Василий Жуковский – реформатор русской поэзии

3

7027 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 126 (октябрь 2019)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

На юго-западе Тульской области в 236 километрах от Москвы, находится город Белев – бывшая столица удельного княжества. Черты былых времен просматриваются и сейчас в облике города. Подъезжая к Белеву, мы издалека видим купола православных храмов и стены Спасо-Преображенского монастыря – одного из древнейших русских монастырей.

Кроме этого в Белевском районе имеются еще десятки исторических, литературных и других памятных мест, в том числе связанные с именем великого русского поэта В.А. Жуковского.

«Жуковский, – этот литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии, по видимому, действовал как продолжатель дела Карамзина, как его сподвижник, тогда как в самом-то деле он создал свой период литературы, который не имел ничего общего с карамзинским… Жуковский внес романтический элемент в русскую поэзию: вот его великое дело, его великий подвиг…», – отмечал В. Белинский.

Поэт и воспитатель будущего императора Александра II Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в селе Мишенское Белевского уезда, расположенном на берегу реки Вырка в пяти километрах от уездного центра. «Там небеса и воды ясны! / Там песни птичек сладкогласны! / Где б ни был я, но все с тобой душой», – писал поэт, вспоминая родные места.

Василий Андреевич был незаконнорожденным сыном белевского градоначальника и предводителя дворянства Белевского уезда Афанасия Ивановича Бунина и плененной турчанки Сальхи. Бунин уговорил своего приятеля Андрея Григорьевича Жуковского усыновить мальчика. Жена Афанасия Ивановича, потерявшая перед этим своего единственного сына, взяла новорожденного младенца в свою семью и окружила его нежной материнской заботливостью. Мишенское при отце поэта было богатым поместьем с садами, прудами, оранжереями и большим липовым парком. В центральной части усадьбы стоял большой двухэтажный деревянный дом.

Здесь поэт провел свои детские и юношеские годы, сюда неоднократно возвращался, став известным и влиятельным общественным деятелем.

В 1801 году Василий Жуковский закончил Благородный пансион при Московском университете. Первым его произведением, появившимся в печати, была прозаическая статья «Мысли у могилы», вторым – «Майское утро». Затем были напечатаны стихи: «Добродетель» и прозаические статьи: «Мир и война», «Жизнь и источник». В 1800 году он написал: «Стихи на новый год», «К Тибуллу» и несколько других произведений в стихах и прозе. Читая эти стихотворения, все время испытываешь ощущение чего – то самобытного, чего – то важного. В 1802 году была одобрена и опубликована в журнале «Вести Европы», переведенная Жуковским, элегия Грея «Сельское кладбище». Именно этот год Василий Андреевич считал годом своего литературного крещения.

В течение двух последующих лет он написал историческую повесть «Вадим Новгородский» и повесть «Марьина роща».

В 1806 году в «Вестнике Европы» была напечатана его «Песнь барда над гробом славян победителей», которая пользовалась большой популярностью у современников.

 

А в 1808-1809 годах Василий Андреевич редактировал журнал «Вестник Европы».

В 1812 году во время вторжения войск Наполеона в Россию Василий Андреевич в чине поручика вступил в ряды Московского ополчения и тогда же в лагере под Тарутиным написал, прославившее его, произведение «Певец во стане русских воинов», которое в тысячах списков сразу разошлось в армии и в России. Оно принесло ему несравненно большую известность, чем вся предшествующая его поэтическая деятельность.

В этом произведении поэт призывает отомстить вероломному врагу и защитить свою страну: « За гибель – гибель, брань за брань, / И казнь тебе, губитель… / Мы села –в пепел; грады – в прах; / В мечи – серпы и плуги… / Сразить иль пасть! Наш роковой / Обет пред Богом брани». Эта война стала началом конца империи Бонопарта.

За личное мужество, проявленное Жуковским под Бородино и под Красным, а также за элегию – оду «Певец во стане русских воинов» поэт был награжден орденом св. Анны 2 степени.

А в 1816 году Жуковский становится автором первого официального гимна России: «Боже! Царя храни! / Славному долги дни / Дай на земли! / Гордых смирителю, / Слабых хранителю, / Всех утешителю / Все ниспошли! / Перводержавную / Русь православную / Боже, храни!...»

Из-под его пера вышло множество песен, романсов, баллад, посланий и элегий. Особенно значительны среди них песни и романсы, написанные композиторами: М.Глинкой («Утешение», «Бедный певец», «Голос с того света», «Победитель»), А.Алябьевым («Песнь бедняка»), А. Даргомыжским («К востоку, все к востоку», «Счастлив, кто от хлада лет…», «Изменой слуга паладина убил…»), А.Аренским («Лесной царь», «Кубок», «Старый рыцарь»), А.Глазуновым («Любовь»), А.Рубинштейном («Листок», «Ночь», «Сон», «Весеннее чувство»), А.Танеевым («Устал я…») и др. Любое из этих стихотворений – это торжество светлых и благородных человеческих чувств.

В стихах ощущается стремление передать оттенки не только внутреннего мира человека, но и окружающую его природу: «Едва, едва при них от сосен и дубов / Ложатся на траву сомнительные тени; /Едва трепещет блеск на зелени лугов, / Едва сквозь зыбкие, решетчатые сени / Прозрачным сумраком наполненных лугов…» (поэма «Государыне императрице Марии Федоровне…»).

Лирическая тема раскрывается Василием Андреевичем в стихотворениях: «Певец», «Таинственный посетитель», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Утешения», «Алина и Альсим», «Светлана», «Когда я был любим», «Кольцо души девицы», «Мечты», «Море», «Вечер» и др.

В балладе «Светлана» чувствуется реальный национальный колорит, что сделало это произведение едва ли не самым знаменитым. Героиня баллады Светлана стала самым ярким поэтическим образом русской девушки того времени: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали, / Снег пололи; под окном / Слушали; кормили / Счетным курицу зерном; / Ярый воск топили…» (баллада «Светлана»).

Расцвету лирического творчеству Жуковского сопутствовали глубокие личные переживания поэта, вызванные любовью к Маше Протасовой и ее ранняя смерть: «Но сладкое счастье не дважды цветет. / Пускай же драгое в слезах оживет, / Любовь, ты погибла, ты, радость, умчалась; / Одна о минувшем тоска мне осталась» («Тоска по милом»).

 

Долгое время в лирике поэта господствовала тема глубокой и неразделенной любви. Многие баллады и стихотворения хранят следы этого чувства. Жуковский скорбит о потере любимой, о несовершенстве мира. Но при этом он убежден, что счастье возможно и в загробной жизни. Он считает, что в любви душа «вкушает сладость рая, земное отвергая, небесного полна».

«Для дружбы все, что в мире есть, любви весь пламень страсти», – писал поэт. Дружба провозглашается им «живым небесным чувством». Этой теме посвящено эссе «О дружбе и друзьях» и стихотворения «Дружба», «Друзья! Прости – словцо святое», «Я пробегал страны России» и др. Поэт говорит о дружбе как о высшей ценности, не оскверненной обманом, предательством и подлостью. Он убежден в бесконечности дружеских отношений, которые не прервет даже смерть, в верности и преданности друзей.

В элегии «Вечер» автор передает настроение, каким охвачена его душа: она «светлая» и «тихая», наполнена «гармонией» и «сверканием»: «Сижу задумавшись; в душе моей мечты; / К протекшим временам лечу воспоминаньем… / О дней моих весна, как быстро скрылась ты, / С твоим блаженством и страданьем!...»

 Чувствуется умиротворенность, сладость гармонии, эмоциональное восприятие и переживание природы: «Как слит с прохладою растений фимиам! / Как сладко в тишине у брега струй плесканье! / Как тихо веянье зефира по водам! / И гибкой ивы трепетанье!»

Творчество поэта проникнуто религиозным мистицизмом, смутными стремлениями в сверхчувственную область, полную чудес и неразгаданных тайн.

Слова «Бог», «смерть», и «жизнь» не сходят у него с языка. За внешним невидимым миром поэт прозревает «святые таинства». Чувство божественного и беспредельного наполняет его сердце. Для него на первом месте стоит внутренний мир человека, его душа.

 

Религиозные взгляды, которых он придерживался на протяжении всей своей жизни, определили и его общественно – политические действия и идеи. Он был твердо убежден, что сила России в вере в Бога и самодержавии.

Василий Андреевич писал: «Поэт должен усиливать воображение не со вредом рассудку… он должен живописать любовь… Стихотворец никогда не должен перестать быть человеком, почитателем Бога, членом общества и сыном отечества…»

Его поэзия полна меланхолических мечтаний, романтических переживаний. Он часто грустит, сокрушаясь о скоротечности и бренности земного бытия: « Прошли, прошли вы, дни очарованья! / Подобных вам уж сердцу не нажить! /Ваш след в одной тоске воспоминанья! / Ах, лучше б вас совсем мне позабыть! / К вам часто мчит привычное желанье – / И слез любви нет сил остановить! / Несчастие – об вас воспоминанье! / Не более несчастье – вас забыть! …» («Воспоминание»).

Поэзия Жуковского как по внутреннему содержанию, так и по форме, движение вперед. Он вывел русскую поэзию на совершенно новый путь, внес в нее мелодичность звучания в сравнении с поэзией предшествующего периода. Он освободил поэтический язык от многих архаических форм, способствовал большей красоте и простоте языка. Значение творчества В.А.Жуковского для русской литературы огромно. По словам Белинского «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Он является основоположником романтизма в России. В его стихах раскрывается внутренний мир человека. А в своих переводах он познакомил нашу страну с лучшими образцами мировой поэзии.

«Я – родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских…»,– говорил Жуковский.

Переводы и заимствования из немецких и английских поэтов стало венцом, как считал Белинский, его поэтической деятельности.

Счастливая гармония между поэтом и его современниками придавала литературной деятельности Василия Андреевича крупное общественное значение.

Умер Василий Андреевич Жуковский 12 (24) апреля 1852 года в Баден – Бадене (Германия), похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт – Петербурге.

Имена писателей и поэтов остаются в памяти народной гораздо дольше, чем людей других профессий. Забываются фамилии политиков, руководителей, когда-то решающих судьбы сотен и тысяч людей. А писатель еще живет в своих произведениях, пока их читают люди.

Со смертью таких людей, как Жуковский, не все пропадает и погибает: они оставляют после себя поэтическое наследие – бессмертное и нетленное.

И это наследие оригинального поэта – романтика оказалось востребовано всей последующей русской литературой и культурой.  

А.М. Горький писал: «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа. В этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников». Одним из которых несомненно был Василий Андреевич Жуковский.

Прошлое тысячами невидимых нитей связано с настоящим. Оно несет в себе бесценный опыт прошедших поколений. Осваивая и систематизируя его, общество движется в будущее. Главное сегодня – сохранить и передать потомкам память о наших великих предках.

В июле 2018 года в селе Мишенское Белевского района состоялось открытие Дома культуры «Жуковский – Центр», восстановленного буквально из руин на месте бывшей усадьбы. Сегодня это единственное в России мемориальное место, связанное с наследием В.А. Жуковского. Здесь будет работать культурно-исторический центр, размещена музейная экспозиция, посвященная истории усадьбы и творчеству поэта.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов