Евгений БОГДАНОВ. Рассказы. Том 1, том 2. – М.: КРУГЪ, 2019.
Хорошая книга вовлекает читателя в удивительный и неповторимый (ибо каждый талантливый писатель – настоящий волшебник) авторский мир с первой страницы. Именно так и происходит с каждым, кто открывает сборники рассказов Евгения Богданова.
Евгений Богданов – советский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР, лауреат Всесоюзных литературных конкурсов, в том числе имени Николая Островского, газет «Литературная газета», «Известия» и «Неделя», журнала «Наш современник». Писательский труд всегда манил будущего прозаика, он всегда много читал и однажды, будучи рабочим, начал писать свои первые очерки – заметки в районную газету. А закончив вечернюю школу, стал сотрудником этой самой газеты, где его наставниками стали опытные журналисты. Эта «журналистская школа» помогла ему в будущем. Но для начала Богданов отправился на Север, познать правду жизни и набраться опыта. Работая и пионервожатым, и геодезистом, он не забывал о литературе и продолжал писать рассказы, которые печатали тюменские газеты.
Любовь к перу побудило Евгения Богданова поступить в Литературный институт им. А.М. Горького, а после окончания он работал во многих журналах, таких как «Советская литература», «Дружба народов», «Сельская молодежь». Но «рывком» в писательской карьере сам автор считал выпуск своих сборников рассказов. Вот что говорил он сам: «Для меня началась эпоха рывка. Помимо женитьбы и заедающего быта, в период 1966-1970 годов у меня вышло два сборника рассказов „Продолжение следует“ и „Доверенное лицо“».
Рассказы Богданова всегда жизненны и правдивы. Он пишет вроде бы о конкретных людях, но поднимает вопросы, которые всегда были главными в русской литературе – любовь и самопожертвование, добро и его антагонист зло, что делать и кто виноват в том, что с нами происходит. Писатель умеет от мелочей перейти к обобщению, не опускаясь до назидания или морализаторства.
Его проза скупа и выверена, в ней нет ярких или цветистых эпитетов, но писатель неизменно умеет найти путь к сердцу читателя.
Вот что пишет о творчестве и о книгах Е. Богданова известный литературовед Лев Аннинский:
«Поначалу кажется, что Евгений Богданов разрабатывает шукшинскую тему… Обиходное безумие, взрывающееся от тайной, невидимой миру, праведной страсти; добро, выворачивающееся в кураж и злость; расшатанная, детски неустойчивая, готовая обидеться душа. Шукшинские мотивы.
Впрочем, вот и разница. Шукшинский герой заводился безоглядно, он в „штопор“ входил, пёр до конца, не зная никакой неправоты своей. Богдановский герой мягче. В отличие от шукшинского этот смутно чувствует вину. Он готов и покаяться, готов отсидеть „десять суток“, он не рад, что его несёт „не туда“. Хотя несёт его – непременно… Жизнь, прожитая „не так“ – лейтмотив Богданова. И это уже не совсем шукшинский поворот… это не шукшинский мир. Медленно стервенеющий интеллигент, зажатый бытом, ненавидящий богему и все-таки поддающийся её миражу, — это уж скорее трифоновское…
Богданов и здесь ищет свой поворот; он озабочен не крушением идеалов у этих людей и не самой обыденщиной, в которой эти люди теряют идеалы, – Богданов переживает „слом линии“, механику потери… Богданов описывает это с тонким юмором; в нём нет тяжелой трифоновской тоски, как нет и заполошной шукшинской азартности – он мягче. Мягче, добрее, терпимее. Недаром пытается объединить, объять такие несводимые в общем-то концы реальности. Жалеет Богданов людей, хочет понять тех и этих, сочувствует всем… Это и есть сокровенная дума Евгения Богданова: жизнь, сдвигающаяся с мест, сползающая с рельсов».
В 2019 году вышло два сборника рассказов Е. Богданова – шестой Рассказы: том 1 – М.: Кругъ. 2019. – 468 с.) и седьмой (Рассказы: том 2 – М.: Кругъ. 2019. – 580 с.) выпуски переизданной прозы. В первом томе помещены рассказы 1962-1984 годов написания, которые запомнятся читателям благодаря их разноплановости по стилю, значимости по содержанию, искрящемуся юмору. Писатель смог создать панораму жизни советского общества, запечатлеть и передать приметы эпохи.
Для молодых читателей сборник станет настоящим путешествием «Backtothe USSR».
Рассказ «нюансы бытия» написан в 1977 году, в нём повествуется, как сложно бывает порой сосредоточиться, когда всё мешает, а работа не идёт. Но в какой-то момент может появиться что-то или кто-то, как в нашем случае, и «подтолкнёт». Тут работа станет идти, как по маслу. Но как же легко разрушить это «вдохновение»! Рассказчик, как мы понимаем уже в начале текста, только переехал в новую комнату, но сразу нашёл в ней минусы: «для работы она решительно непригодна» – то светит солнце, то голоса прохожих слышно. Поэтому единственным решением было перебраться в другую комнату с окном на детский садик. Тут-то герой и видит Ключникова, маленького мальчика, сына кубинских студентов. Ребенок смог поразить рассказчика, казалось, ничего особенного не совершая. Он не отказал девочке, которая попросила завязать ей шнурки. Для этого Ключников спокойно прервал игру с товарищами, помог малышке – и вновь вернулся к мальчишкам.
Сделано это было с таким спокойным благородством, что главный герой понял – из мальчика вырастит настоящий мужчина. Не в пример самому рассказчику, который привередничал и «перебирал» комнаты. Этот незначительный эпизод заставил героя по-новому взглянуть на себя. Тем сильнее был удар, когда крохотный кубинец уехал. В жизни рассказчика вновь воцарились тишина и одиночество.
На примере этого рассказа становится понятно: Богданов пишет о мимолетных событиях нашей жизни, из которого и складывается мозаика вселенского бытия.
Рассказ «Камер-юнкер» отличается от других тем, что это необычный для автора опыт написания исторического рассказа. Богдан пишет о Пушкине и о его получение звания камер-юнкера. Пушкин не радовался, а наоборот, всячески противился получению звания и поездке к царю Николаю. Александр Сергеевич говорил, что не наденет мундир, что просто не явится ко двору. После долгих уговоров поэт всё же согласился, но явился во фраке, а мундир привез в саквояже. После такой выходки царь не замечал поэта-строптивца, а княгиня Голицына всё же спросила, почему камер-юнкер не в мундире, на что получила остроумный ответ: «Сие есть государственная тайна…».
Смысл же рассказа «Очень хорошее утро» можно выразить одной лишь фразой: «Мне кажется, счастье – просто хорошее утро. Мы не знаем имя главного героя, но это не особенно и важно. В одно прекрасное утро рассказчик пошел гулять, как обычно, со своей собакой Чандрой. И был уверен, что никто не сможет испортить настроение. Однако в парке к ним пристал незнакомец, который назойливо спрашивал про стоимость собаки, а потом поведал историю из детства. Герой невольно начал сравнивать незнакомца с соседом снизу, который вместе с женой ужасно не любил животных. Но ничто не могла испортить утра – И вскоре незнакомец исчез из мыслей рассказчика, который знал, что такое счастье, хоть и не мог выразить это словами.
Во второй том вошли рассказы 1985-2000 годов создания. В них перед читателями предстаёт описание жизни страны в эпоху перемен, но, продолжая гоголевскую традицию, Богданов доказывает, что главное в его рассказах – судьба маленького человека.
В рассказе «Телефон доверия» автор заявил о своем сопротивлении новому режиму (а написан рассказ в конце 1980-х), интересно, что из названия мы понимаем, что в рассказе должен быть диалог, но нет, когда читаешь, больше кажется, что это монолог, который рассказывает нам о трагических странностях, произошедшими с героем.
Однажды утром он испытывает что-то похожее на галлюцинации. Коренной москвич не может разобраться в передвижениях по столице – всюду заведённый уклад нарушен неожиданными «новинками». Внезапно закрыты магазины, а поодаль от них разбросаны будки, где можно что-то купить. В любимом кинотеатре разместился базар, а бывшая аптека приглашает посмотреть стриптиз. Троллейбусный «круг» преобразился в мусорную свалку, а в переходах метро продают пирожки и одежду. Главный смысл рассказа в том, чтобы доказать: в мире абсурда, где никто никого не слышит, можно обнаружить надежду, что осталось ещё частичка сочувствие и разума.
«Жители той стороны» – это повествование о земляках. В одном рассказе собраны 17 историй, и каждая по-всему связана с земляками автора. «Жители сей стороны необыкновенно подвержены шутовству и комикованию и неудержимо веселятся острому слову» – пишет Евгений Богданов. И правда, читая эти маленькие истории, невольно улыбаешься.
Перелистнув последнюю страницу книги, невольно вспоминаешь, как метко подметил саму суть творчества Евгения Богданова критик Ю. Лопусов: «Е. Богданов идет к прозе от очерка. Отсюда пристальное внимание к реальному факту жизни, стремление к максимальной точности. Его проза жизненно достоверна и убедительна. Каждый эпизод, каждая деталь прописаны отчетливо и легко просматриваются в контексте художественного замысла, словно камешек в прозрачной воде». И правда: читая богдановские рассказы, понимаешь, что автор смог создать целую галерею лиц, характеров, у каждого из которых есть своя изюминка, своя причудливость и своя неожиданность.
Комментарии пока отсутствуют ...