Константин (Кирилл) Михайлович Симонов – известный русский поэт, прозаик и драматург, большая часть творчества которого посвящена Великой Отечественной войне. Герой Социалистического труда. Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.
Родился 28 ноября 1915 года в г. Санкт-Петербурге. Уже в возрасте двадцати пяти лет Константин Симонов утвердился как поэт.
В качестве военного корреспондента он участвовал в боевых действиях против японских войск на реке Халхин-Гол (1939), в Советско-финской войне (1939-1940), в Великой Отечественной войне (1941-1945). Писатель собственными глазами видел масштабы происходящих событий и сумел отразить в своих произведениях всю суровую правду тех страшных лет. Стихи Симонова пользовались огромной популярностью, а имя автора стало символом патриотизма. В годы войны из печати вышли два его поэтических сборника: «С тобой и без тебя», «Война»; пьесы: «Русские люди», «Жди меня», «Парень из нашего города», «Так и будет», «Под каштанами Праги»; повесть «Дни и ночи».
Вспоминаю, как в семидесятые годы прошлого столетия я несколько часов простоял в очереди в книжном магазине, чтобы купить томик избранных стихотворений Константина Симонова и с какой жадностью читал потом их!
В нашей стране, наверное, не было человека, который не знал бы стихотворений К. Симонова: «Если дорог тебе твой дом…», «Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Безымянное поле», «Убей его!», «Товарищ», «Ни любви, ни тоски, ни жалости», «Смерть друга», «Дом друзей».
Война началась для СССР в 1941 году с ряда поражений, но она не была и для немцев «лёгкой прогулкой». Русские сражались отчаянно, что значительно ослабило противника, снизило скорость его продвижения и силу последующих ударов.
Есть что-то, позволяющее России на протяжении многих веков выходить победительницей из крайне тяжёлых положений. Ответ очевиден: всякий раз, когда неприятельская армия вторгалась в пределы страны, война неизбежно перерастала в народную. Готовность наших людей сражаться до последней капли крови, до последнего дыхания переломила хребет немецкой военной машины. Наш народ выдержал натиск вторжения, а потом и разгромил врага.
В 1941 году (в самом начале войны) Константин Симонов написал очень трогательное и обладающее огромной силой воздействия стихотворение «Жди меня, и я вернусь»: «Жди меня, и я вернусь, / Всем смертям назло. / Кто не ждал меня, то пусть / Скажет: Повезло. / Не понять, не ждавшим им, / Как среди огня / Ожиданием своим / Ты спасла меня…». Шла война. Она затронула практически каждую семью в нашей стране. Миллионы людей расставались друг с другом. Для многих эти прощания были последними. Стихотворение стало для них священным талисманом, давало надежду на скорую встречу. Оно призывало вопреки всему – надеяться и ждать! Эта вера будет во многом поддерживать мужество и стойкость фронтовиков. «Жди меня» повторяли за автором сотни тысяч мужчин и женщин.
Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны: «Опять мы отходим, товарищ, / Опять проиграли мы бой, / Кровавое солнце позора / Заходит у нас за спиной…» («Безымянное поле»). Одним из таких стихотворений является и «Майор привёз мальчишку на лафете…», которое пользовалось большой популярностью среди солдат и офицеров, побуждало их к справедливому возмездию. И мы видим, что даже в труднейших условиях начального периода войны основная масса наших воинов сохраняла уверенность в победе над врагом.
Произведения Константина Симонова имеют очень сильную эмоциональную окраску. Поэт своими глазами видел расстрелянных и замученных фашистами людей, разрушенные и сожжённые города и деревни. Война! В этом слове: слёзы, смерть, горе, беда, разруха и страдания! В стихотворении «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом») он обращается непосредственно к каждому нашему солдату: «За чужой спиной не сидят, / Из чужой винтовки не мстят. / Раз фашиста убил твой брат, – / Это он, а не ты солдат… / Так убей же хоть одного! / Так убей же его скорей! / Сколько раз увидишь его, / Столько раз его и убей!» В 1942 году, когда Симонов написал это стихотворение, фраза «Убей его» воспринималась всеми абсолютно естественно и выражала искреннее желание нашего народа. Люди хотели справедливого возмездия фашистским грабителям и убийцам за причинённую ими боль и страдания.
Глядя на бескрайние русские просторы, поэт понимал, что в народе, в деревнях и сёлах сохранилось то главное, что не позволит сложить оружия, пока враг не будет разгромлен и изгнан. Война не проиграна, если дух народа не сломлен. А истоки массового героизма заложены в русском национальном характере. «Победить или умереть» – так стоял вопрос в этой войне: «Ты знаешь, наверное, всё-таки Родина – / Не дом городской, где я празднично жил, / А эти просёлки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил…» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»).
Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом: «В нас есть суровая свобода: / На слёзы обрекая мать, / Бессмертье своего народа / Своею смертью покупать» («Слава»). «Мать будет плакать много горьких дней, / Победа сына не воротит ей. / Но сыну было – пусть узнает мать – / Лицом на Запад легче умирать» («Товарищ»). Читаешь эти стихотворения и становится горько и больно, что всё это было наяву в жизни наших отцов и матерей: потери родных и друзей, кровь и боль госпиталей. 9 мая 1945 года – это не только победа оружия, но и победа народного духа.
О своей Родине поэт пишет: «Касаясь трёх великих океанов, / Она лежит, раскинув города, / Покрыта сеткою меридианов, / Непобедима, широка, горда…» («Родина»). Хочется подчеркнуть: широка, горда, непобедима!
Сборник стихотворений «С тобой и без тебя» стал основой его любовной лирики. «Мы умираем, заслонив собой / Вас женщин, Вас, беспомощных и милых…» («Хозяйка дома»). «Мне не надо в раю тоскующей, / Чтоб покорно за мною шла, / Я бы взял с собой в рай такую же, / Что на грешной земле жила, – / Злую, ветреную, колючую, / Хоть ненадолго, но мою! / Ту, что нас на земле помучила / И не даст нам скучать в раю…» («Ни любви, ни тоски, ни жалости»). «Где юность наша? Где забытый дом? / Где Вы. Чужая, нежная? Когда, / Чтоб мёртвых вспомнить, за одним столом / Живых сведёт Полярная звезда?» («Полярная звезда»). Мужество и любовь неразделимы в сердце солдата, поэтому симоновские стихи так трогают душу.
Что дает человеку дружба? Есть ли что-то важнее? Ответы на эти вопросы, мы получаем, читая произведения К. Симонова.
«Дружба настоящая не старится, / За небо ветвями не цепляется, – / Если уж приходит срок, так валится / С грохотом, как дубу полагается. / От ветров при жизни не качается, / Смертью одного из двух кончается» («Три стихотворения»).
Стихотворение «Смерть друга» посвящено памяти Евгения Петрова: «Неправда, друг не умирает, / Лишь рядом быть перестаёт. / Он кров с тобой не разделяет, / Из фляжки из твоей не пьёт… / Но всё что между вами было, / Всё, что за вами следом шло, / С его останками в могилу / Улечься вместе не смогло…».
Когда ты привыкаешь к другу, а потом теряешь его, приходит боль и отчаяние.
Как реквием звучат строки: «Никак не можем помириться с тем, / Что люди умирают не в постели, / Что гибнут вдруг, не дописав поэм, / Не долечив, не долетев до цели…» («Всю жизнь любил он рисовать войну»).
И хорошо, когда есть такое место, куда можно придти со своими переживаниями, болью:
«Дом друзей! – в нём свои есть заботы, потери – / Он в войну и с вдовством, и с сиротством знаком, / Но в нём горю чужому открыты все двери, / А своё, молчаливое, – век под замком…» («Дом друзей»).
После войны появились сборники очерков, написанные Симоновым: «Письма из Чехословакии», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента», романы «Живые и мёртвые» (трилогия: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), «Товарищи по оружию», повести: «Дым Отечества», «Случай с Полыниным», «Четыре шага», «Двадцать лет без войны», «Мы не увидимся с тобой», пьеса «Четвёртый».
В прозаическом творчестве Симонов не отошёл от своих основных литературных принципов. Он писал с откровенностью и суровой беспощадностью человека, видевшего, сколько усилий и жертв стоит каждый день этой войны. Основное внимание автор уделяет нравственной основе поступков своих героев, противостоянию жизни и смерти. Смерть на фронте становится явлением повседневным, в то время как в мирной жизни – событие чрезвычайное. Автор стремится к тому, чтобы без всяких прикрас и преувеличений раскрыть героизм человека на войне.
Умер Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в г. Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.
От Великой Отечественной войны нас сегодня отделяют семьдесят четыре года, но произведения Константина Симонова продолжают звучать, призывая к миру, добру и братству. Многосторонняя связь с жизнью дала возможность писателю создать произведения, которые стали вершинами нашей литературы о войне. Он понимал могучую силу слова, способную вдохновить человека на подвиг.
Комментарии пока отсутствуют ...