Марина ЗАМОТИНА. «Миражи и были МАРКА КАЗАРНОВСКОГО». – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019.
Марина Замотина на протяжении многих лет очень внимательно (судя по пристальному цитированию), веско (судя и по критическим ноткам) и талантливо написала, а позже собрала под одной обложкой литературоведческую антологию произведений одного автора – Марка Казарновского. Не обо всех произведениях она вспомнила, разумеется (автор пишет много и постоянно, к счастью), а только о 14 (!) последнего ближнего времени. Некоторые люди за всю жизнь столько и не прочитали! Исследователь творчества писателя не только прочла всё, но и по каждой книге письменно засвидетельствовала своё к ним отношение. Работа Замотиной это, конечно же, популярное литературоведение (если судить по дотошности и объективности), но с несомненным научным подходом. И я бы сказал «монография», но объем маловат и ссылки почти отсутствуют. И все же – это серьёзная работа, без комплиментов и подхалимажа.
Марк Казарновский – человек удивительной судьбы: кандидат наук, причём биологических, весёлый хулиган в прозе и большой романтик и серьёзный путешественник; живущий ныне то в Москве, то в Париже; пишущий то исторические исследования, то лирические стихи. Но, как подмечает писатель Замотина о писателе Казарновском, тот сам (в книге «Нечаянные записки») вспоминает приговорку приятеля: «Любое произведение литературы, как и любая водка, своего потребителя найдут». Да, потребители имеются, судя по частоте публикаций, участия писателя-биолога в различных творческих экспедициях, встречах с читателями, литературных конференциях и участия в альманахах и коллективных сборниках. Автор же «Миражей и былей» не берется за статистический отчет культурной и общественной деятельности писателя, а скрупулезно исследует живую ткань его книг.
Надо заметить, что сочинители без базового литературного образования как-то незаметно, но весомо и солидно вносят в жизнь отечественного писательства научную обстоятельность, взгляд не из глубин чистого творческого процесса, а с академической стороны. Режиссер Шукшин и врач Аксенов, студент финно-угорского отделения ЛГУ Довлатов и биолог Кир Булычев, японист Аркадий и астрофизик Борис Стругацкие… Казарновский – биолог и интересный современный прозаик. Кстати, Марина Замотина написала свою книгу не в расчёте защитить кандидатскую в Институте медико-биологических проблем. Потому что здесь есть и деликатная, но справедливая, на мой взгляд, критика сочинений литератора. Это говорит и об объективности исследователя, о собственной позиции и вкусе.
Литературе, искусству многое позволено, да не всё простительно! Изучая в свое время английский, я не стал (хоть наставник по языку из знаменитых советских разведчиков в США рекомендовал) читать американские детективы – простые в потреблении, как газета «Правда». А читал рассказы о Маугли. Труднее, но интереснее. Потом все поражался над замечательным советским мультфильмом о коллизиях детеныша в волчьей стае. Ведь у Редъярда Киплинга тигровый питон Каа – дама, а прекрасная чёрная пантера Багира (в мультике) в книжке – мужик! В 1973-м году, когда вышел мультсериал, отбивки между эпизодами украшал павлин со своим пышным хвостом, но без слов… Оно и понятно, хоть у Киплинга он и разговаривает, да зовут его… Мао!.. С мультфильмом я смирился, а, например, с оперой «Евгений Онегин», где герои на сцене в джинсах и с мобильниками – не могу и не стану.
Марк Казарновский знает правила честной писательской игры: фантазия (или миражи) имеют границы. А любовь к своим персонажам и читателям – не имеет. Что и свидетельствую, прочитав несколько книг Марка Яковлевича и отличную работу о них Марины Замотиной.
Комментарии пока отсутствуют ...