Некоторые мысли о сегодняшнем литературном процессе
На сайте «Профессионально о книгах» обнаружил любопытную информацию. Её текст довольно длинен, поэтому процитирую самые, на мой взгляд, интересные для поднимаемой в моём тексте темы отрывки:
«Фонд общественного мнения (ФОМ) провёл в начале нынешнего года телефонный опрос, с целью узнать читательские предпочтения россиян. В исследовании приняли участие взрослые жители 320 российских городов и 160 сёл.
Всего 9% респондентов рассказали, что читают книги ежедневно или почти каждый день. 14% читают от одного до трёх раз в неделю, 10% – от одного до трёх раз в месяц, 9% – реже раза в месяц… Что касается жанров, то 11% читающих россиян предпочитают детективы, 9% больше любят исторические эпопеи, для 8% привлекательны любовные романы. Приключенческой литературой увлечены 6% респондентов, 4% больше интересны сказки и фэнтэзи. Поэзию назвали своим любимым жанром 3%, столько же предпочитают научно-фантастические произведения. 1% опрошенных читает мистическую литературу… 56% жителей России сообщили, что (полужирный курсив мой – А.К.) почти никогда или вообще не читают художественную литературу. 24% из них заявили, что у них нет времени на чтение. 13% просто не нравится читать. 11% респондентов сообщили, что у них сложности со здоровьем (слабое зрение, пережитый инсульт, пожилой возраст и т.д. ), которые не позволяют читать.
Интересно отметить, что 77% россиян вообще затруднились назвать фамилии современных русскоязычных авторов. По мнению 21% респондентов, отечественная литература находится в состоянии упадка. В том, что литература, наоборот, переживает расцвет, уверены 9% опрошенных».
Если перевести всю эту социологически-арифметическую «заумь» на всем понятный язык, то картина получается, мягко говоря, невесёлая. Издатели – в грусти, писатели – в тоске, так называемая литературная общественность – в печали. Враги-империалисты злорадно хихикают (вот вам, некогда «самая читающая» страна!». ПолучИте, что говорится, по полной схеме!), а так называемые «широкие народные массы», из которых, собственно, и формируется среднестатистический читатель, «жуют опилки» и пялятся в компьютер на новости скандальной хроники (благо сегодня таковых на страницах Интернета – в избытке).
Что же делать? Согласно старинной русской забаве, первым делом нужно найти «рыжего». От этого забава становится ещё забавней: действительно виноватых виноватить боязно, потому что чревато (Высоко сидят! Далеко глядят! Многое могут!). Но эмоции требуют выхода, поэтому виноватить приходится не то, чтобы совсем уж невиновных, и не то, чтобы совсем уж «стрелочников», а, скажем так, «стрелочников» вроде бы ответственных, претендующих на роль воспитателей. Я говорю о писателях. Главное обвинение в создавшейся ситуации: раньше писатели были именно что интеллектуалами, или, по крайней мере, претендовали хотя бы на интеллигентность. Нынешние же – сплошные «коммерсы», готовые продать своё сочинительское мастерство любому, кто помашет у них перед носами денежными купюрами (лучше, конечно, в валюте). С «коммерсами» ноздря в ноздрю идут бездари (сиречь, графоманы), которых и раньше-то, в безкомпьютерную «эру» было полным-полно, а сегодня, с появлением Интернета расплодилось как тараканов (больше!).
Поэтому, подводя промежуточный итог, вроде бы совершенно уместно воздеть руки к небу и завопить: «пропала великая и могучая русская тире советская тире российская литература! Пропал «калабуховский дом!».
Но я вопить не буду. Не вижу повода. Потому что рассуждаю логически. И для объяснения этой логики считаю уместным вспомнить известные слова Пастернака, что «цель творчества – самоотдача. / А не шумиха и успех. / Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех».
Вот именно! САМООТДАЧА! И цель самоотдачи – удовлетворение собственного тщеславия (надеюсь, никто не станет спорить, что писатели – народ тщеславный?). А сегодня для выпуска собственных сочинений условия просто-таки сказочные! Любая типография с огромным на то желанием напечатает ваши сочинения в любом формате, на любой по вашем желанию бумаге, с иллюстрацией или без, в любой обложке (от картонной до натуральной кожаной). Дело за малым: платите денежки – и всё будет о’кей!
Что? У вас нет денежек? Тогда, увы. Рынок, господа. Рыночные отношения. У кого деньги – тот и на коне. А чего вы хотели? Поразить читателей своим искромётным талантом? А кому он сегодня нужен, этот ваш писательский талант? Задайтесь этим вопросом, и просьба: не врите хотя бы самим себе. Другим соврать можно, это сегодня не порок. Себе не надо. Зачем?