Желание рассказать

5

8201 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 123 (июль 2019)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

Вилен Иванов. «Три возраста: социолитературный нарратив». М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019.

 

Новая книга Вилена Иванова приурочена к юбилейной дате. Три возраста – это понятно, а вот словосочетание «социолитературный нарратив» меня поначалу озадачило. Но есть же словарь! Там значится: «Понятие “нарратив” появилось в философии в эпоху постмодерна и, с научной точки зрения, означает исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира. Впервые этот термин был употреблён в 1968 году в книге болгарского философа Цветана Тодорова “Грамматика Декамерона”. В ней теоретик ввёл понятие нарратологии как “науки о рассказе”».

Ролан Барт (ещё один основоположник нарративной философии) в своём эссе, написанном в 1969 году, считает, что нарратив – это способ бытия «сообщающего» текста.

Его особенность в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки. Если отбросить сложную философскую терминологию, то можно сказать так: Нарратив – это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование).

Одна и та же история с людьми с разными взглядами рассказывается по-разному. Это – главная отличительная особенность нарратива.

В общем, так: нарратив, словами американского философа Артура Данто, это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика. Как всё непросто! Но и Вилен Николаевич Иванов, личность уникальная.

 

В аннотации к его новой книге сказано, что  «В этой книге известный социолог и литератор повествует “о времени и о себе”. Рассказать о времени – это значит рассказать о людях, его сотворивших, о себе – как об одном из них. В своем повествовании автор использует различные средства, как сугубо научные (социологические), так и литературно-художественные.

Прозаическую часть книги, посвящённую профессиональной деятельности автора на разных её этапах, дополняют «раздумья юбиляра», раскрывающие в поэтической форме его ценностные ориентации и житейские предпочтения, его взгляды на вечные проблемы человеческого бытия, его видение прошлого и настоящего»

Вилен Николаевич Иванов живёт долго и в активном служении Отечеству. Просто сказать, что 85 лет – это, как теперь говорят, «круто», или, как говорили раньше (всегда) – это серьёзно! Солидная дата, нет сомнения. Но сам по себе возраст, – обычные цифры. А в сочетании с многолетней активной научной и творческой деятельностью – замечательный, достойный уважения и зависти юбилей, который нельзя не заметить и на который нельзя соответствующим образом не отреагировать.

Как пишет сам юбиляр:

 

Поставил цель – хочу признаться –

К грядущей дате труд издать,

О совершённом отчитаться

И о коллегах рассказать.

 

Опыт юбилейных повествований у Вилена Иванова имеется, причём весьма солидный. Он выпустил книги: «Откровения», «Юбилеи. Заметки социолога», «Люди и годы. Записки социолога». Однако тему нельзя считать исчерпанной.

«Юбилей – это в первую очередь воспоминания о прошлом, о делах “давно минувших дней”, о делах главным образом. И это их осмысление и оценка с позиций еще более “повзрослевшего” человека. Но чтобы придать воспоминаниям какую-то стройность и логическую последовательность, я решил придерживаться возрастной хронологии».

В новой книге В. Иванов выделил главы: Первый возраст (1934-1974). Второй возраст (1974-2004). Третий возраст (2004-2019). Подобная градация почти совпадает с представлениями автора о молодости, зрелых годах и «третьем возрасте».

Воспоминания. Их много и становится всё больше. И все они разные по характеру. Одни могут согревать душу, другие вызывают тревогу и огорчения. У А.С. Пушкина есть такие строчки:

 

Того змея воспоминаний,

Того раскаянье грызет.

 

В. Иванов пишет, что от «змеи воспоминаний», «раскаяние» за совершенное случайно или по своему «неразумному» умыслу, от чего уже нельзя, хотя и хотелось бы, отказаться, в жизни любого человека, конечно же, есть. Он считает, что таких эпизодов в его жизни было совсем немного. Писать о них или не писать? А вдруг они будут не интересны читателю или, совсем напротив, именно они и будут в первую очередь интересны как нечто поучительное? Но это читатель увидит только по прочтении.

Без сомнения, в первую очередь запоминается (и вспоминается) то, что случалось в жизни в первый раз. И речь идёт не только о первой любви, о которой все всегда помнят, но и о многом другом. Я вспоминаю, пишет В. Иванов, своё первое выученное наизусть во 2-м классе сельской уральской начальной школы в эвакуации в годы Великой Отечественной войны стихотворение (первые три части поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»), своё первое опубликованное в стенной газете стихотворение, посвящённое В. Маяковскому, получение первого офицерского звания «лейтенант» (1954), своё первое социологическое исследование, проведённое на космодроме Байконур (1964), свою первую статью в сборнике научных работ, посвящённых проблемам научного управления, изданном в МГУ им. М.В. Ломоносова (1966), своих первых студентов (школа-студия при МХАТ, 1965-1970), свою первую монографию (ВПА им. В.И. Ленина, 1972), защиту кандидатской (1968) и докторской (1974) диссертаций, свою первую служебную зарубежную командировку (1970, Братислава), свой первый поэтический сборник (2001) и многое другое в этом же ключе.

О каждом подобном событии можно было бы написать подробно, но на подобное «расточительство» автор всё-таки не решился, хотя упомянул о многих уже здесь названных событиях в юбилейной книге, конечно, следует.

«Меня не оставляет желание как можно полнее рассказать о своих сверстниках, о людях, с которыми мне довелось работать, дружить, спорить и т. д. Тем более что некоторые из них уже ушли. Они, мои сверстники и сослуживцы, не гнались за славою и богатством. Они трудились и служили во имя Отечества, они были детьми своего социалистического времени. Они и есть мои, как говорили в старину, dramatis personae – действующие лица моего повествования».

Поэт Андрей Дементьев когда-то написал:

 

Не важно, кто старше из нас,

Кто – моложе.

Важней, что мы сверстники

Трудных времён.

И позже История все подытожит...

Россия слагалась из наших имён.

 

Из имён друзей и коллег Вилен Иванова – а это не просто слова, а факты, и в самом деле слагалась мощь и Советской армии, и Советской науки, и Советского государства.

Вилен Иванов – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук (РАН) (30.05.1997), советник РАН (с октября 2005), член бюро отделения общественных наук РАН, вице-президент Российской академии социальных наук, главный редактор журнала «Наука. Культура. Общество», член Президиума Российской социологической ассоциации, почётный член Российского общества социологов, действительный член Академии социальных наук Белоруссии, вице-президент Международной академии союзного государства Россия-Беларусь, член Союза писателей России, действительный член Академии литературы (с 2006 г.), Почётный доктор Института социологии РАН.

А еще он уже несколько лет возглавляет Совет по публицистике, науке, культуре и образованию Московской городской организации СП России. Ежемесячно Совет проводит в ЦДЛ встречи, где собираются не только коллеги и друзья В. Иванова, члены Совета, но приходит много молодежи.

Воспоминания, по большому счёту – это часть исторического знания, значение которого трудно переоценить. Идущие вослед должны знать правду о нашем времени, о людях, его созидавших, пишет В. Иванов в предисловии к своей книге. Уместно вспомнить нашего литературного классика Даниила Гранина, высказавшего озабоченность в связи с тем, что «чувство растерянности среди новых поколений, никто не знает о нашей прошлой жизни, о наших героях, кумирах, обычаях, а то, что знают, большей частью искажено, переврано, скудные остатки, малонужное старьё».

Исправить эту ситуацию ещё не поздно и вполне в нашей власти.

Вилен Иванов не лукавит, когда говорит, что ему интересны не только его ровесники, но и люди молодого возраста. Им предстоит идти дальше, вершить судьбу своей страны. «В своих книгах я пытаюсь им рассказать о наших деяниях, передать им свой опыт и знания. Одновременно я учусь у них и даже иногда восхищаюсь ими, а иногда и сочувствую. На их долю выпало жить в жестокое время возрождения капитализма в его довольно примитивных формах. Устоять. Не поддаться чуждым русской ментальности ценностям и жизненным установкам, научиться активно противостоять манипуляторству и ментальному насилию – я им искренне желаю. В основе развития общества лежит преемственность поколений, и эта мысль убеждает меня в необходимости продолжать однажды начатое дело в различных его ипостасях».

Важно отметит и тот факт, что Вилен Иванов – поэт. Он автор нескольких поэтических сборников. И именно стихотворный раздел «Раздумья юбиляра» завершает повествование. Этот вполне лирический раздел дополняет уже высказанные в предыдущих разделах книги идеи, придает им некую эмоциональную окраску. В свое время один из крупнейших писателей XX века Х.Л. Борхес определял лирику как «услужливый гимн во славу любовных удач и неудач». Но это лирика другая. Ее отличает гражданская (социологическая) направленность. В. Иванов не исключает, что такая лирика сделает книгу более привлекательной для читателя, особенно для молодого, поможет что-то лучше понять и воспринять. «Мне очень хотелось, чтобы моя “социологическая лирика” была не только моей по сути, но чтобы в ней нашли свое отражение мысли и чувства моих сверстников, коллег, сослуживцев, чтобы читатель ощутил атмосферу того времени, о котором я написал».

Этот раздел мы не будем цитировать, этот раздел книги все-таки нужно прочитать каждому лично и полностью, иметь своё представление о творчестве и мыслях Вилена Иванова.

«Иногда появляется желание объяснить себе самому post factum своё поэтическое творчество. Как назвать, как определить то, что реально “получилось”? Мне всегда была близка позиция замечательного русского советского поэта Евгения Винокурова, выраженная следующим образом: “Для меня поэзия – это прежде всего мысль. Велико значение музыкального начала, но как велик, как бесконечен смысл, это слово, этот «логос», который был в начале всех начал. Мысль не стареет. Молод по-прежнему Данте. Поэзия – верховный акт мысли”».

В своем литературном творчестве Вилен Иванов пытался доказать, что в поэзии в полной мере могут получить отражение наблюдения и выводы, полученные социологами в ходе проводимых ими исследований. Так появился термин «социологическая лирика», пишет В. Иванов, и так была названа одна из первых моих более или менее обстоятельных поэтических книг. Но это то, что касается содержания. Что же касается поэтической формы, то, по мнению нашего юбиляра, наиболее адекватен нынешнему времени поэтического малочтения жанр минимализма. Когда-то поэт и ученый Ю.И. Минералов написал: «Что такое минимализм?» И ответил: «Замените изначально иностранный термин “минимализм” на слово “простота” – вот и всё – это одно и то же. В простоте святость и просветление – две высокие цели западной и восточной цивилизаций». И дальше: «То, что коротко, то правдиво, потому, что идёт от души».

Вилен Иванов говорит: «Простота и краткость. Я готов написать это изречение в качестве эпиграфа к своим стихам, вошедшим в поэтические сборники: “Мысли вслух” (2011), “Четвертушки” (2014), “Рефлексия” (2018) и к своему “Раздумью юбиляра”. Именно в этом ключе “случались” (А. Вознесенский) мои написанные в разные годы стихи. Работая над книгой “От 70 до 100 и далее...”, я беседовал со многими “попавшими” в этот возрастной диапазон людьми, и у меня сложились вполне определённые представления об их настроениях и чаяниях. Надеюсь, что в какой-то мере в своих “раздумьях юбиляра” мне удалось их отразить. В какой – судить читателю из “третьего возраста”».

 

Напрасно В. Иванов предвидел критику в свой адрес за «жанровую эклектику», за некоторую смысловую непоследовательность в рамках лирического раздела книги. Последняя объяснима, ибо стихи написаны в разное время и отражают настроения автора, которые, как известно, переменчивы. Конечно, без критики обойтись невозможно. Но в этом ли проблема? Наоборот. Очевидна некая «диспропорция» в объеме разных разделов книги. А это вообще не важно. Наиболее объемным и детализированным получился раздел, посвященный «третьему возрасту». Во-первых, это самые «близкие по времени» годы жизни и творчества юбиляра. Во-вторых, о предыдущих годах он уже писал в своих книгах, а это – новые мысли и эмоции. И, в-третьих, это можно объяснить желанием автора показать, что и в свои «вечерние годы» (Даниил Гранин) многое можно сделать при желании и при соответствующих волевых усилиях.

«Что-то из написанного в разных разделах книги может вызвать несогласие и возражения, но это обычная история. К тому же ожидаемая критика может оказаться полезной. Такое тоже бывает. В процесс работы над рукописью я стремился не уходить далеко от уже написанного, периодически ссылаясь на уже изданные книги с тем, чтобы заинтересовавшемуся каким-либо сюжетом или эпизодом читателю можно было бы получить при желании более полную информацию».

И ему, нашему замечательному юбиляру, прекрасному человеку Вилену Николаевичу Иванову, это удалось!

 

 

 

 

Компания «СТМ-траффик» https://ctm-traffic.ru/services/container/ занимается перевозками, как междугородними, так и международными. Товар может быть доставлен любым, выбранным клиентом способом. Это автомобильные, морские или железнодорожные перевозки, а также смешанный способ, то есть при использовании разных видов транспорта. Выбор всегда за клиентом.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Алексей Курганов
2019/07/08, 03:26:21
Надо ли так понимать, что этот самый термин "нарратив" подразумевает т.н. "вещь в себе"? То есть, читатель ей вроде бы и не обязателен.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов