Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Он вошёл в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, обогативший нашу поэзию новыми интонациями, ритмами и приёмами. Его стихи давно стали хрестоматийными, они легки, воздушны, наполнены мыслями, впечатлениями, радостью и печалью. Фет – тонкий, трепетный, страстный поэт, следующий романтической традиции и оказавший огромное влияние на все последующее развитие русской литературы.
Основные темы его творчества – природа, любовь, искусство. Фет утверждал, что красота – единственная цель поэта. Он находит красоту повсюду и воспевает её в своих произведениях. При этом в них нет особенной таинственности и искусственности. Но они наполнены любовью и гармонией, живут, благоухают, переливаются радужным разнотравьем. А за внешней простотой открывается естественная красота и неповторяемость.
Его стихи трогают душу, пробуждая в сердце светлое и тёплое чувство, рассказывают о трепетной любви и женской красоте.
На заре ты её не буди.
На заре она сладко так спит,
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит…
Человек счастлив, если живёт в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Природа у Фета удивительно богата звуками и красками. Поэт говорит о ней, как о чём-то живом. Она всегда переменчива. Здесь нет полного покоя.
В его стихах природа изображена детально, она очеловечена, как ни у одного из его предшественников.
«Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу», – писал К.Д. Бальмонт.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении автор превосходно передаёт «благоухающую свежесть чувств». Оно наполнено счастьем любви. Любовь украшает мир, движет душу человека вперёд. Написано ярко и интересно.
Я вас рассматривал украдкой,
Хотел постигнуть – но, увы!
Непостижимою загадкой
Передо мной мелькали вы…
Во всей русской поэзии нет никого, равного Афанасию Афанасьевичу по остроте переживания. Он особенно умело передаёт нюансы чувств, настроений. Стихи у него изумительно образны, выразительны. Это один из самых утончённых лириков.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Героиня этого стихотворения сестра Софьи Андреевны Толстой – Татьяна Берс.
Стихотворения поэта музыкальны, лиричны и напевны. Звёзды у него молятся, луна играет, цветы улыбаются, берёзы ждут, пруд грезит.
Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистел соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней…
Он любил изображать времена года, переходные состояния природы: весну, лето, осень, зиму. Даже в картинах увядающей природы автор находит неповторимую прелесть, красоту, которая рождает светлые, добрые чувства.
С.Я. Маршак писал о Фете: «Его стихи вошли в русскую природу, стали её неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полёте бабочки, проникновенными пейзажами. Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…»
Я жду… Соловьиное эхо
Несётся с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки…
Ритмы его стихов заряжены энергией, они разнообразные, тонкие и звучные. Он добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха.
На стихотворения Фета написано множество романсов, в том числе: «Тихая, звёздная ночь», «На заре ты её не буди», «Не отходи от меня», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Я плакал во сне», «Шёпот, робкое дыханье», «Уноси моё сердце в звенящую даль», «Молчали листья, звёзды рдели», «Сияла ночь», «Я тебе ничего не скажу».
Музыку к ним писали композиторы: П.И. Чайковский, А.Е. Варламов, А.С. Аренский, И.И. Билибин, К.Г. Пауфлер, Г.А. Демидов, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, С.И. Донауров, Н.К. Мейнер, П.П. Булахов.
Пётр Ильич Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным».
Природа и любовь в его творчестве дополняют друг друга, сливаясь в единое целое:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Именно в любви человек показывает своё истинное лицо. Любовь также испытывает душу, чувства и убеждения человека, отношение к жизни и её ценностям. Она высвечивает всё самое лучшее в человеке.
Первый лирический сборник А.А. Фета «Лирический пантеон» вышел из печати в 1840 году. После его выхода к автору быстро приходит известность. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», – писал в 1843 году В. Белинский. В 1850 году был опубликован второй поэтический сборник Афанасия Афанасьевича, а в 1856 году – третий. Потом последовал длительный перерыв (17 лет). Правда, в 1862–1871 годах он печатал в журналах очерки, основывающиеся на его хозяйственном опыте. И только в восьмидесятые годы публикуются четыре выпуска его сборника стихотворений «Вечерние огни». При этом необходимо отметить, что социальная тематика и философские аспекты не привлекали поэта.
Человек сложной судьбы: поэт и помещик, безродный разночинец и дворянин, преданный всем своим существом погибшей от любви к нему девушке и муж своей супруги.
Вспоминая прожитые годы, А.А. Фет писал: «Тогда я был бедняком-офицером, полковым адъютантом, а теперь, слава Богу, орловский, курский и воронежский помещик, коннозаводчик и живу в прекрасном имении с великолепной усадьбой и парком. Всё это приобрел усиленным трудом, а не мошенничеством, и на этот счёт я покоен».
Скончался Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово Орловской области, в родовом имении Шеншиных.
К смерти поэт испытывал лишь холодное безразличие, и своё отношение к ней он выразил в стихах:
Пусть головы моей рука твоя коснётся,
И ты сотрёшь меня из списка бытия,
Но пред моим судом, покуда сердце бьётся
Мы силы равные, и торжествую я.
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь уйдёт, и плачет, уходя.
Тонкая поэзия А.А. Фета будет жить долгие века. Она стала частью нашего общества, как звёзды, солнце и луна, вошла в мировой фонд мировой поэзии. Хочется снова и снова обращаться к этим изумительным, мелодичным стихам, вызывающим восхищение тонким лиризмом, лёгкостью и удивительной музыкальностью.
В творчестве этого замечательного поэта мы находим всё больше глубины и прозрения, испытывая на себе её красоту и очарование.
Удивительная способность и серьёзно поразмыслить, и улыбнуться, и погрустить придаёт его творчеству духовную полноту, объёмность и многозначность.
Каждый может найти в них то, что его волнует, что понятно и близко, что созвучно его душе.
Комментарии пока отсутствуют ...