе Марины Зайцевой (Гольберг) «Портфель на дороге. Учитель» школьный учитель открывает для себя основополагающий принцип педагогики, сформулированный ещё Яном Амосом Каменским: «Сперва любить – потом учить». И вырастает в собственных глазах, становится Учителем с большой буквы.

Пётр Гулдедава в своих стихах беспощадно обличает врагов нашей Родины, внешних и внутренних. Свою миссию поэта он видит в определении высоких национальных целей: «Стране нужны поэты, чтобы люди / Не разучились грезить наяву!»

Рассказ Игоря Альмечитова «Лабиринт» – история тщательно спланированного убийства с целью ограбления. Удачливый грабитель освободился от безденежья, но вряд ли он сможет вырваться из лабиринта собственных мыслей о бессмысленности бытия. Он, по существу, уже давно духовно мертв, и никакие деньги не вернут его к жизни.

Стихи Татьяна Парсановой – о любви, причём о любви несчастливой. А о чём ещё писать поэту? Пережить сердечную муку автору помогают воспоминания о счастливом детстве («Так хочется – вернуться в хуторок, / Затерянный мужду Хопром и Доном…»), о матери, о красоте родных мест. Чувство собственного достоинства, самодостаточность держат на плаву: «В нелюбовь, как в спасение, я прорастаю корнями». Парадокс поэзии в том, что чем сильнее обожжено сердце поэта, тем прекраснее его стихотворные строки: «Ночные думы сумрачно бездонны – / Бредут и бьются о дверной замок».

В разделе «литературоведение» помещена статья критика Хаваша Накостоева «Высоких мыслей лаконичный строй» о поэзии известной ингушской поэтессы Раисы Дидиговой. Главный вывод, который делает автор в результате очень подробного и профессионального анализа стихов поэтессы: «После чтения их хочется жить – жить активно и плодотворно». Есть ли более высокая оценка для поэта?

 

Стихотворения Валерия Мазманяна под общим названием «Времена года» – калейдоскоп прелестных акварельных пейзажей. Они очаровательны сами по себе. Где ещё найдёшь такие метафоры: «…в копну рябиновых волос / уткнулось облако лицом»; «Стряхнула вишня с рукава / соцветий лепестки»? Постепенно понимаешь, что поэт – «очарованный странник», на мир он смотрит взглядом, преображённым любовью. Цикл В. Мазманяна – лишнее доказательство тому, что только в состоянии любви человек видит мир во всей его божественной красоте.

Всего три стихотворения Тамары Потёмкиной демонстрируют всю широту её поэтического дара. «Непобедимый русский дух» звучит как гимн славе русского оружия. «Мы победим» – слова духоподъёмной песни, которую, я верю, с удовольствием будут исполнять на большой сцене. «Да поможет им Бог» – зарисовка с натуры, подтверждающая, что «непобедимый русский дух» жив и по-прежнему ведёт к победе.

Два рассказа Инессы Ильиной-Фёдоровой – два магических кристаллика, в которых отражаются милые картинки детства, одинаково дорогие и для детей, и для взрослых.

Поэт Евгений Хаванов – поэт-воин. В своих стихах он продолжает сражаться за счастье и свободу Родины. Его боевой опыт и поэтический талант создают такие строки, что мы ощущаем себя на передовой СВО, сердцем чувствуем «Окопную правду Украины-2023».

Стихи Сергея Газина под общим названием «Солнце русичей неугасимо» – образец просвещенного патриотизма на основе глубоких знаний по истории России. Главный вывод, к которому приходит поэт: «Русь сломать – тонка кишка!..»

Поэзия Эллы Кузнецовой – прекрасный пример укрепления единого литературного пространства в системе координат великой многонациональной России. Вслед за С. Газиным образцом патриотизма для Э. Кузнецовой стал Муса Джалиль, чьи «Чулочки» много лет назад рассказали всю правду о варварстве фашистов. Любовь к Родине, вера в победу над нацизмом – основные темы стихов Эллы Кузнецовой.

Рассказ Юлии Александровой «Почему?» замыкает сборник. Автор пытается анализировать духовный кризис современного общества, ведущий к кризису внутрисемейных отношений и, как следствие, к гибели на уровне физическом.

Первый в этом году номер журнала «Великороссъ» продемонстрировал необычайное разнообразие тем, стилей и характеров современных российских литераторов. Их объединяет верность гуманистической традиции русской литературы, воля к жизни и творчеству. 

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов