Анастасия Борискина. «Когда мы друг друга не знали». – М.: «Филинъ», 2019.
Предисловие книге Анастасии Борискиной начинается словами её героев.
«– А о чём ты пишешь? – поинтересовался Макс.
– О любви, дороге, приключениях, но более о человеческих отношениях. Об отношениях мужчины и женщины, ребёнка и взрослого, начальника и подчинённого...».
Далее следует мысль о том, что этими самыми словами Анастасия Борискина точно очертила круг своих задач в книге «Когда мы друг друга не знали». Конечно, обо всём – это тоже самое, что ни о чём! Как-то очень уж широко. Но еще больше меня смутил подзаголовок «Визуальная психологическая драма».
Стало ясно, что уж дальше будет чтение необычное. Ан, нет! Очень даже простое чтение состоялось, самое что ни на есть обыкновенное. Структура книги вроде бы очень простая, названия глав совсем элементарные и точно формулируют содержание. «История Крана», «История Романа» и т.д. Да и забыл я про подзаголовок.
Даже в какой-то момент показалось, что я читаю автореферат к диссертации. А потом вдруг – раз, и мне дадут диссертацию с полным текстом! Согласен с автором предисловия, что книга Анастасии Борискиной как бы собрана из разных, небольших книжечек. Ну, это не беда. Читателю, наоборот, такое разнообразие тем и размышлений пойдет только на пользу. Вроде как получилось много судеб, с одной стороны связанных воедино, но с другой – они всё-таки далеки друг от друга.
А вот образ главной героини, по-моему, автор явно переоценил. Она писатель? Очень сомнительно. И слишком самонадеянно. В лучшем случае девушка похожа на журналиста районной газеты, хотя сейчас их уже почти не осталось. Ни районных газет, где работают журналисты, ни самих тружеников пера такого же уровня. По манерам и самодостаточности героиня – шустрая блогерша с завышенной самооценкой. Вот их сейчас – пруд пруди!
Но согласно содержанию героиня нашей умозрительной психологической драмы пишет роман. И даже написала его, как выяснилось в конце. Я, правда, запамятовал, издан он или нет? Но читать заново драму не буду. Это, в конце концов, не важно. У Анастасии Борискиной вокруг написания романа «крутится» сюжетная линия. Оно (писательство) для неё едва ли самая важная жизненная составляющая. Кстати, и возможность писать у неё тождественна праву жизнь оценивать, как бы видеть со стороны. И она относится к этому как к возможности сдать зачёт в учебном заведении. Дескать, попробуй, вдруг сдашь с первой попытки. Да-да, об этом тоже написано в предисловии. Но в драме данной проблеме отведено так мало места, что я и забыл об этом.
Да и не очень-то героиня оценивает то, что вокруг происходит. Автор книги просто напросто рассказывает нам о тех людях, с которыми свела судьба её героиню. Перечисляет факты их биографии. У этого сначала было такое детство, а потом пришла вот такая юность. И так далее.
Согласен, что главное для писателя – человек, и объективно – образ его мыслей, его жизнь и судьба. О своей героине Анастасия Борискина говорит честно и искренне. Но как-то слишком уж правильно. Чего-то мне не хватило в этом образе. Может, недостатков?
«Её героиня честна и перед собой, и перед читателем. Она смело и уверенно говорит о своих намерениях. Героиня близка автору по своему жизненному кредо? Или я ошибаюсь? Пожалуй, так оно и есть, но, как известно из литературоведения, художественный образ всегда шире авторского замысла... Она деликатна, умна и доброжелательна. Анастасия Борискина знает чувство меры в такой непростой теме, как психология личности. Как, впрочем, и сам «предмет». Я говорю о психологии. Это в первую очередь относится к образу главной героини».
Я бы, конечно, порассуждал на тему, близка автору героиня или нет, если бы знал Анастасию Борискину лично или хотя бы что-то читал из её ранее опубликованных произведений. Но этого не случилось. А потому меня пока что примирил с действительностью тот факт, что Анастасия Борискина дипломированный педагог, кандидат педагогических наук. А еще и практикующий психолог. Так вот где «собака-то порылась»! Зануды они – педагоги! Правильные зануды. А если к этому еще добавить практикующую психологию – то будут правильные зануды вдвойне. Это я рассуждаю о профессии в целом, а не об Анастасии Борискиной в частности. Но зато у них можно многому хорошему научиться. Что несомненный плюс. Большой плюс.
Анастасия настаивает на своей точке зрения. Как профессиональный психолог. Она, правда, даёт нам возможность самим делать выводы. Но под своим контролем. Дескать, это вот сложилось так и никак не могло сложиться иначе. Без сомнений и неуверенности.
«Далее надо рассказать о том, что проза Анастасии Борискиной привлекает звучанием живого слова. Это типичный штамп, но ведь лучше не скажешь. Слова в её тексте «живут». Драма богата диалогами, яркими, легкими. Очень современными, но без пошлости, что есть примета времени. А у Анастасии Борискиной нет такой приметы времени. А есть живой литературный язык».
Да, спорить не буду. Живо написано. Много диалогов, простых и очень легко воспринимаемых. Временами кажется, что это был сценарий, переделанный в прозу. А почему бы и нет? Можно переделать обратно, причем, не особо напрягаясь, и растянуть эту драму на длиннющий сериал. С интересным режиссером может получиться хорошее кино. Но это совсем другая история.
Поймал себя на мысли, что я все время соотношу свои впечатления с автором предисловия. Наверное, лучше бы я его не читал.
Согласен с тем, что Анастасии удалось в своем произведении передать искренность человеческих чувств и переживаний. Да, это есть. Именно ощущение честности и правдивости. «Анастасия пишет спокойно и миролюбиво. Она рассказывает о судьбе своей героини тепло и как-то «уютно» что ли. Она иронична, но не зла. Её ирония деликатна, осторожна и этим симпатична читателю (я о себе). Но, полагаю, я буду не одинока в своем восприятии».
Но вот мудрствования о мастерстве писателя, я полагаю, можно опустить.
В предисловии очень красиво все это обсуждается. Но я бы вернулся к этому вопросу через несколько лет и по поводу не только одной книги Анастасии Борискиной. Правильно? Мало материала.
Пока что автор сделал попытку провести нас по лабиринту человеческих отношений. Она настаивает, что все межличностные отношения – лабиринт. Человеческие отношения – сложный лабиринт, с этим я тоже соглашусь. «Но не всё в жизни можно объяснить. И выход из лабиринта можно найти не всегда. Всяко бывает. Но я в её психодраме именно лабиринт и не увидела. Не потому, что его нет. Я смотрю не на то, что очевидно. А всё-таки задумываюсь, что в жизни не всегда получается так, как нам хочется. Почему? Каждый читатель должен сам ответить на этот вопрос. Наверное, такой подход кроется в подзаголовке произведения. «Умозрительная психодрама».
Не исключено. Хотя, по-моему, не нужно читателю давать советов и рекомендаций, в том числе и в подзаголовках литературных произведений. Мы, читатели, в состоянии сами разобраться, что к чему. И сделать выводы. Тем более что книга – всё-таки художественное произведение, а не пособие по психологии.
«Назначение быть человеком велико и ответственно, именно человек отвечает за мир внутри и вокруг себя. Человеку предназначена, предопределена встреча. Встреча эта, как филигрань, хрусталь или первый лёд в ноябре слишком хрупка. Встреча эта – судьба, или переплетение судеб».
Да, именно так и никак иначе.
Литераторы многих поколений следовали завету Виссариона Белинского – сгущать правду жизни, типизировать, стирая случайные черты, чтобы увидеть «как мир прекрасен».
Анастасия Борискина, по-моему, поступила так же. Просто и ясно показала нам довольно большой круг наших современников. И в этом её несомненная заслуга. Ну а конспективность изложения спишем на издержки молодости и поспешность.
Книга-то – одна из первых в библиографии автора.
Ну а значит – нас еще наверняка ждут новые встречи с творчеством Анастасии Борискиной, нашего интересного и, безусловно, талантливого современника.