Под знаком Аксакова

1

6899 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 124 (август 2019)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Анашкин Эдуард Константинович

 

В наше время, когда государство почти не поддерживает выход книг даже профессиональных писателей, самодеятельному автору тем более не стоит рассчитывать на издание книги за государственный счет. Знаю по отзывам коллег из разных регионов России, что такие непрофессиональные авторы годами, если не десятилетиями, безуспешно обивают чиновные пороги, мечтая издать свою книгу. Взять в руки долгожданное детище и в лице книге обрести подтверждение своих авторских прав. Но некоторые авторы понимают, что хуже нет догонять и ждать, и идут другим путем. Не ждут милости от государства, а сами берут в свои руки ответственность за свою творческую судьбу.

 

Так недавно поступили авторы Оренбургского областного литобъединения им. Аксакова, выпустив своими силами первый независимый Аксаковский альманах «Алый цвет». Альманах собрал под своей красивой обложкой, которой картина выдающейся оренбургской художницы Ольги Нагорной, самый разновозрастной творческий состав – от совсем юных авторов, таких, как 9-летняя Екатерина Мотыженкова и до убелённых сединами, таких, как 83-летний Евгений Жиров. Качественно изданный в Санкт-Петербурге, альманах представляет на своих страницах строго отобранные стихотворения почти 30 поэтов и отличную прозу (Андрей Юрьев).

Как пишет в предисловии к альманаху составитель, член Союза писателей России Диана Елисеевна Кан: «В альманахе представлены тексты писателей-профессионалов, членов писательских союзов, а также стихи начинающих литераторов, ибо литература – не равномерно подстриженный газон, где все равны и одинаковы, литература – природный лес, где в идеале гармонично соседствуют самые разные растения. Где всё пребывает в природной гармонии, ибо никакая, даже самая красивая, ромашка не додумается оспаривать право кедра быть собой».

 

Очень необычно и красиво в Аксаковском альманахе выглядят на фото авторы, одетые в уникальные исторические древнерусские костюмы, автором которых является также художница Ольга Нагорная. Нет смысла перечислять всех авторов, но хочу сказать, что со страниц издания распахивается самая что ни на есть разнообразная жизнь оренбургской и российской глубинки. Я с удовольствием обратил внимание на то, что круг авторов не ограничивается только городом Оренбургом. Не отверг альманах и поэтов оренбургской глубинки. К примеру, такая тонкая лирическая подборка молодой поэтессы Валерии Донец. Очень тронуло ее стихотворение про бездомного котенка. Ведь в этой «кошачьей» трагедии узнаваемы судьбы людей. Никто не отменял великой формулы Сент-Экзюпери, что мы в ответе за тех, кого приручили:

«Шел дождь осенний средь потемок, //Ночные разрывал пути, //Промок на лавочке котенок, //От роду месяцев пяти. //Малыш в немой тоске и грусти, //А дождь нещадно лил и лил... //Котенка больше в дом не пустят //Все те, кого он так любил...
 //Под ливнем он промок, несчастный, //От голода совсем замерз. //Еще вчера был дома счастлив, //А завтра может быть мороз. //На окна смотрит он с надеждой, //Домашний обрести причал... //Хозяев бы любил, как прежде. //И у порога бы встречал... //Он многого совсем не просит, //Любви и больше ничего //А на дворе рыдает осень, //Которой тоже жаль его.
(Валерия Донец)

Просматривая альманах, я обратил внимание и на то, что в нем много молодых поэтов. Порадовался – есть будущее у русской поэзии, которую так старательно хоронит и никак не может похоронить антикультура. Особой музыкальностью тронули стихи про осень Ирины Лавриной. Что ж, осень - самое любимое время года у всех поэтов, начиная с Пушкина:

«Осень холодная, осень угрюмая, //Словно туманом, окутана думами. //В маске дождя и в костюме уныния, //Жаль, что тебе не подруга отныне я. //В городе бродишь, совсем удручённая, //Будто навеки с дождём обручённая. //Ты позабыла лучи золотистые //Вальсы танцуешь теперь ты - до твиста ли? //Переходящий порой в снегопад, //Дождь в тебя тайно влюблён, говорят. (Ирина Лаврина)

В наше время, когда молодое поколение России предоставлено самому себе, когда редкие государственные программы патриотического воспитания молодежи тонут во всевозможных рок-концертах и прочей пошлости, так важно, когда молодые и юные поэты, несмотря на такую ситуацию, растут не просто патриотами своей страны, но патриотами просвещенными, знающими историю Отечества. Пример тому – подборка 10-летней Ксении Мотыженковой в альманахе. И особенно финал стихотворения «Уроки истории»:

//…Неужто мы сменяем на айфоны, //Которые, по сути, не нужны. //О подвигах прапрадедов не помня, //Великую историю страны? //Давай учить истории уроки. //А классику читать и почитать. //И жизнь свою, подаренную Богом, //Высоким русским смыслом наполнять. (Ксения Мотыженкова)

 

Раздумья авторов более старшего возраста о судьбе России порой горьки. Раздумья матерей – вчерашних умниц-девочек, которые выросли и теперь растят своих детей. Поэтесса Елена Кубаевская – автор едва самой гражданственной подборки в Аксаковском альманахе:

«Мужья – «афганцы», сыновья – «чеченцы». //С какой войны теперь нам внуков ждать? //Мы - Ярославны … Участь русских женщин //Рожать, любить, растить и провожать. //Потом мальчишки, видевшие взрывы, //Никак не могут вжиться в тишину. Пьют за друзей, за то, что чудом живы, //Клянут войну... И рвутся на войну. //А в поле осыпается пшеница, //Молчат цеха, жирует нагло мразь. //Доколь еще сыновней крови литься, //Доколь войне сыночков наших красть?.. //Чужою опаленные войною, //Седыми возвращаются сыны - //Российские «чеченцы» и «афганцы», //Герои нескончаемой войны. (Елена Кубаевская).

 

Молодую 22-летнюю Наталью Кукушкину отметил для себя едва ли не как самое яркое поэтическое открытие альманаха. Пока ее ровесницы пишут о любви и о личном, Наталью занимают отнюдь не подростковые проблемы. К примеру, судьба поэта в России, всегда являющаяся примером гражданского и личностного выбора, который никто за поэта не сделает. Творческий выбор Натальи Кукушкиной – в каждой строке – это ее гражданский выбор. Для себя взял на заметку это имя и теперь буду внимательно следить за дальнейшими публикациями этой замечательно талантливой молодой поэтессы, которая умеет писать так современно, но при этом чтит классику:

«Улыбайся, когда боль ломает ребра //И наружу рвётся звериным охрипшим воем. //Улыбайся назло палачам-небоскрёбам, //Сжигающих нас июльским смертельным зноем. //…//Улыбайся, когда небо рухнет на хрупкие плечи, //А июльское солнце станет взахлеб смеяться. //Улыбайся, ведь ничто не бывает вечно - //Ты со всякою болью научишься впредь справляться. //Улыбайся, чтоб казаться всесильно-смелой, //Пусть рыдает в бессилье твой бессердечный палач. //Улыбайся, однажды ты станешь первой. //Улыбайся, а после...а после плачь. (Наталья Кукушкина)

 

Заветам Аксакова верна и самая юная – девятилетняя поэтесса Екатерина Мотыженкова. Автор яркого, несмотря на возраст, темперамента, со стихами, пронизанными русским духом на уровне музыкальности:

«Эх гармошка говорушка. //Заливаешься частушкой. //Рвёшься, на любовь похожа. //Аж мороз бежит по коже! //Песнь заводишь, удалая. //В пляс несёшься, боевая. //Каблучками стук да стук - //Дорогой для сердца звук. //Веселишь, не уставая, //Звонкая гармонь родная. //На вечёрке запоёшь - //Прямо за душу возьмёшь. //Ты, гармонь моя родная, //Песни пой, не уставая. //Песня - русская броня. //Супостат бежит, шумя. (Екатерина Мотыженкова)

 

Поэт Юрий Леонидович Полуэктов принадлежит к счастливому поколению, которое в детстве еще застало русскую печь. Эту матушку, кормилицу и целительницу каждой русской семьи! Но поскольку во времена, о которых пишет Юрий Полуэктов, на дворе уже стояла советская эпоха всеобщей грамотности, потому стал возможен на русской матушке-печке кот с таким необычным литературным именем – Амфибрахий. Это как примета эпохи, когда советское гармонично уживалось с русским на русской печи! Такой несуетной теплотой веет от этого стихотворение, что хочется в нем остаться и поселиться… Хотя и советское, запечное и относительно беспечное, детство вовсе не обходили трагедии, как явствует из глубоко трагического и неожиданного финала этого светлого, стихотворения:
«…В сенях снежок сухой морозный //Мне с валенок сбивает мать. //Сегодня вновь китайской розе //Роль ёлки праздничной играть. //Блаженно жмурится в овчине, //Кот Амфибрахий на печи. //А я так счастлив без причины, //Что хоть от радости кричи. //Не в силах дольше ждать, украдкой //Я всё же пробую на вкус //Вобравший дух дубовой кадки //В капусте квашеный арбуз. //На маме, тщательно скрывая //В лице мелькнувшую печаль, //Каймой пуховою играет //На плечи брошенная шаль. //В игрушки розу наряжаем. //Беспечно бьёт за часом час. //Мне пятый год. И я не знаю - //Что с папой мы в последний раз. (Юрий Полуэктов)

 

Самый пожилой автор Аксаковского альманаха Евгений Жиров тем не менее открыт охоте к перемене мест. Спасибо альманаху, что не делает возрастной ценз основополагающим, не сбрасывает с корабля современности пожилых авторов, как некий списанный человеческий материал! Ведь при профессиональном строгом отборе стихотворений – право публикации таких авторов порой становится для них глотком свежего воздуха. Учиться литературным навыкам как никогда не рано, так и никогда не поздно, было бы желание:

«И снова поезд мчится сквозь леса, // Сквозь пашен черноту, сквозь перелески, // И снова вижу я твои глаза // То теплые, то дерзкие, в усмешке. // А поезд все летит, летит стрелой, // Разъезды за спиною оставляя. // А я спешу к тебе, спешу домой //И ветер рвется, душу окрыляя» // Разъезды за спиною вновь и вновь // Несется поезд, зримо приближая, // Восторженные слезы и любовь // Взамен тоски, что без конца и края…» (Евгений Жиров)

 Закончить обзор Аксаковского альманаха я хочу одним из самых молодых авторов, имя которому Максим Олейников. Совсем юный парень, но обладающий зрелым мышлением человека, который думая о себе, думает о стране, в которой живет. И это поэтические думы зрелого человека, ведомого мечтой к цели, имя которой – Россия. Максим Олейников сдержан в стихах, лиризм его стихов даже суров, но когда читаешь его, ощущаешь ту мужскую спайку слова с делом, которую нам завещали классики:

«Я вышел на чужое поле. //Я был наивен, как дитя //Я жаждал радости и воли, //С судьбой играя, не шутя. //Неудержимым ураганом //Я за мечтой упрямо шёл. //Не полонён лихим арканом, //Свободу я в душе обрёл. //Чужое восходило солнце, //И угасал чужой закат. //Светилось тусклое оконце //Фантомных призрачных палат. //Суровый лёд истёк слезами, //Оставив вьюги позади. //Я сдал на мужество экзамен, //Мечту увидев впереди. (Максим Олейников)

 

Наше время более ориентировано на городской «асфальт», чем на сельский «назем». Уходят великие писатели-деревенщики России, продолжатели дела печальника русской земли Аксакова. Но отрадно, что дело Аксакова продолжается. Альманах «Алый цвет», осененный именем великого славянофила, пример того, что на земле могут расти не менее красивые цветы, чем на асфальте.

 

 

Читать Альманах.pdf

   
   
Нравится
   
Комментарии
Александр Степанов
2019/08/28, 11:35:15
Браво, Эд! Везде успеваешь, брат!
Эвелина Глазкова
2019/08/14, 10:37:46
Просто великолепный материал! Читается на одном дыхании. Благодарю и автора Эдуарда Константиновича Анашкина, и нашу любимую Диану Кан - поборникам и глашатаем величия русского слова.
Словом можно просто убить...
Но можно навечно людей прославить..
Слово можно слушать... и пить,
А можно судачить... но можно и править!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов