Так случилось, что Сергей Есенин оказался в самом центре литературной жизни Серебряного века. Его творчество, неповторимо яркое и глубокое, прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви. Они наполнены свежестью картин родной природы и впитали в себя великие традиции национальной поэзии. Им веришь с первой и до последней строки, потому что в них отражена правда жизни: не приукрашенная и честная. Их не спутаешь с другими. Ещё при жизни Есенин стал одним из самых знаменитых русских поэтов. Его стихи спустя много лет продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний.
«Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Самое драгоценное в нём – образ родной природы, лесной среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве», – писал Б. Пастернак.
«Мои мечты стремятся вдаль, / Где слышны вопли и рыданья, / Чужую разделить печаль / И муки тяжкого страданья. / Я там могу найти себе / Отраду в жизни, упоенье, / И там, наперекор судьбе, / Искать я буду вдохновенья», – писал поэт в стихотворении «Мои мечты».
Родился он 21 сентября 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Поэт пишет в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила»: «Родился я с песнями в травном одеяле. / Зори меня вешние в радугу свивали…». На долю его поколения выпало непростое время: революционные события 1905–1907 годов, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, что несомненно оказало огромное влияние на его жизнь и творчество.
Первая публикация стихотворения Сергея Есенина «Берёза» произошла в 1914 году в журнале «Мирок». А в 1916 году вышел его поэтический сборник «Радуница». Первые стихи Сергея Есенина по своему построению схожи с народными песнями, полны мелодичности и напевности. В них слышны фольклорные мотивы. Позже он написал и издал ещё несколько поэтических сборников: «Голубень», «Москва кабацкая», «Любовь хулигана», «Персидские мотивы», «Стихи скандалиста». Каждый сборник отличался от предыдущего главными темами, настроением и мотивами. Следует иметь в виду, что поэзия в целом всегда автобиографична, построена на собственном опыте человека. В последних произведениях поэта возвышенные чувства сменяются разочарованием и тоской по несбывшемуся.
В своих произведениях он на протяжении всей жизни воспевал красоту деревенской России. Тема Родины и природы встречаются в стихотворениях Сергея Есенина: «Свет вечерний шафранного края…», «Зелёная причёска», «Запели тёсанные дроги», «Гляну в поле, гляну в небо…», «Закружилась листва золотая», «Опять раскинулся узорно…», «Русь» и др.: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая! / Лишь к тебе я любовь берегу. / Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу…» («Русь»). В стихах выражена огромная любовь поэта к своей стране и её природе: «О Русь, малиновое поле / И синь, упавшая в реку, / Люблю до радости и боли / Твою озёрную тоску…» («Запели тёсанные дроги»). В этих стихах он болеет душой не только за деревню – он болеет душой за Россию.
Широкая, полная жизни и движения, многоцветная картина родной земли слагается в стихах поэта. Он создаёт особый мир – мир живой и одухотворённой природы. Тонкость красок, гармония и естественная красота, отраженные в самых обычных природных явлениях, таких как летний дождь, приход весны, увядание осени – всё это Сергей Есенин!
Он один из замечательных русских поэтов-пейзажистов, обладающий незаурядным вкусом. Его чистая и светлая лирика содержит элемент волшебства, а пейзажные зарисовки подобны сказочным видениям. Родная природа открывает автору свою красоту: «В цветах любви весна – царевна / По роще косы расплела, / И с хором птичьего молебна / Поют ей гимн колокола…» («Чары»). « Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду, / Словно бабочек лёгкая стая / С замираньем летит на звезду…» («Закружилась листва золотая»).
Животные и растения в его стихотворениях всегда наделены человеческими чертами: «Белая берёза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром. / На пушистых ветках / Снежною каймой / Распустились кисти / Белой бахромой…». Белая берёзка невольно ассоциируется с молодой девушкой. Яркие эпитеты подчеркивают её красоту.
Поэзия Есенина включает в себя и целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику: «Но и тогда, когда на всей планете / Пройдёт вражда племён, утихнет ложь и грусть, / Я буду воспевать всем существом в поэте / Шестую часть земли с названьем кратким Русь» («Русь советская»).
В «Персидских мотивах» автор пишет о непрочности безмятежного счастья вдали от родимого дома: «Потому, что я с севера, что ли, / Что луна там огромней в сто раз, / Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий» («Шаганэ ты моя, Шаганэ…»). «До свиданье, пери, до свиданье, / Пусть не смог я двери отпереть, / Ты дала красивое страданье, / Про тебя на родине мне петь…» («В Хоросане есть такие двери»). Как видим, Шаганэ подарила ему крылья и вернула к жизни. Он дышит любовью к ней, живёт ею, что находит своё отражение в стихах. Произведения этого цикла переполнены чувствами и нежностью к женщине, востоку и красоте.
Любовь – самое желанное чувство, которое мечтает испытать каждый человек. Поэзия и любовь – слова синонимы. Некоторые люди проживают жизнь, так и не познав счастья любви. Любовная лирика Есенина естественна, эмоциональна, ярка, неподражаема. Но это скорее боль, а не полёт души.
«Далёкие милые были!.. / Тот образ во мне не угас. / Мы все в эти годы любили, / Но, значит, / Любили и нас» («Анна Снегина»).
«Жить – так жить, любить – так уж влюбляться. / В лунном золоте целуйся и гуляй…» («Золото холодное Луны»). «Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу. / Я хочу под кротким взглядом / Слушать чувственную вьюгу…» («Дорогая, сядем рядом»). С большим мастерством оттеняет автор, казалось бы, самые незаметные оттенки влечения души.
«В тихий час, когда заря на крыше, / Как котёнок, моет лапкой рот, / Говор кроткий о тебе я слышу / Водяных поющих с ветром сот. / Пусть порой мне шепчет синий вечер, / Что была ты песня и мечта, / Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи – / К светлой тайне приложил уста…» («Не бродить, не мять в кустах багряных»).
В стихотворении «Пожар голубой» ярко выражены переживания автора: «Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали / В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить…». Множество эпитетов, сравнений и аллегорий делают это произведение особенно чувственным и насыщенным.
А какой русский человек не знает стихотворения Есенина «Над окошком месяц, под окошком ветер»? «Над окошком месяц. Под окошком ветер. / Облетевший тополь серебрист и светел. / Дальний плач тальянки, голос одинокий – / И такой родимый, и такой далёкий, / Плачет и смеётся песня лиховая. / Что ты, моя липа? Липа вековая? / Я и сам когда-то в праздник спозаранку / Выходил к любимой, развернув тальянку. / А теперь я милой ничего не значу. / Под чужую песню и смеюсь и плачу». Лексика поэта окрашена просторечиями, архаизмами, диалектизмами.
Его поэзия глубоко человечна, озарена немеркнущим светом истинной любви. В стихах есть боль, тревога, печаль, скорбь: «Милые берёзовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески! / Перед этим сонмом уходящих / Я не в силах скрыть моей тоски…»
С горячим сочувствием он встретил Октябрьскую революцию. Его произведения, написанные в это непростое время, проникнуты бунтарскими настроениями («Преображение», «Небесный барабанщик», «Инония»). Позже поэт начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель деревенскому укладу жизни. В это время Есенин, переживая вместе с народом тяжёлые перемены в стране, проходит полосу духовного кризиса и не может понять «куда несёт нас рок событий». Он прощается с патриархальной деревней и чувствует, что его время тоже прошло: «Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час».
Последние годы жизни поэта отмечены трагизмом. Он писал: «Ведь и себя я не сберёг / Для тихой жизни, для улыбок./ Так мало пройдено дорог, / Так много сделано ошибок». А в «Письме матери» он просит: «Не буди того, что отмечталось, / Не волнуй того, что не сбылось, – / Слишком раннюю утрату и усталость / Испытать мне в жизни привелось…».
Трагическое мироощущение и душевное смятение поэта выражены в поэмах: «Чёрный человек», «Анна Снегина», «Баллада о двадцати шести», «Пугачёв».
Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями, рассуждениями о своей судьбе и судьбе России. В них присутствует поэтически меткое и ясное выражение мысли. В центре внимания автора находится душа, претерпевающая со временем изменения: сначала – чистая, непорочная, затем хмельная, а в финале – одинокая и разочарованная.
«С каждым днём я становлюсь чужим / И себе, и жизнь кому велела. / Где-то в поле чистом, у межи, / Оторвал я тень свою от тела…» («Я целую синими губами»). Удивительно, как много глубины чувства в этих строках.
В стихотворении «Исповедь самоубийцы» он говорит: «Не мог я жить среди людей, / Холодный яд в душе моей. / И то, чем жил и что любил, / Я сам безумно отравил… / Безумный мир, кошмарный сон, / А жизнь есть песня похорон. / И вот я кончил жизнь мою, / Последний гимн себе пою…». Эти болезненные изречения связаны с глубоко личными переживаниями Есенина.
А в стихотворении «Метель» мы видим отчаяние, тлен, безысходную грусть: «Себя усопшего / В гробу я вижу / Под аллилуйные / Стенания дьячка. / Я веки мёртвые себе / Спускаю ниже, / Кладя на них / Два медных пятака…».
28 декабря 1925 года поэт в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством в ленинградской гостинице «Англетер». Похоронен Сергей Есенин 31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище в Москве.
«А месяц будет плыть и плыть, / Роняя вёсла по озёрам… / И Русь всё также будет жить, / Плясать и плакать у забора» («Устал я жить в родном краю»).
А поэзия Сергея Есенина продолжает жить, пробуждая у читателей чувство любви к своей Родине. Она, несомненно, создана для того, чтобы обжигать сердца людей и сеять в их душах добро. Его стихи – тревожащие, волнующие и радующие, притягательно сильные, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях.