На службе Отчизне штыком и пером

1

7373 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 119 (март 2019)

РУБРИКА: Память

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

Сергей Сергеевич Наровчатов родился 03.10.1919 в городе Хвалынске Саратовской области. Поэт, литературовед, публицист. Герой Социалистического труда. Секретарь Союза писателей СССР и первый секретарь Московского отделения СП РСФСР. В период с 1974 по 1981 год работал главным редактором журнала «Новый мир». При жизни писателя было издано двадцать четыре сборника его стихотворений и поэм.

«Он всю жизнь прожил и проработал в литературе, имел не только большой талант, но и опыт. Был он одним из лидеров в послевоенной поэзии. И по должности тоже был официальным лидером: несколько лет работал первым секретарём Правления Московской писательской организации, ну и затем возглавил журнал, который тоже считался лидером в советской литературе» (В. Карпов).

С юношеских лет Сергей Наровчатов занимал активную жизненную позицию:

 

Юностью ранней

Нас привечал

Ветер скитаний

Песнью начал

(Юностью ранней).

 

Он участник двух войн: Советско-финской и Великой Отечественной. Воевал самым настоящим окопным офицером, не раз награждался боевыми орденами и медалями. Прекрасно знал тяжёлую и суровую жизнь на передовой. Поэтому в его поэтических произведениях преобладает военная и историческая тематика. Он обогатил русскую поэзию новыми художественными открытиями. Сергей Сергеевич говорил: «Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни, именно поэтому о них трудно говорить. На войне я сформировался и как человек, и как поэт».

Соединение простоты и возвышенности, человечность, точность и ёмкость, блеск сравнений и описаний – свойства книг, написанных С. Наровчатовым.

Его поэзия разнообразна по тематике. Он писал стихи о Родине, о патриотизме, о природе, о героических годах Великой Отечественной войны, о людских судьбах, связанных с этим периодом нашей истории:

 

Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожжённых сёл, казнённых городов,

По горькой по земле, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов…

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

– Россия, мати! Свете мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя?

(В те годы).

 

Героев его книг роднит одно: самоотверженное служение Родине в лихую военную годину. Он – поэт со своим голосом и мироощущением. Для его стихов характерны простота и ясность стиля, точность слова, в них чувствуется боль, печаль, тревога, непримиримость добра и зла, света и тьмы. А ещё в них звучат: мужество, доблесть и непреклонная воля к победе над врагом:

 

Взгляд цепенел на кирпичном хламе,

Но тем безрасчётней и тем мощней

Одна стена вырывалась, как пламя,

Из праха рухнувших этажей,

Улиц не было. В мёртвую забыть

Город сожжённый глядел, оглушён,

Но со стены, обращённой на запад,

Кричала надпись: «Вход воспрещен!»

(Стена).

 

Его поэзия – колоссальная работа души. Она лаконична. Иногда поэту достаточно нескольких строк, чтобы раскрыть огромную тему, постичь непознаваемое. Со всем этим Сергей Сергеевич справляется достойно.

Есть у настоящего русского человека готовность пожертвовать собой ради другого, простить противника, порадоваться чужому счастью. Реалистические краски придают творчеству поэта достоверность и глубокую содержательность:

 

Здесь мертвецы стеною за живых!...

…Я думал о конце без лишней грусти:

Мол, сделают ребята из меня

Вполне надёжный для упора бруствер.

…Всё, кажется, сослужено… Но глядь,

Мы после смерти тоже службу служим!

(Здесь мертвецы стеною за живых).

 

Такое выдумать невозможно. Это нужно прочувствовать и понять.

Мирный труд недавних бойцов и философско-гражданская лирика – одна из главных тем его послевоенного творчества.

Одно из лучших его стихотворений этого периода – «Пёс, девчонка и поэт». В нём автор приводит нас к мысли, что человек не должен быть равнодушным. Сделать выбор всегда тяжело. Но часто это выбор между добром и злом. И тут на помощь приходит совесть – голос Бога внутри человека, как говорят в Индии. Совесть и нравственность – это то, что делает человека человеком.

 

И в этот вечер я не встал со стула,

История мне не простит вовек,

Что пёс замёрз, девчонка утонула,

Великий не родился человек!

 

Это стихотворение отличается глубокой, но сдержанной эмоциональностью.

Большое внимание поэт уделяет картинам природы, воссоздавая тихие и мирные зарисовки:

 

Я осень давно не встречал в лесу

И, удивлённый, глазею в оба,

Как в тихих ладонях ветры несут

Кленовое золото высшей пробы…

(Осень).

 

Здесь не только эмоции, здесь точно выражены свойства подлинной лирики. Поэтическое слово возносит автора. Стихи наполнены жизненной силой, ненавязчивы и вполне отчётливы.

 

Где солнце в полнеба,

Где воздух как брага,

Где врезались в солнце

Зубцы Карадага,

Где море легендой

Гомеровой брошено

Ковром киммерийским

У дома Волошина…

 

Бывая в Коктебеле и любуясь Карадагом, я всегда вспоминаю эти строчки поэта.

Он всюду говорит о природе, как о чём-то живом. Он показывает её в разнообразии оттенков и состояний:

 

Чудесней такого рассвета

Никто бы придумать не смог…

Там ярко-зелёного цвета

Становится утром восток.

В причудливом этом сиянье

Над пеной морскою вдали

Вулканов встают очертанья

У самого края земли.

А море в серебряной дымке

Холодной предутренней мглы,

И звёзды белы, как снежинки,

Как иней на окнах, белы…

(Курильские есть острова).

 

В стихах слышится спокойная задушевность, гармония, простая умная сбалансированность повествовательных линий.

Его героям ведомы радости встреч, горечь разлук и глубокая затаённая грусть:

 

В огне сжигающей любви,

В сумятице минут,

Где руки тонкие твои

Одни меня спасут!

(Пожар).

 

А в стихотворении «Старая песенка» есть замечательные, запоминающиеся строчки:

 

Звучала гордая досада

На то, что жизнью не дано:

«Меня не любят – и не надо,

Мне всё равно, мне всё равно!

 

Образ Родины у поэта сливается с образом огонька, родного, близкого и тёплого. В этих стихах слышится оригинальная интонация и активная полифоничность. Автор размышляет о судьбе русского народа, о его воле к победе, традициях и характере.

 

Пусть будет так. Пусть будет к ним добрей

Жестокое и трудное столетье.

И радость щедрых и прекрасных дней

Получат полной мерой наши дети…

 

Поэзия – магическое искусство. Она околдовывает и привораживает, трогает душу человека. В ней заложена несокрушимая сила Слова:

 

Вы умерли, любовные реченья,

Нас на цветной встречавшие тропе.

В поступке не увидеть приключенья,

Не прикоснуться, молодость, к тебе…

(Зелёные дворы).

 

Читатели в стихотворениях С.С. Наровчатова ищут и находят строчки, созвучные их мыслям и чувствам.

Из-под его пера вышли сборники стихотворений: «Костёр», «Солдаты свободы», «Взыскательный спутник», «Четверть века», «Через войну», «Знамя над высотой», «Боевая молодость», поэма «Фронтовая радуга», в которых преобладает военная тематика.

Он автор прозаических книг: «Необычное литературоведение», «Атлантида рядом с тобой. Критика, полемика, размышления», «Мы входим в жизнь: Книга молодости» и поэтических сборников: «Пёс, девчонка и поэт», «Полдень», «Ширь», поэма «Пролив Екатерины».

Умер С.С. Наровчатов в Крыму, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В стихотворении «Чудо» он писал:

 

В день, когда навек угаснут силы,

В сердце не останется огня,

Соберутся у моей могилы

Женщины, любившие меня…

 

Так и было.

Имена писателей и поэтов остаются в памяти народной гораздо дольше, чем людей других профессий. Забываются фамилии политиков, руководителей, когда-то решающих судьбы сотен и тысяч людей. А писатель ещё живёт в своих произведениях, пока их читают люди.

   
   
Нравится
   
Комментарии
Николай Полотнянко
2019/03/15, 06:54:54
Автор множества неживых стихов и поэм. Цитаты в публикации это подтверждают. При нем "Новый Мир" тоже омертвел окончательно.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов