«Самсон русской живописи»

1

6706 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 123 (июль 2019)

РУБРИКА: Страницы истории

АВТОР: Бутрин Александр

 

Самсон – библейский герой,

обладающий невероятной силой

и ею побеждавший врагов;

пал жертвой блудной страсти.

 

«Самсоном русской живописи» называл великого художника Илью Ефимовича Репина знаменитый критик Владимир Стасов. Об особенной творческой силе этого титана живописи свидетельствует масштабная выставка работ И.Е. Репина, открытая в Москве, в Новой Третьяковке. Она завершит свою работу в августе. Выставка Ильи Репина в Третьяковской галерее — это три этажа, 170 живописных полотен и свыше 130 графических работ. В ретроспективную экспозицию включены произведения, созданные художником с 1870-го и до конца 1920-х годов.

 

 

Самая ожидаемая

 

Репина можно смело назвать новатором своего времени. Сейчас бы это определение звучало как «хитмейкер», то есть творческий человек, создающий хиты – особенно востребованный людьми продукт. Его полотна – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына», «Юбилейное заседание государственного совета», портрет Мусоргского – знакомы всем с детства.

Посетители Третьяковки могут увидеть на выставке как эти и другие знаменитые, так и малоизвестные произведения мастера живописи и графики. К сожалению, в силу особых условий сохранности старой бумаги уже закончен показ графических листов художника.

Подчеркну, что это одна из самых ожидаемых выставок года, крупнейший проект по объёму подготовительной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала. 

Экспозиция, расположенная на этажах самых крупных выставочных залов Новой Третьяковки, демонстрирует произведения мастера, созданные им за пятидесятилетний период творчества.

Данная ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвящённых 175-летию со дня рождения художника, которые пройдут в период с 2019 по 2020 год в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

 

 

Впечатления

 

Выскажем благодарность организаторам выставки: ими проделана колоссальная работа. И хорошо, что посетителям данной экспозиции предоставлена возможность самим, пользуясь материалом, сопровождающим выставку работ известного живописца, оценить и проанализировать творения мастера. Проанализировать и глубже понять.

Лично мне выставка показалась даже слишком большой, но Илья Ефимович и впрямь был весьма плодовит, да и прожил долгую человеческую и творческую жизнь. Несмотря на то, что ретроспективная экспозиция всего его творчества вызвала противоречивые чувства, живописные полотна «Самсона русской живописи» помогают лучше познакомиться с личностью самого автора, его судьбой и взглядами. Именно этот общий подход даёт ключ к пониманию творчества «позднего» Репина. Благодаря этой исчерпывающей экспозиции можно сравнить ранние работы художника и тот итог, к которому он пришёл к концу жизни…

После такого полного ознакомления с творчеством выдающегося русского живописца мне стала понятна концепция памятника художнику, находящегося недалеко от старой Третьяковки, на берегу Москва-реки. Понятны его несовременность и посвящение…

Одолев много мемуарной и искусствоведческой литературы, я наконец добрался до истоков неровности и противоречий этого классика русской реалистической школы второй половины XIX – начала XX вв.

Илья Репин, безусловно, невероятно талантлив, но величие живописца создаётся не только даром Божиим, титаническим трудом, но, что очень важно, – истинно христианским мировоззрением. Иначе не бывает!

Что мы знаем о мировоззрении Репина? Из чего оно складывалось, каков его основной стрежень? Было ли оно христианским? Все эти вопросы не могут не возникнуть, когда вглядываешься в картины, созданные этим художником.

Как выяснилось, одна из основных проблем личности живописца заключалась в том, что он был исключительно нетерпим к критике.

Современники мастера отмечали, что он был человеком крайностей и противоречий. Восторженность и готовность любую бездарность объявить гениемчасто соседствовали в нём с гневливостью и резкостью суждений; невероятная жажда знаний – с косностью исклонностью упорствовать в заблуждениях; чрезмерная педантичность – с неряшливостью.

 

 

Талант и мировоззрение

 

Талант и труды Ильи Ефимовича Репина весьма ценили такие значимые представители русской культуры как меценат Павел Третьяков и художественный критик Владимир Стасов. Они имели возможность наблюдать за процессом создания грандиозных живописных полотен художника и давали верные, глубоко прочувствованные критические замечания. Живописец Репин оставался к ним глух. Он отвергал мудрые советы близких друзей…

С выходом в свет каждого крупного произведения мастера на него всегда резко обрушивались рецензенты. И обрушивались не без оснований.

Как замечено выше, Репину была свойственна противоречивость натуры. Как можно было заигрывать с революционными настроениями в имперской России начала XX века и одновременно писать парадные портреты царей, первых лиц государства Российского? Как можно было заигрывать с серьёзнейшей тематикой Священного Писания, перемешивая её с темой революционной борьбы?.. Я имею в виду использование Репиным узловых событий Евангелия, таких как Тайной вечери, арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, бичевание Сына Божьего, явления Воскресшего Христа Своим ученикам для написания картин «Арест пропагандиста», «Сходка», «Не ждали»…

Даже затрудняюсь подобрать необходимое слово для определения такого «художественного» деяния… Кощунство? Дерзость? Безумие?

Да… Впрочем, начало творческого пути Ильи Репина было вполне традиционным для художников православной России, духовно перспективным. К концу обучения в Петербургской Академии Художеств запрекрасное воплощение евангельской темы «Воскрешение дочери Иаира» молодой художник получил Большую золотую медаль, давшую ему право шестилетнего обучения за границей за казенный счёт.

 

 

Не ждали

 

…А ведь у Репиных дома проходили общие чтения бунинской прозы, в которой, в частности, говорилось: «Теперь ведь и представить себе невозможно, как относился когда-то рядовой русский человек ко всякому, кто осмеливался «итти против царя», образ которого, несмотря на непрестанную охоту за Александром Вторым и даже убийство его, всё ещё оставался образом «земного Бога», вызывал в умах и сердцах мистическое благоговение. Мистически произносилось и слово «социалист» – в нём заключался великий позор и ужас, ибо в него вкладывали понятие всяческого злодейства. Когда пронеслась весть, что «социалисты» появились даже и в наших местах, – братья Рогачёвы, барышни Субботины, – это так поразило наш дом, как если бы в уезде появилась чума или библейская проказа». («Жизнь Арсеньева»).

Картина «Не ждали» посвящена революционным смутьянам. Конечно же, Репин сознательно осовременивает евангельский сюжет. На полотне изображён момент неожиданного явления ссыльного, судя по внешнему виду, после долгих лет каторги.

Репин приступил к написанию картины вскоре после убийства царя Александра Второго. Писал долго, переделывая, меняя многое в своей работе, особенно тщательноискал образ главного героя полотна.

После цареубийства русское общество разделилось на два лагеря: одни требовали жестокой казни народовольцев, другие желали всепрощения.

Каким образом и почему мирное просветительское движение, получившее в русском обществе наименование «хождение в народ», вскоре приобрело кровавую террористическую и радикальную окраску? Хотя, иначе и быть не могло: за всю историю человечества протест и бунт, посягательство на иерархию, будь то в обществе или Церкви, никогда(!) не приводили к благому результату.

Однако, русское общество искало ответы на вопросы: кто они «народовольцы» – герои или убийцы?; оправдан ли их жизненный выбор?; совершён ли подвиг самопожертвования или грубо нарушены христианские заповеди?

К репинскому ссыльному православные русские люди также отнеслись весьма неоднозначно: одни находили в нём «несимпатичное полуидиотское лицо», другие – «полноту силы, сдержанную и глубокую», несокрушимость человека. Одни называли его Мессией, сравнивая репинскую картину с «Явлением Христа народу» Александра Иванова, другие – блудным сыном, вспоминая известную евангельскую притчу.

Многие критики считали композицию «Не ждали» слабо разработанной. Неясным, прежде всего, представлялся образ главного героя. Современники гадали: кто изображён на картине, сколько ему лет, с каким настроением он вошёл в дом, кем ему приходятся женщины и дети, находящиеся в комнате?..

Мне же это, безусловно талантливо написанное полотно, неприятно ещё и напрашивающейся аналогией с явлением воскресшего Спасителя Его Матери и апостолам. Такая аналогия является кощунством.

Илья Репин все годы своей творческой жизни использовал запрещённый в творческой среде приём – создавал картины, заимствуя уже имеющийся живописный или скульптурный шедевр, эксплуатируя и переиначивая  сюжет Священного Писания. И вновь, трудно не только подобрать нужное слово для определения такого поступка художника, но и исторический прецедент…

Для того чтобы убедиться в данном мною обвинении, сравните хотя бы картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и знаменитую скульптурную композицию великого Микеланджело Буонарроти «Пьета» («Оплакивание Христа»), созданную итальянским 24-летним мастером из мрамора в конце XV века… В Италии Репин учился, и, конечно же, бывал в главном соборе Рима, где находится «Пьета». Рим, по словаммолодого тогда художника Репина, был мёртвым городом, а Рафаэль – детским скучным старьем…

Репин приступил к работе над картиной «Не ждали» в начале 1880-х годов. Задуманная как психологический этюд, картина вскоре переросла в большое серьёзное полотно, посвящённое современности, обозначившее наравне с другими его работами, новый этап развития русского реализма второй половины XIX века.

Показав «Не ждали» на 12-й передвижной выставке, художник не продавал картину, предполагая ещё поработать над ней.

Эта работа была мучительной и растянулась на годы (1884 – 1888 гг.)… Из воспоминаний Стасова известно, как трудно давался художнику центральный персонаж. Репин трижды переписывал его лицо. Только в 1888 году Илья Ефимович сообщил Третьякову, который был уже собственником полотна: «Кажется, я, наконец, одолел его… Картина «запела»…» Теперь образ ссыльного всё более напоминал блудного сына, а фигура старого человека, обнимавшего его, совсем исчезла.

И, несмотря на оптимизм мастера, картина оставляет много вопросов и рождает противоречивые чувства. Пожалуй, автор так и не определился со своим отношениям к смутьянам общества. Или определился? Ведь все детали картины продуманы и проработаны очень тщательно. Вот, например, что говорит искусствовед Татьяна Юденкова: «Каждая деталь в картине неслучайна и тщательно продумана. Висящая на стене фотография императора Александра II на смертном одре (в окончательном варианте трудноразличима), недвусмысленно намекает на возможную причастность каторжанина к убийству царя-реформатора. За спиной вернувшегося зритель видел популярную в то время гравюру с картины К.К. Штейбена «На Голгофе», которая олицетворяла собой символ мученического крестного пути, пройденного ссыльным. Творчество Т.Г. Шевченко и Н.А. Некрасова, портреты которых висят по обе стороны гравюры «На Голгофе», вдохновляло многих народников на жертвенный путь».

Полотно «Не ждали» завершило серию живописных и графических произведений, посвящённых народническому движению, над которыми художник Репин трудился многие годы.

 

 

«Крестный ход»

 

Точка зрения на важные вопросы бытия у И.Е. Репина, конечно же, существовала. И это ясно не только из его обширного эпистолярного наследия.

Обратимся к его картине «Крестный ход в Курской губернии». Помню своё первое впечатление от этого полотна, увиденного мною в репродукции в раннем детстве: оно мне не понравилось. Тогда я не мог найти причину этого отторжения, а теперь знаю её.

Полотно очень большое и многофигурное. Художник работал над картиной долго. На ней изображено торжественное религиозное шествие в Курскую Коренную Рождество-Богородицкую пустынь, куда летом стекались (и ныне стекаются) паломники со всей России, и куда художник сам специально ездил в 1881 году. Центром притяжения верующих людей была и является великая святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение», именуемая Курская-Коренная: теперь она вновь в России, на своём исконном месте.

Реальные наблюдения имели для Репина огромное значение, поэтому география места неслучайна и подчёркнута в названии полотна.

Подсчитано, что в этой репинской картине изображено более 70 фигур. Каждая из них имеет ясную характеристику, отличаясь по социальному положению, возрасту, типу, выражению лица, жестам…

В многообразии образов, полагал мастер, видится правда жизни. Но так ли это в его картине? Посмотрите на православных христиан, участвующих в этом шествии. Как относится к ним творец и что говорит нам? Репин живописует смирение, ханжество, равнодушие, самодовольство, простодушие, спесь, человеческое уродство, душевную неразвитость… Современники удивлялись присутствию в репинском полотне большого числа полицейских, что не соответствовало действительности. Зачем художник исказил реальность? Зачем сознательно нарушил реальные взаимоотношения между фигурами? Репин увеличивает размер фигур конных жандармов и десятников по отношению к паломникам. Не только само присутствие жандармов, но и их излишне преувеличенный масштаб, подчёркивающий превосходство над толпой верующих людей, вызывали откровенное недовольство как критики и публики, так и близкого окружения художника. И ещё одна важная сцена в картине акцентирует мысль Репина: горбун с одухотворенным лицом и внутренней устремленностью не видит угрожающей ему опасности…

Репинский «Крестный ход» взбудоражил общественное мнение современников. П.М. Третьяков, приобретая картину, советовал художнику смягчить критический пафос и «…на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верой или даже восторгом…» Меценат уверял Репина, что и теперь есть «глубоко верующие» люди, и просил озарить «все фигуры верою». Тогда, по мысли собирателя, это была бы «глубоко русская картина». Репин ответил решительным отказом, ссылаясь на свою приверженность «правде жизни»… В чем же она для него заключалась? В. Стасов,  не соглашаясь с художником, писал: «Все сами добровольно идут и жарятся на солнце, потому что они великое, душевное дело справляют: несут чудотворную икону»… Многие современники обратили внимание на «лихого» урядника, яростно лупящего нагайкой людей «без нужды, без цели, просто так, по усердию» (из переписки Третьякова и Стасова). Репинского урядника горячо осудил также  великолепный художник В.В. Верещагин, не давал он покоя и Третьякову: «Репин переписал в «Крестном ходе» воздух, картина выиграла, и куда бы ещё выиграла эта чудесная вещь, если бы убрался этот противный урядник!» Кстати, и сегодня историки считают присутствие жандармов вымыслом.

В советское время полотно трактовали как яркое, сатирическое, бичующее низменные пороки старого общества.

И последнее замечание по этой работе Ильи Ефимовича: Курской святыни в картине нет, то есть, вероятнее всего, она находится в ковчеге, бережно несомом мужиками. И вновь вопрос: почему художник не запечатлел образ Богоматери? Блещущая на солнце икона, что несёт помещица, – это аналойная или домашняя икона, в которой читается образ Богородицы «Умиление».

Хочется поддержать Павла Третьякова, – великолепной по исполнению картине мешает антихристианское видение мира, присущее Репину. Это и огорчает.

 

 

«Картина крови»

 

Думаю, что полотно И.Е. Репина «Перед исповедью» автобиографично, так как создано по зову души. Нет, конечно же, художник не был в тюремных застенках. Получая от Государя заказы на парадные портреты, Репин мог не только хорошо заработать, но и получал возможность свободно и бездумно творить, не думая о финансах. Его работа «Перед исповедью», конечно же, протестная. Она, скорее всего, отображает его глубинное отношение и к Государю, и к политическому устройству России, и к Русской Церкви. Время работы над полотном (1879-1885), вновь говорит нам об актуальности для художника этой темы.

Об этой же антихристианской позиции – главное историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван». Репин признавался, что идея картины родилась у него, когда его «…чувства были перегружены ужасами современности». Что это были за ужасы? Репин имел в виду не убийство Александра Второго, а последовавшую за этим казнь народовольцев. Невзирая на призыв В. Соловьева к императору Александру Третьему остаться христианином и помиловать убийц царя-освободителя, исполнив Божью заповедь «не убий», публичная смертная казнь состоялась.

Сам художник называл это эпатажное полотно «картиной крови». Живописца и протестанта критиковали за излишество этой крови. Считалось, что самой картиной Репин намекал на императора, предавшего преступников должному наказанию.

Неудивительно, что на это полотно Репина был наложен цензурный запрет как «на картину, оскорбляющую у многих правительственное чувство». Её сняли с передвижной выставки, а Павлу Третьякову, купившему картину, было запрещено показывать её публике.

Современники отрицательно отнеслись к картине. Её нет на нынешней выставке в Третьяковке. За всю свою историю она страдала дважды от рук психически неуравновешенных людей. Впервые это произошло 16 января 1913 года: старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» внезапно набросился на картину с садовым ножом и нанёс ей три удара. После инцидента хранитель галереи Хруслов покончил с собой, а попечитель Остроухов подал в отставку. Отреставрированная картина была помещена под стекло.

Сравнительно недавно, 25 мая 2018 года, уже другой наш соотечественник, схватив металлическую стойку ограждения, стал наносить ею удар за ударом. Стойка пробила защитное стекло, и осколки под силой ударов прорвали холст в нескольких местах. Вандала задержала полиция. Потребуются большие средства и специальное оборудование для новой реставрации «картины крови».

 

 

***

 

По мнению современников И.Е. Репина и историков нашего времени, не стоит отождествлять труды этого художника с чем-то хотя бы отдалённо напоминающим историческую живопись. Александр Бенуа сотню лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ!). «Вообще неспособным к исторической живописи» признавал его Владимир Стасов. И даже ученик знаменитого живописца И.Э. Грабарь свидетельствовал: «Конечно, Репин не исторический живописец».

Отдавая должное таланту, будем бдительны и не станем подпадать под обаяние несомненного мастерства живописца И.Е. Репина. То, что не годится в качестве положительного образца, всегда ведь может служить пищей для рассуждений о поисках Истины.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов