И вновь о мифах Древней Греции

3

7387 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 121 (май 2019)

РУБРИКА: Книга

АВТОР: Гребенников Игорь

 

Алексей Рябинин. «Загадка сфинкса». – Спб, Антология, 2019.

 

Кто не читал мифов Древней Греции? Вряд ли есть такие люди. Читая мифы, мы попадаем в удивительную страну как фантазий, так и реалий одномоментно. Тут и подвиги, и приключения, И, конечно же, любовь и коварство, мужество и предательство, коварство и жестокость. Да вся гамма человеческих качеств и чувств! А вот надо ли читать, а уж тем более перечитывать мифы? Ведь год из года выходят в свет новые книги, в которых в той или иной форме идет очередной пересказ уже всем известной истории.

Попробуем разобраться. Как написано в энциклопедии: «Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени её влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и – в меньшей степени – древнегреческому языку античные мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению».

 

А чем может помочь современному человеку знание древнегреческой мифологии? Зачем нам, людям ХХI века, все эти страсти и древняя возня? Студентов в расчет не берём, равно как и школьников. Это образование, тут и говорить нечего. Но ведь мифы Древней Греции в книжных магазинах продаются в отделах художественной литературы.

Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Трудно установить точно, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей.

 

Есть много научных работ на эту тему. Мудрёные и заумные. Одна из цитат. «Мифология – это сказки для взрослых. А кто сказал, что в сказках  не говорится правда? Та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру – архетипы реальности».

А если сказать просто и доступно?

Мифы Древней Греции нужно знать, ибо в мире греческая мифология повсюду: это названия городов, планет, птиц и так далее. Знание мифов поможет понять многие исторические события и реалии. И вообще мировую культуру.

Культура Древних Эллинов наложила на цивилизацию неизгладимый отпечаток. Греческий миф это не совсем сказка, в этом я с Рябининым не согласен. Миф как бы является свидетелем очень далёких времен и является частью культурного наследия. Без мифов не существовало бы европейского просвещения, а уж как обеднела бы мировая филология! А ведь мифы и создали весьма оригинальную теорию космогонии, когда боги были близки человеку и передавали им свои знания. Любая мифология, в том числе и древнегреческая – это система представлений людей о мироздании и месте человека в нём. Именно поэтому миф – совсем не сказка. Почему мифы всегда были популярны? В случае с эллинами всё просто. Греки населяли значительную часть Европы, имелись греческие колонии на многих территориях. А потому представления древних греков о мире и их культура распространились по евразийскому континенту. После завоевания Греции Римом пантеон греческих богов слился с римским, тем самым заложив основу европейской культуры.

 

После падения Рима и придания христианству статуса официальной религии античная культура, а также мифология, как её основа, были забыты. Но в эпоху Возрождения античность стала эталоном для творческих людей: писателей, художников, скульпторов, писателей. Обращение к древнегреческой мифологии является одним из постулатов последователей классицизма. Вспомним оду Державина «Фелица» или оду Михаила Васильевича Ломоносова «Ода на день восшествия ...». В текстах имеются отсылки к античным мифам, а российские императрицы сравниваются с древнегреческими и римскими богинями.

А если перечитать А.С. Пушкина, В.А. Жуковского? Что касается словесности, то прекрасно сказал в свое время А.С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

К мифологии древних эллинов обращены многие произведения европейской литературы и искусства, и часто используются мифологемы – мельчайшие детали мифа.

Но Алексей Рябинин использует не мифологемы, а пересказывает мифы полностью, категорически (это уже третья книга мифов) называя их сказками. Вот это зря, это существенный, но, по-моему, единственный недостаток его книги.

«Загадка Сфинкса: Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». Пожалуй, я героев я бы богатырями называть не стал, но это уже не так важно. Книга вышла в хорошем оформлении художника Н.А. Васильева.

«Волшебная и загадочная история Фиванского царства, дворцовые тайны и интриги, жуткие чудовища, мрачные пророчества, злополучный царь Эдип и многое другое – в книге Алексея Рябинина «Загадка Сфинкса. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». Так сказано в аннотации. В книге Алексея Рябинина действительно события разворачиваются в Древней Элладе, насчет «удивительного» я бы так утверждать не стал. От этого штампа набилась оскомина. Да нет там ничего удивительного! Увлекательно разворачиваются события? Да. И герои книги, и уж тем более боги расчетливы и прямолинейны. «Завораживающее, полное невероятных сюжетов повествование переносит нас на много веков назад, погружает в тайны и легенды, в хитросплетения мифов Древней Греции. Читатель – и не важно, ребёнок он или взрослый, с удовольствием будет следить за интригующим, захватывающим действием». А вот и нет! Написана книга невероятно просто и очень легко читается. Без хитросплетений и завораживающего повествования. В этом её несомненное достоинство.

«Очень давно, более трёх тысяч лет назад, не было в эллинских землях города, который мог бы сравниться с Фивами по богатству и могуществу. Здесь пересекались важнейшие торговые пути, сюда стекались сокровища со всей древней Эллады. Расположенный посреди Аонийской равнины у реки Йемен, этот город, окружённый неприступными стенами, с самого его основания владычествовал над ближними и дальними окрестностями, внушая страх врагам и покровительствуя друзьям».

 

Именно так говорит Алексей Рябинин. Доступно и понятно. Без восторженных охов и ахов, не нагнетая страха и ужаса. В его книге очень много описаний и разъяснений, казалось бы совсем простых, но конкретных.

«Если взглянуть на карту Греции, сразу станет понятно, что местоположение Фив имело значительные преимущества. Область Беотия, в центре которой расположены Фивы, находится в самом сердце современной Греции. Беотия граничит на востоке с Фокидой, самый известный город которой – Дельфы – был в древности главным местом паломничества, так как именно в Дельфах находился знаменитый Храм Аполлона, где Пифия изъясняла всем желающим волю богов и предсказывала будущее. К югу, минуя Мегары, можно было…»

Вот куда «можно было», уж пусть дальше читатель выясняет сам. Замечу, что уж подобное повествование никак со сказкой не соотносится.

Но читается с интересом, даже такое, казалось бы, самое простое географическое описание. А уж если к этому добавляются элементы детектива и «закручивается сюжет», то – поверьте на слово – книга читается на одном дыхании.

Её легко пересказывать детям, что тоже очень важно.

Да и дети прочитать её могут сами, издана книга в лучших традициях отечественной полиграфии.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов