О поэме О.Н. Дарановой «Болдино»
Если говорить нелицеприятную правду о том, в каком состоянии в нашем крае находится искусство, то в первую очередь следует сказать, что последние тридцать лет её заглавная составляющая – поэзия неуклонно катиться по нисходящей. Этому способствует огромное количество сборников, выпущенных откровенными бездарями, а еще больше – взаимная лживая деликатность в оценке откровенно слабых стихов. Всеобщая нетребовательность к слову привела к деградации читательского вкуса, который в относительной чистоте сохранился только среди остатков советской интеллигенции, воспитанной на классических образцах русской литературы.
Упадочное состояние поэзии вроде бы понимают все, но разобраться, что произошло в «Отчизне поэтов», то бишь в Ульяновске, никто не спешит, хотя ответ следует искать в самих поэтах, способных во множестве производить уйму пошлых строчек и вполне быть довольными своими мнимыми успехами.
Но, к счастью, как сказал Николай Рубцов, «в нашей деревне огни не погашены…» И в сумеречное безвременье настоящая русская поэзия никуда не девалась. Она жива, но в силу присущей ей правды отстранилась от склочной и бездарной якобы творческой публики, поднялась над низменными страстями, премиальными склоками и ждала, когда до её эстетических требований возвысится поэт с поэмой классической пробы, не отягченной провинциальной тяжеловесностью случайных слов, и скажет с простодушной откровенностью:
Я еду в Болдино. И снова
Стоит осенняя пора...
Вот поворот на Кистенёво!
А вон знакомая гора...
О Пушкине столько всего понаписано, в основном прозой, что браться за эту тему, да еще в стихах, решится, далеко не каждый. Но Ольга Николаевна Даранова подготовилась к главному творческому труду своей жизни весьма основательно: и филологически, и исторически, и духовно, и поэтому уже первые стоки вступления очаровывают читателя, и погружают его в стихию и гармонию русского слова.
Россия, славься долги лета!
Хранима будь перстом Христа.
Твоих красот не счесть поэту,
Но есть заветные места.
Туда влечёт неукротимо,
Там миром полнится душа,
И в тишине неуловимо
Идут столетья, не спеша.
Там вдаль манящие аллеи
Хранят летучий звук шагов,
И вечер, тихо пламенея,
Доносит отзвук вечных строф...
Такое легкое и свободное начало поэмы меня сразу и обрадовало и обнадёжило, что наконец-то и на нашем заросшем сорняками безвкусицы поэтическом поле «Отчизны поэтов» проросло что-то стоящее и своеобычное.
«Хранима будь перстом Христа». «Там вдаль манящие аллеи Хранят летучий звук шагов, И вечер, тихо пламенея, Доносит отзвук вечных строф...»
Как умело это произнесено – легко, пространственно и зримо! Автор несомненно талантлив, и вся поэма полна опоэтизированных деталей быта двухвековой давности, которые во многом способствуют созданию достоверной атмосферы уже стародавнего для нас времени. Ольга Николаевна не только сама свободной поступью вошла в поэму, но ввела,
в нее без всяких усилий читателя.
А в доме сумрак, тени длинны,
Луч золотится на полу
Портретов череда старинных…
Иду к ломберному столу.
Чернила чётки! Его строки,
Рисунки, вымаранный лист...
И вензеля размах широкий,
Как злой пурги протяжный свист.
Обитель скромная, оконце,
Шкаф с книгами, бюро, диван.
Потоком утреннего солнца
Наполнен день, что Богом дан…
«Поэзия должна быть глуповата», – казалось бы, небрежно молвил Александр Сергеевич. И множество поэтов прошли мимо этой фразы, не обратив на неё должного внимания, хотя она несёт в себе более глубокий смысл: «Поэзия должна быть простодушна, то есть откровенна». Пушкин и свою Музу называл «резвой простушкой». Пастернак мечтал «впасть как в ересь в неслыханную простоту». Знающие люди говорят, что Бог – это самое простое существо, и Слово, коим он создал всё сущее просто, как и он Сам.
Конечно, поэт во время творческого акта не перебирает слова, он произносит то, что ему приходит на ум, и выбор весомого простого слова принадлежит его таланту, литературному вкусу и пониманию своего предназначения. Одним днём творческий опыт не приобретается. И прошёл не один год, прежде чем Ольга Даранова насытила свою душу поэтическим веществом, позволившим ей говорить обо всём ясными простыми словами.
Да и сама пушкинская тема поэмы призвала её к этому, тема очень сложная, полная всяческих соблазнов, подталкивающих поэта, идя на поводу литературной моды, отвергнуть простоту, и пуститься в конструирование метафор, а то и вовсе перейти на корявую прозу, как это сейчас принято в русскоязычном стихотворчестве. Но тут, мне кажется, лиру Ольги Дарановой взял под своё покровительство пушкинский гений, и не позволил ей с набранной высоты слововыражения опуститься до пошлой обыденности, которой повально заражена современная поэзия самых разных направлений.
Но вернёмся к поэме: простота первых строф в ней не так уж и проста, а достаточно многомерна и многозначна, поскольку опирается на точность поэтического слова, когда наш автор из своего поэтического лука точно в цель посылает одну за другой стрелы творческого вдохновения:
Господский дом. Горбатый мостик.
Часовня, старый парк, пруды…
И время вспять, и снова осень!
И манят прошлого следы.
или
Иду берёзовой аллеей.
Просторно глазу, даль чиста!
Вдали нарядно храм белеет,
И плавно лист летит с куста…
Взять главным героем поэмы Пушкина – шаг опасный и самонадеянный, ведь тогда автору волей-неволей предстоит вступить на поле, где непревзойденно царствует гений. Поэтому авторский массив поэзии должен быть достаточно надёжен, чтобы выдержать сравнения с Пушкиным, которые неизбежно возникнут у читателя. И, надо сказать, Ольга Даранова с этой задачей справилась достойно. В этом ей помогло понимание, того, что о Пушкине надо писать пушкинским слогом, не заноситься, а скромно и умно, чтобы отраженный от Пушкина свет истины падал и на её скромное творение.
По композиции оно незамысловато. Основная часть поэмы представляет собой ряд поэтических зарисовок о трех пребываниях Пушкина в болдинском имении, которые воссозданы уверенной рукой вполне состоявшегося русского поэта. Так может чувствовать и писать только человек русской культуры, от коей нас всё дальше отодвигает устроенная вне корневых русских нравственных ценностей современная жизнь, А поэту надо видеть Россию, понимать, предвидеть её судьбу всегда в «состоянии духовной трезвости» (Н. Гоголь), особенно сейчас, в безвременье, когда она лишена своей идеологии (русской культуры).
Он пишет, гений темнокудрый...
Стремительно бежит строка.
Ко лбу взметнулась в мысли мудрой
В запястье тонкая рука.
Перо застыло, взгляд печален,
Оливы глаз блестят в ночи.
В какие давности и дали
Сейчас ты смотришь и молчишь?..
В последних двух стоках сказано самое главное о сегодняшнем Пушкине. Для нас он существует как бы двух измерениях. В одном как небожитель, в другом как активный участник современного творческого процесса.
Вперёд, к Пушкину!..